Источник

XVIII. Благотворительное общество при Троицком соборе на Петербургской стороне

Устав общества. – Открытие и первые годы деятельности. – Квартира для бедных женщин. Преобразование ее в богадедьню. – Даровые обеды. – Ясли. – Новый устав. – Последние годы. – Главнейшие благотворители. – Капиталы общества.

Устав «Попечительного общества о бедных в приходе Троицкого на Петербургской стороне прихода» утвержден в 1873 году. Особенностью устава, кроме названия общества, было содержание § 5 и 10; первый определял состав общества – «из местных священнослужителей, церковного старосты и прихожан, и посторонних лиц обоего пола, всех званий и сословий»; второй требовал, чтобы средства общества употреблялись «исключительно на дела благотворительности», и чтобы расходы на канцелярские надобности и тому подобное, покрывались складчиной между членами попечителями. Органом деятельности общества являлся, по уставу, также не «совет», как в других благотворительных обществах, а «распорядительный комитет». Во всем прочем устав был сходен с уставом других приходских благотворительных обществ, открытых ранее Троицкого.

Открытие общества состоялось 1 октября 1873 года. Первые годы жизни общество отличалось выдающеюся скромностью. Число всех жертвователей никогда не превышало ста человек, за 10 лет существовала общество имело на приходе лишь немногим более 18,000 рублей, по 1,800 р. в среднем в год. В соответствии с этим и деятельность общества не могла быть иной, как только скромной. В первые два года она проявлялась исключительно в выдаче денежных пособий бедным, преимущественно ежемесячных (во второй год 1,218 рублей), и во взносе платы в учебное заведение за воспитание бедных детей. В конце 1875 года была нанята квартира для бедных женщин, после чего цифра ежемесячных пособий сразу уменьшилась в девять раз, но затем опять поднялась, делая колебания от 766 до 282 рублей в год. За первые десять лет израсходовано на ежемесячные пособия 5,807 р., на единовременные 3,149 р., внесено за воспитание детей 405 р. (этого рода взнос заканчивается 1880 годом) и уплачено за квартиру для бедных женщин 5,959 р., всего израсходовано 15,635 рублей. Сокращение выдачи ежемесячных пособий для общества сделалось возможным с 1876 года, со времени взаимодействия с Императорским Человеколюбивым обществом, которое приняло на себя такую выдачу большей части бедных клиентов общества. В квартире помещалось обыкновенно 26 старух. За все это время «о развитии или расширении попечительской деятельности чрез открытие приюта, богадельни или другого какого-либо благотворительного учреждения общество, при всем своем самом искреннем желании, по крайней скудости своих средств, не могло и думать. Оно благодарило Господа и за то, что Он, премилосердый Отец Небесный, благословил труды его и ниспослал благодатную помощь на совершение доброго дела», хотя и в незначительных размерах.

С течением времени, как и в других благотворительных обществах, бесплатная квартира преобразовалась в богадельню. Смотритель богадельни и член общества В. А. Платонович, в конце 1883 г. убедил некоторых благотворителей устроить для призреваемых старух горячий стол; на первый раз это было сделано только для трех дней в неделю, но вскоре горячая пища появилась у богаделенок благодаря В. А. Платоновичу, собравшему на этот предмет свыше 1000 р., ежедневно. Открытие свое богадельня считает с 15 августа 1883 года. В ней призревалось обыкновенно 15–17 старух и один престарелый священник, с 1884 года получавший и пенсию от общества по 3 р. в месяц. Присутствие священника в богадельне налагало на всю жизнь в ней особенную печать. Все делалось с благословения священнического, читались по особому чину молитвы и правила. Богадельня была похожа по распорядку своей жизни на монастырь. С 1890 г. в ней уже содержалось свыше двадцати старух.

Все время, с самого открытия богадельни, Василий Александрович Платонович оставался ее добрым гением, попечительным отцом.

С 1885–86 года Общество стало отпускать приходящим бедным даровые обеды, в первый год обедов было отпущено до 1.500, с течением времени это количество увеличилось до 4,000.

В октябре 1890 года член распорядительного комитета Н. А. Лейкин вошел с предложением открыть при богадельне приют-ясли, где бы бедные матери могли оставлять малолетних своих детей на время дневной своей работы, а затем, по окончании работы, забирать детей на ночь к себе домой. Открытие яслей вызывалось назревшей потребностью среди бедных прихода. Так как Общество опасалось связывать себя открытием нового благотворительного учреждения при ограниченности своих средств, то Н. А. Лейкин, вместе с В. А. Платоновичем и другими некоторыми благотворителями, поспешил собрать на начало нового дела значительную сумму пожертвований, успокоившую Общество в его тревоге. В. М. Пожарский пожертвовал 1,000 р., М. А. Лейкин – 100, гг. Кроль 100 рублей, всего было собрано до 2,500 рублей. И ясли, как и богадельня, поступили под теплое крыло В. А. Платоновича. За первый год в них нашли себе приют 821 дитя временный и 7 постоянный, хотя первоначально устроено было только 4 кровати. Открыты ясли 23 декабря 1890 года.

В течение целых двадцати первых лет деятельности общества оно состояло под председательством настоятеля собора, протоиерея Алексея Алексеевича Лавровского, учредителя и организатора общества, неизменно избираемого в председатели каждый год. За все это время общество имело на приходе 60,125 р., израсходовало – по попечительству 31,768 р., на богадельне 7,681 руб. и на ясли 2,260 рублей. В остатке имелось около 18,500 рублей. Расширившаяся мало-помалу деятельность общества уже не укладывалась в рамки первоначального устава. Возбужден был вопрос о пересмотре устава, изготовлен был новый проект устава, который и получил утверждение министра внутренних дел 10 августа 1894 года.

Новый период своей жизни и деятельности Общество начало уже под председательством Н. А. Лейкина, а протоиерей Лавровский, по преклонности лет и слабости здоровья, отказался от фактического управления делами общества. Благодарное общество избрало его в свои почетные председатели, а когда, недолго спустя, он скончался (31 января 1896 года), дань своего уважения и благодарности выразило в возложении на его гроб венка из живых цветов и постановке портрета его в богадельне. Портрет отца протоиерея, фототипический, приложен к отчету общества за 1894–96 год.

В последние годы общество продолжало сложившуюся уже твердо в течение прежних двадцати лет деятельность почти без перемен. По последнему отчету, за 1897–98 год, в богадельне числилось 19 старух, единовременных пособий выдано 267 рублей. Некоторым ростом ознаменовалась только жизнь яслей, этого детища нового председателя. общества, здесь число постоянно призреваемых детей, мальчиков и девочек, возросло до 14 человек, а временный приют находили себе от двух до восьми детей ежедневно. Сверх того, возникла, мысль о приобретении собственного дома и собрано было на этот предмет пожертвований до 250 рублей; наиболее крупное пожертвование поступило от товарищества тюлевой фабрики чрез священника П. П. Соболева – 165 рублей. На приходе общества за последний отчетный год числилось 4,775 р., в том числе членских взносов и единовременных пожертвований 1,591 р., кружечного сбора 1,336 р. и процентов с капитала 946 р. Свою кассовую отчетность общество ведет, соответственно родам своей деятельности, по трем статьям: попечительство, богадельня, ясли. Приход денег по этим статьям распределяется за последний отчетный год следующим образом: 2,807 р., 592 р. и 1,376 р. В остатке к 1 октября 1899 года числилось всех денег у общества 24.892 р.

Главнейшими жертвователями, за все время существования общества, кроме уже упомянутых, были: «Неизвестный», пожертвовавший чрез протоиерея А. А. Лавровского 4,000 руб., А. И. Аникина, пожертвовавшая 1,100 р., В И. и П. И. Долоцкие, завещавшие по 1,000 р., Н. А. Долоцкий, жертвовавший ежегодно для раздачи бедным к праздникам Рождества и Пасхи, в течение восьми лет, по 150 р., «неизвестный» чрез Небольсина, граф А. Д. Шереметев и Л. В. Акерман, пожертвовавшие по 600 рублей; Е. М. Сушкина – 500, М. В. Захарьинский (по завещанию) 400, Е. И. Петрова 200, Товарищество тюлевой фабрики 150, Н. Д. Красниньков, А. Н. Медникова, В. А. Николаев, Ф. Е. Столярова, М. И. Иванов, И. А. Николаев, А. К. Кузьмин, княгиня Е. И. Суворова и А. А. Долоцкая – по 100 рублей. Два раза жертвовали по 100 рублей «неизвестные» и один раз «неизвестная», один раз в кружке оказался сторублевый билет, в 1897 году общество получило 100 рублей от прибылей, полученных за устроенные платные места при закладке Троицкого моста (чрез Н. А. Лейкина). Значительные вещевые пожертвования приносили А. И. Щербаков и П. С. Зайцев. Врачи Е. Л. Розенштейн и А. И. Нудина оказывали клиентам общества бесплатную медицинскую помощь; К. Герике в последние годы предоставляет богаделенкам бесплатно свою баню, С. Л. Малков на свой счет хоронил умерших богаделенок, а Н. А. Лейкин забирал содержащихся в яслях детей летом на свою дачу в Усть-Тосно. Остается сказать, что В. А. Платонович, с 1897 года переехавший в другую, отдаленную часть города, оставил свое попечительство над богадельней.

За 25 лет своего существования общество собрало свыше 75,000 рублей. Взаимодействие с Императорским Человеколюбивым обществом, весьма живое в прежние годы, в последнее время прекратилось.

XXI. Общество вспоможения бедным в приходе Введенской лейб-гвардии Семеновского полка церкви.

Открытие и первый год деятельности общества. – Богадельня. – Приют. – Собственный дом. – Г. М., В. Е. и П. С. Петровы. – Другие благотворители и деятели. – Общие замечания.

Устав Общества вспоможения бедным в приходе Введенской лейб-гвардии Семеновского полка церкви утвержден 29 июля 1873 года, а открытие общества состоялось 4 ноября 1873 года. Ко дню открытия общество располагало уже капиталом в 3,000 рублей, который составился из пожертвований: неизвестных в 1,000 рублей, в 500 и в 150, Лемтюжникова в 100 рублей и других лиц меньшими суммами от 60 рублей до 95 копеек. В первый год собрано 1,399 рублей членских взносов, 1,059 кружечного сбора, единовременных пожертвований 275 рублей, в том числе выигрышный билет 1-го займа от тайного советника И. И. Домонтовича и 100 рублей от неизвестного. Деятельность выразилась за первый год в выдаче 90 рублей единовременных пособий и 1,064 рубл. ежемесячных. В первый же год общество удостоверилось, что выдача ежемесячных пособий, разрешаемая бедным большей частью за нанимаемый ими квартирный угол, не совсем достигает своей цели, и потому возымело заботу о приискании удобного помещения для устройства богадельни. Была нанята за 780 рублей квартира в 5 комнат в доме № 16–23 на углу Клинского проспекта и Подольской улицы, 22 декабря освящена и открыта для 20 престарелых женщин.

Богадельня или, как она называлась, приют для престарелых женщин, нашла себе с первых же дней редкую попечительницу в лице жены потомственного почетного гражданина Прасковьи Степановны Петровой, которая пожертвовала для призреваемых полную экипировку и затем приняла на свой счет содержание призреваемых в богадельне, так что общество расходовало на содержание богадельни только на наем квартиры.

При таком положении дела, общество, получив в следующем году пожертвование от неизвестной в 2,000 рублей, безбоязненно решило открыть, сверх богадельни, и приют для детей. Приют со школой открыт был 12 октября 1876 года, на 12 девочек. И так как прежнее помещение было недостаточно для того, чтобы в нем водворить и школу, а отдалять школу-приют от богадельни было неудобно, то была нанята для обоих приютов новая квартира, в доме Петрова, на углу Гороховой и Казачьего переулка, № 63–2. Казначей общества, муж попечительницы богадельни, В. Е. Петров пожертвовал кровати со всеми постельными принадлежностями, а сама П. С. Петрова все белье, платье и обувь для детей. А затем П. С. Петрова взяла на себя и все содержание приюта. И в богадельне, и в приюте число призреваемых почти сразу же увеличилось: в первой – до 22, во втором до 17.

Скончавшийся 18 ноября 1881 года член общества, потомственный почетный гражданин Григорий Михайлович Петров оставил обществу, по завещанию, 35,000 рублей на приобретение собственного дома. Общество, получив этот капитал купило у Саутиной, по Можайской улице № 8 и по Рузовской № 9 за 20,000 рублей, деревянный дом с надворными постройками и землей, мерой 277 квадр. сажен. Деревянный дом решено было срыть и построить каменный. 6 июня 1882 года с крестным ходом из Введенской церкви торжественно была совершена закладка нового здания, которое в следующем году и было уже готово. Постройка обошлась, сверх уплаченной за землю суммы, в 40,335 рублей. Недоставшую от пожертвования Г. М. Петрова сумму, 25,810 рублей, внес из своих средств душеприказчик покойного жертвователя, родной его племянник, потомственный почетный гражданин Василий Егорович Петров, уже известный читателю.

Когда у общества вырос свой дом, обширный и прочный, общество уже смело могло взирать на будущее, хотя и замечало прогрессивное уменьшение поступлений членских взносов, кружечного сбора и сбора по подписным листам. Число призреваемых доведено в богадельне до 25, в приюте до 24.

Наиболее обязано общество своим процветанием семейству Петровых. Дядя, Г. М. Петров, завещал 35,000 рублей, на приобретение собственная дома дня богадельни и приюта общества. Племянник его, В. Е. Петров, пожертвовал 25,000 рублей на достройку дома, три раза жертвовал по 100 рублей и с основания общества состоял его казначеем, до самой своей кончины 1 июля 1895 года, и из своих средств уплачивал жалованье смотрительнице приюта, ее помощнице и прислуге. Супруга покойного, П. С. Петрова, с самого открытия и богадельни, и приюта содержала на свой счет всех призреваемых и в богадельне, и в приюте, общество только уплачивало за наем квартиры, пока не было своего дома. Она снабжала призреваемых столом, одеждой и обувью, в 1880 году пригласила детей летом к себе на дачу, за московской заставой, а со следующего лета стала нанимать им дачу в Лесном; по смерти мужа, стала уплачивать и жалованье служащим, которое платил покойный. Непосредственное заведование хозяйственною частью в богадельне и приюте в продолжение первых 13 лет деятельности общества нес, по поручению П. С. Петровой, Н. С. Сампсонов, а после него Г. Н. Петров.

Из пожертвований более значительными были: от А. Н. Муратова 3,200 рублей при его жизни и 1,000 по смерти на поминовение; от Г. А. Тимофеевой 1,200 при жизни и 2,000 по завещанию, на содержание столовой для бедных по праздникам; от В. Н. Вансович 1,000 рублей; по завещаниям Е. В. Алексеевой, О. И. Гербель, П. А. Арефьева, П. Г. Петрова – по 1,000 рублей; 500 от Ф. Д. Булина и по завещанию А. А. Синелобова; по 300 от В. А. Ратькова-Рожнова и Н. С. Сампсонова, по 100 рублей от В. Д. Васильева, И. И. Домонтовича, И. И. Захаровой (по завещанию), М. М. Мясниковой, Е. И. Петровой, М. Г. Петрова, Н. Ф. Родрихс (по завещанию), Е. Н. Сивохина, Е. А. Успенской, четыре раза от неизвестных лиц и однажды за упокой трех имен.

Председательствовали в совете общества неизменно командиры полка, генерал-майоры: князь Н. И. Святополк-Мирский, Г. И. Домонтович, А. И. Пантелеев и В. В. Пенский; дочь председателя, М. А. Пантелеева и диакон Н. П. Благодатский бесплатно учили детей в приюте. Доктора Грибовский и Пахомов оказывали безмездно медицинскую помощь.

Мысль об основании Введенского общества принадлежала священнику Евстафию Васильевичу Крюкову. Переведенный к Введенкой церкви от Троицкой церкви Измайловского полка, где приходское благотворительное общество существовало с 1870 года, он принес в новый свой приход и идею, и свои практическая знания, и немало поработал над учреждением и организацией общества и впоследствии. Он скончался, в сане протоиерея, в 15-й год существования общества. Его сотрудником и. ревностным, старателем общества был почивший в тот же год протоиерей А. П. Знаменский.

За 24 года существования общества получено на приходе около 236,000 рублей. Из них в настоящее время у общества остается 96,000 рублей. В отличие от других благотворительных приходских обществ источники поступлений проявляли все почти время довольно резкие колебания: членский взнос – между 2,064 и 443 рублями, кружечный сбор между 1,936 и 356, пожертвования материалами между 1,459 и 355 рублями, притом с заметным прогрессивным понижением ежегодных цифр по каждой статье. Только доход с недвижимости (дома) и проценты с капитала стояли устойчиво, первый на сумму около 2,500 рублей, а второй доведен в последний отчетный год до 3,500 рублей. Из статей расхода может обращать внимание то, что на ежемесячные пособия общество расходовало менее, чем на единовременные, при общем расходе на те и другие свыше 1,500 рублей.

Остается добавить, что для детского приюта был выработан особый устав, утвержденный 14 октября 1876 года, и что общий устав общества был дополнен, и дополнения утверждены в 1882 году.


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle