Знамения пришествия антихристова и кончины мира

Источник

Содержание

Глава первая. О первом знамении, предваряющем антихристово пришествие, которое есть разорение и конец Римского монаршества Глава вторая. О втором знамении, предваряющем пришествие антихриста, которое есть проповедь евангелия во всем мире Глава третья. О знамении совместном первом, которое есть пришествие Илии и Еноха и убиение их антихристом Глава четвертая. О знамении совокупном втором, как антихрист иудеями воспринят будет вместо истинного Мессии Глава пятая. О знамении совокупном третьем, которое есть ложные антихристовы чудеса Глава шестая. О знамении четвертом пришествия антихристова, как антихрист не будет исповедовать Христа и исповедующих будет люто мучить, себя же будет вместо истинного Христа и Бога возносить Антихрист, потому что и по имени и во истине есть противник Христу, и захочет совершать все противное Христу Глава седьмая. О знамении пятом, то есть о престоле антихристовом Глава восьмая. О знамениях шестом и седьмом, об имени антихриста и о его написании Глава девятая. О коротком царствовании антихриста Глава десятая. О царствовании и войнах антихриста  

 

Вопрос первый

Что есть антихрист?

Ответ

Слово это «антихрист» есть греческое, сложено от «анти» и «Христос», то есть противник Христа. Всякого же противника, гонителя, врага или супостата Христова можно назвать антихристом. И таковыми антихристами были многие, начиная от времен апостольских и доныне: Симон–волхв, Нерон, Максимиан, Диоклетиан, Юлиан, Арий, Македоний, Несторий, Савеллий, Аполлинарий, Магомет 1. Эти и прочие были антихристами, потому что противились Христу, истинному Богу нашему: одни мучением рабов Христовых за веру Христову, другие же злочестивым учением не исповедующие его как истинного Бога. И о тех антихристах говорит Иоанн святой Богослов:

«Многие лживые пророки пришли в мир; поэтому распознавайте дух Божий и дух льстивый; антихристов. Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а другой есть антихристов, его же услышите как придет, и ныне в мире уже есть» (1Ин. 4, 1–2).

И еще в том же послании говорит:

«Слышите, что антихрист грядет и другие многие антихристы появились: от нас изошли, но не были наши» (1Ин. 2, 18–19).

Внимай здесь, читатель, ибо если говорить апостол: «от нас изошли», он ясно извещает о еретиках и отступниках, которые от нас изошли путем погибельным, благочестивую оставили веру, без нее же никто не может спастись.

Из этого можно понять, что многие были и ныне на земле являются антихристами и противниками Христовыми. Но нам не о них здесь предстоит говорить: эти были антихристами только аналогически или уподобительно. По своим свойствам и по существу они, не будучи антихристами, были только предтечами антихриста.

Вопрос второй

Как разделяется антихрист?

Ответ

Двоякое об антихристе может быть рассуждение: первое – всеобщее, второе – по свойствам. Равно как об имени Иисус рассуждение разделяется. Первое – всеобщее, ибо многие в Ветхом Завете нарицаются именем этим, Иисус: Иисус Навин, Иисус Сирахов и прочие. Второе рассуждение – по свойству, так как имя святое Иисус свойственно одному единому Иисусу Спасителю и Богу нашему. Как говорит архангел: «Родит же Сына и нарекут его именем святым Иисус; тот, который спасет людей своих от грехов их».

И также имя Христос двояко определяется. Первое – всеобщее: Христос в греческом языке обозначает помазанника, и таковыми христами были и есть все православные цари, таким Христом был первый в Израиле царь Саул; его Христом именует много раз сам царь Давид в Первой книге Царств:

«И сказал Давид мужам своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы поднять руку мою на него, ибо он помазанник Господен» (1Цар. 24).

И еще во Второй книге Царств говорит Давид убившему царя Саула: «Как не убоялся ты поднять руку свою, чтобы убить помазанника Господня» (2Цар. 1).

О таковых помазанниках, христах и Дух Святой в псалме устами Давида говорит: «Не прикасайтеся к помазанным моим» (Пс. 104:15).

На греческом языке написано: не прикасайтеся к христам моим.

И это есть всеобщее определение Христа. Второе определение его – по свойствам. Поскольку имя это пресвятое, Христос, свойственно самому единственному Христу Спасителю нашему, помазаннику Божьему и Богу, о нем же говорится: «Помазал тебя Боже, Бог твой, елеем радости сильнее товарищей твоих». И еще (писал Матфей): «старейшины собрались сообща на Господа и на Христа его».

И еще: «Дух Господен на мне, его же ради помазал меня».

Подобным образом здесь следует говорить и об антихристе, о нем тоже двоякое может быть рассуждение. Первое, всеобщее, поскольку всякого противника Христова можно назвать антихристом. Об этом было сказано в ответе на первый вопрос, и о таковых антихристах у нас нет намерения здесь говорить. Второе рассуждение о свойственном и истинном антихристе; о нем же здесь хотим сказать, Богу помогая и слово утверждая.

Истинный антихрист есть изначальный супостат и враг Христов, гонитель великий, который придет при кончине мира. Все же прочие вышеупомянутые по отношению к нему суть предшественники антихриста, его предтечи.

И о нем Павел святой апостол говорит во втором послании к солунянам:2

«И откроется человек беззакония, сын погибели, противник, и превознесет себя выше всякого Бога или святыни, и сядет он в церкви божией как бог, выдавая себя за бога». И об этом антихристе следует знать и верить, что он еще не пришел в мир, но придет при кончине мира перед вторым пришествием и страшным днем праведного суда Господня.

Вопрос третий

Почему же Иоанн святой говорит, что антихрист грядет и ныне в мире уже есть? Что же и Павел великий вещает, что тайна беззакония уже совершается?

Ответ

Тайна беззакония уже совершается, и антихрист в мире уже есть, но не в своем собственном лице, а в своих предтечах.<…>

Пришествие антихриста начинается тотчас с вознесения Христа на небо, но не в лице самого антихриста, а в его предтечах, то есть в еретиках, отступниках и церкви Божией гонителях и мучителях, а именно в Симоне–волхве, назвавшем себя Христом, в Нероне – первом гонителе церкви Божией, в Юлиане Отступнике и прочих бесчисленных. Но собственно антихрист не пришел тогда в мир, нет его и ныне в мире, однако дух его ясно видим, и тайна беззакония совершается в его предтечах.

Так же говорит сосуд избранный апостол Павел, так же толкует Амвросий святой. Златоуст святой3 в толковании на второе послание к солунянам святого Павла говорит: «Уже совершается тайна беззакония. Нерон сюда относится как сущий антихристов образ, ибо он хотел называться богом».

Нечто подобное содержится и в Евангелии, где Христос говорит: «Илия же придет прежде и все устроит. Говорю вам: когда Илия придет и не узнаете его, но сделаете с ним, что захотите. Так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда уразумели ученики, что говорит Иисус об Иоанне Крестителе» (Мф. 17, 11–13).

Здесь Христос Спаситель наш об Илие говорит, что придет и уже пришел. Но как же придет, если уже пришел? Понимай, что придет в собственном лице, пришел же в подобном себе лице, то есть в Иоанне Крестителе.

Вопрос четвертый

Можно ли от начала мира узнать пришествие истинного антихриста?

Ответ

От начала мира никоим образом невозможно познать пришествие антихриста и день Страшного суда Господня, ибо говорит Христос, Спаситель наш: «О дне том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, только один Отец Мой» (Мф. 24:36). И далее в Деяниях апостольских говорит: «Вы не можете знать времен и сроков, то, что положил Отец Мой в Своей власти» (Деян. 1:7). Как же и кто может знать год, день и час того, о чем никто не знает, кроме Отца Небесного? И еще, кто исчислит годы, узнает пришествие антихристово и Христово второе, как сбудутся истинные слова Христовы, так как о дне том и часе никто не ведает?

Были некоторые в ранней церкви, которые в первой тысяче лет от страстей Христовых говорили о настоящем суде Господнем, предшествующем приходу антихриста. Это мнение они подтверждали Откровением от Иоанна святого, или Апокалипсисом, где пророк говорит: «Видел Ангела, сходящего с небес, имеющего ключ от бездны и цепь великую в руке своей. Он взял змея и на тысячу лет низверг в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал какие народы, доколе не окончится тысяча лет. После же он будет освобожден на малое время. И видел я престолы и сидящих на них» (Откр. 20, 1–4). Об этом пророчестве Иоанна многие думают, будто от времени страстей Господних был взят змей и связан на тысячу лет. Ибо тогда и сам Христос сказал:

«Ныне суд миру есть, ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31).

Но в прошедшие тысячи лет от страстей Господних так и не наступил суд Господен, да и антихрист, день суда предваряющий, не пришел.<…>

Поэтому далее я хочу здесь рассказать о некоторых знамениях Божественных о пришествии антихриста. О них же и апостолы спрашивали Иисуса:

«Скажи нам, когда это будет и что есть знамение твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3).

Обычно сокровенная вещь узнается от знамения, как сокровенный огонь от дыма, тягость на сердце человеческом – от стенания, от слез и воздыханий и прочее. Здесь же хочу говорить о знамениях не общих, которыми являются войны, восстание народа на народ, царства на царство, голод, землетрясение, пагуба, затмение солнца, луны: все это и прежде было, но «не перед кончиной мира. Так же говорит истину Христос. Но я хочу здесь раскрыть все знамения, связанные с пришествием антихриста: первые – знамения, предваряющие его пришествие;» вторые – совпадающие с его пришествием; третьи – его пришествию последующие.

Знамение, предшествующее пришествию антихристову, двоякое.

Первое – разорение и конец монаршества или самодержавия Римского.

Второе – проповедь Евангелия во всем мире.

Совместных знамений много.

Первое – пришествие Илии и Еноха одновременно с явлением антихриста, и этих пророков антихрист убьет.

Второе – когда антихрист иудеями будет воспринят вместо истинного Мессии, и сам будет иудеем от поколения Данова, от жены грешной.

Третье – когда антихрист будет творить ложные чудеса и огонь с небес снизойдет.

Четвертое – что антихрист не сможет исповедовать Христа, и исповедующих его будет люто мучить, себе же захочет величия вместо Христа и Бога истинного.

Пятое – когда антихрист сядет на месте святом в церкви Иерусалимской и начнет себя выдавать за бога и превозносить выше всякого бога.

Шестое – когда поклонникам своим даст начертание на правой руке и на челе их.

Седьмое – как имя его будет изображено числом 666.

Восьмое – что время царствования антихристова будет три с половиной года. Здесь же расскажу о сражениях антихриста, и что есть Гог и Магог, и что есть падение Вавилона, и об убиении антихриста.

Знамения, последующие за пришествием антихриста, – Страшный суд и кончина мира сего.

От этих всех знамений, от писаний Божественных, читатель благочестивый, ясно увидишь, что не пришел еще в мир истинный антихрист.

Глава первая. О первом знамении, предваряющем антихристово пришествие, которое есть разорение и конец Римского монаршества

Фессалоникийские жители, или солуняне, видели лютые времена, когда жили они еще в мире апостольском, но возомнили, что уже близко последнее антихристово время. Так считающих сосуд избранный Павел святой увещевает не колебаться умом и во втором послании к солунянам, во второй главе говорит:

«Молим же вас, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться от духа, или от слова, или от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели».

Церковные учителя, исследователи этих слов Павла, видят здесь немалый подвиг.

Что следует понимать в этих словах апостольских:

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели?»

Что есть отступление, о котором говорит апостол, что придет прежде, нежели откроется человек греха и сын погибели, то есть антихрист?

Многие думают, что Павел святой говорит об отступлении еретиков от святой веры христианской, то есть Ария, Нестория, Македония и прочих; более всего об отступлении римлян от нашей православной веры. Но это мнение нельзя принять за истину из‑за того, что отступление от веры христианской настало еще во времена апостольские, и о тех отступниках говорит Иоанн святой:

«От нас вышли, но не были нашими».

Если в таком смысле об отступлении говорит Павел святой, то необходимо сказать, что еще во времена апостольские антихрист истинный (о нем здесь говорим) пришел в мир. Тогда следует говорить и об отступлении римлян от греков, ибо оно начало свое имеет в лето Христово восьмисотое, коша Леон III папа римский, презрев царствующих на Востоке монархов греческих, нового на западе монарха Карла4 поставил и в Риме Древнем его на престол римский возвел и венчал. Об этом пишет Вароний5 в своей хронологии восьмисотого года.<…>6

О другом отступлении римлян от греков: если тотчас пришел в мир истинный антихрист, как с того времени и доныне может жить этот человек; очевидно, что Павел святой иное разумеет под отступлением, предваряющим антихриста.

Златоуст святой, Павловых посланий богоразумный изъяснитель, под отступлением, предваряющим приход антихриста, рассказанном апостолом Павлом, разумеет всенародное отступление от власти римской или разорение и кончину римского владычества.

Златоустый в беседе четвертой на второе послание святого Павла к солунянам говорит так:

«Власть римская, когда дойдет до середины, тогда антихрист придет.

А до тех пор пока этой власти будут бояться, никто не покорится антихристу. Когда же власть разорится, нападет антихрист на безначальствие и будет пытаться похитить человеческую и Божию власть. Так же прежде разорились царства: Мидийское от Вавилонского, Вавилонское от Персидского, Персидское от Македонского, Македонское от Римского. Так и это разорится от антихриста, а он – от Христа, и никто не сдержит» (гл. 2).

В этом Златоуст святой, а с ним Кирилл святой в поучении пятидесятом, Феофилакт7, Амвросий и прочие единодушны. Спросит некто: «Почему Павел не сказал явно о разорении римском?» Отвечает святой Златоуст в названной беседе: «Тогда Павел о римской власти говорил: в личине показывался и потому говорил прикровенно, ибо не хотел возбуждать излишней вражды и бесполезных бед. Если же сказал бы, что скоро разорится римская власть, немедленно был бы закопан и погубил бы всех верных живущих здесь и воинствующих христиан».<…>

Глава вторая. О втором знамении, предваряющем пришествие антихриста, которое есть проповедь евангелия во всем мире

Христос Спаситель наш у Матфея святого в главе двадцать четвертой на горе Елеонской на вопрос учеников:

«Что есть знамение твоего пришествия и кончина века?» – отвечает и поучает их так: «Берегитесь, чтобы никто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить «я – Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть».

Но это еще не конец века:

«Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по разным местам. Все же это – начало бедствий. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга. И се станут многи лжепророки и прельстят многих. Из‑за умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до́ конца – спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец».

От этих слов правдивых Христа Спасителя нашего ясно поймешь, читатель благочестивый, что прежде пришествия антихристова и кончины века этого следует проповедовать Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам. И тогда придет конец. Об этом говорит и Дамаскин8 святой в книге 4, в главе 27: «Требуется, – говорит он, – проповедовать Евангелие во всех народах. Так же говорил Господь. И тогда произойдет обличение противобожных иудеев».

Так же исполнится пророчество Давидово по Псалму: «Все народы подчинятся Ему, то есть Христу». И еще: «Дам Тебе народы – достояние Твое. И во владение Твое – все края земли». И еще:

«Все народы, сколько Ты сотворил, придут и поклонятся перед Тобой, Господи, и прославят имя Твое».

Еще не всем языкам проповедуется Евангелие Христово, говорится же: «Во свидетельство всем народам».

Из‑за этого да не будут иметь народы вины неверия своего на Страшном суде, будучи в неведении. Это же и Иоанну святому в седьмой главе апокалипсиса объявлено: о числе запечатленных избранников Божиих от всякого колена сынов Израилевых, и от всякого народа и поколения и людей и племен, стоящих перед престолом и агнцем. Потому что теперь Евангелие Христово по всей вселенной, увы, не может проповедоваться всем народам, ибо на востоке и на западе возникли многие и обширные царства, где нельзя найти ни следа, ни памяти евангельской проповеди.

Из‑за этого ясно дается увидеть, что не пришел тогда конец века, и не пришел тогда в мир антихрист.

Скажет некто, что апостолы уже проповедовали Евангелие Христово во всей вселенной.

Отвечаю, во–первых, Христос Спаситель наш, предвозвещая ученикам своим проповедь Евангелия желательно во всей вселенной, говорит, что немедленно тоща придет конец. Почему же от апостольских времен, начиная от их проповеди, и даже доныне не пришел конец? Ясно, что Христос предвозвещает не указанную первую проповедь Евангелия, которая была от апостолов, но некую вторую, по ней же тотчас придет конец.

Отвечаю, во–вторых, знаем из житий святых апостолов, где они проповедовали, известны и знакомы многие места; но в нынешние времена открыты новые земли, не знаемые апостолами, также мало знаем мы от людей, что было открыто перед нашими временами.

Слова Павла святого к римлянам в главе десятой:

«На всю землю распространись вещание апостольское». Отцы святые толкуют, что в этих словах следует разуметь прошедшее время вместо предыдущего. Так же и Давид, его же есть эти слова, разумеет:

«Во всю землю распространись вещание апостольское»* славою и слухом, а не проповедью.

Глава третья. О знамении совместном первом, которое есть пришествие Илии и Еноха и убиение их антихристом

Знамения называются совместными потому, что вместе с антихристом происходит первое пришествие Илии и Еноха и их убиение антихристом.

Об этом узнаём из писаний Божественных.

У Малахии пророка в главе четвертой говорит Господь Вседержитель:

«Это Я посылаю вам Илию–фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного, который обратит сердце отца к сыну и сердце человека к искреннему».<…>

В апокалипсисе в главе одиннадцатой так говорит Господь:

«И дам обоим свидетелям Моим и прорицают они дней тысячу двести шестьдесят, одетые во вретища, огонь изойдет из их уст, и уничтожат враги их. А кто захочет обидеть их, тому следует быть убиенным. И они имеют власть закрыть небо, да не сойдет дождь на землю во дни прорицания их, и имеют власть на водах: обращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, поскольку если захотят. И когда окончат свидетельство свое, зверь, который выйдет из бездны, совершит с ними сражение, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на площадях города великого, который называется духовным Содомом и Египтом, где же и Господь наш распят был. И увидят многие из людей и народов, из поколений и племен тела их три дня с половиной, и трупы их не позволит положить в гроб, и живущие на земле будут веселиться и радоваться сему. И после трех дней с половиной дух жизни войдет в них от Бога и встанут оба на ногах своих, и страх великий нападет на видящих их. И услышат глас великий на небесах, говорящий им «Взойдите сюда» и взойдут на небо на облаках, и смотрели на них и враги их. В то время будет большое землетрясение. И десятая часть города падет и погибнет от землетрясения и прочее». Из этих слов апокалиптических исчисляются:

Первое, что Илия и Енох будут одеты во вретища. Второе, пророчествовать будут тысячу двести шестьдесят дней. Третье, будут иметь власть закрыть небо, да не сойдет дождь на землю во дни их пророчества, и будут иметь власть воды обращать в кровь и всякою язвою поразить землю. Четвертое, когда окончат пророчество свое после тысячи двухсот шестидесяти дней, тогда антихрист пойдет на них боем, победит и убьет их. Пятое, тела их будут лежать непогребенными в Иераусалиме три с половиной дня. Шестое, после оных дней воскреснут (и видящие все ужаснутся), взойдут на небо. Седьмое, тоща произойдет землетрясение великое, десятая часть города разрушится от него.

Услышим и Дамаскина святого, что об этом говорит в книге четвертой, в главе. 27:

«Пошлются, – сказал, – Енох и Илия–фесвитящш, и обратят сердца отцов на чадо, то есть собрание еврейское на Господа нашего Иисуса Христа и на апостольскую проповедь, и от него (антихриста) будут убиты».

Следовательно, в таком случае те два свидетеля, Илия и Енох, не теперь пришли в мир: явно, что также не антихрист пришел в мир. Читай об этом и Дамаскина святого книгу четвертую главу двадцать седьмую.

Глава четвертая. О знамении совокупном втором, как антихрист иудеями воспринят будет вместо истинного Мессии

Что антихрист иудеями вместо истинного Мессии, пророками проповеданного, воспринят будет, сам об этом извещает достоверно Христос Спаситель наш, говоря иудеям в Евангелии Иоанна святого, в главе пятой: «Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня: если другой прийдет во имя свое, того принимаете». И так же говорит и Павел святой во втором послании к солунянам, в главе второй: «Так как любви истины не приняли для спасения своего. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. И будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду».

Антихрист же теми принят будет, которые его со всяким вожделением ожидают. Таковые же есть иудеи, которые ожидают Мессию царем быть временным, каким будет антихрист.

Язычники же никого не ожидают, христиане не ожидают антихриста, но со страхом и трепетом, а не с веселием и желанием.

Как Христос первым к иудеям пришел, ибо им обещано было, и от них же ожидал быть принятым, потом собрал себе народы; так и антихрист к иудеям первым придет, от них же ожидает быть принятым, потом и народы себе соберет.

Так разумеют отцы святые Златоуст, Кирилл Александрийский в толковании пятой главы Иоанна святого, Григорий9, Дамаскин в книге четвертой в главе 27 говорит так: «Иудеи тогда Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа и Бога не приняли; обманщика же, себя самого называющего богом, принимают».

Те же отцы святые научают, что антихрист будет иудеем и обрезанным, иудеи же некогда приняли за Мессию человека не иудеянина, даже не обрезанного.

Некие говорят, что антихрист будет из колена Данова, о чем еще от начала пророчествовал Иаков, ветхозаветный патриарх, говоря своему сыну Дану в книге Бытия в главе сорок девятой: «И да будет Дан змеем на дороге».

Видишь ли, читатель благочестивый, что это знамение также не показывает антихриста пришедшим в мир. Потому что иудеи и доселе ожидают пришествия своего Мессии желаемого, который будет антихристом.

Различные мнения о рождении антихристов.

Иные говорят, что он родится от девицы дьявольским действием, Христос же Спаситель наш рожден от пресвятой девы Марии действием Святого Духа.

Это мнение ложно. Какая же связь между светом и тьмою, какое отношение дьявола с Христом, кто же в небесах уравняется с Господом, уподобится Господу в сынах Божиих; и можно ли так действовать дьяволу, как действует Дух Святой? Какое может быть равное действие создателя и создания?

Иные говорят, что антихрист родится от соединения женщины с дьяволом. Но и это мнение слабое: как же может дьявол бесплодный сей с женщиною иметь истинное естественное соединение? Как же может влиять на рождение семени человеческого, сам не имея семени, будучи бесплодным?

Впрочем, может дьявол в первую очередь преобразиться в женщину и иметь соединение с мужчиной, и взяв от него семя, потом может преобразиться в мужчину н соединиться с женщиной и влиять семенем, взятым прежде от человека. И таковым образом демон может родить человека, а не сам по себе своею силою. И если бы таковое рождение случилось, тогда рожденный человек был бы истинным человеком, а не сыном дьявольским по естеству, но сыном человека, ибо от него взято семя рождения. Ведь если бы кто орлиное яйцо подложил сидящей на яйцах курице, то произошедшее из яйца орлиного не было бы птенцом курицыным, а орлиным.

Иные говорят, что антихрист будет по естеству настоящий дьявол, имеющий тело человеческое только воображаемое, а не естественное.

И это мнение ложно, ибо Павел святой во втором послании к солунянам в главе второй называет антихриста человеком. «Откроется, – сказал, – человек беззакония, сын погибели».

Над всеми этими мнениями есть одно истиннейшее, что антихрист родится не от законного супружества, а от блудной женщины; истинный же человек, Христос, родился от пречистой Девы; антихрист же родится противообразно от скверной женщины, мнимой девицы.

Так говорят отцы святые, святой Ипполит10, папа римский в синаксаре в неделю Страшного суда. Святой Дамаскин в книге четвертой, в главе 27 так говорит: «Не сам дьявол будет человеком по Господню вочеловечению, да не будет, но человек народится из блуда и поднимет все действо сатаны. Бог же провидец из‑за его беззаконного будущего произвола, допустит вселиться в него дьяволу».

Народится же из блуда, как сказал, «и воспитается тайно и внезапно восстанет и превознесется и воцарствует».

Амвросий в книге о благословениях Патриархов в главе седьмой, Феодорит11, Феофилакт – все они единомысленно говорят о бытии антихриста как истинного естеством человека, родившегося от блудницы из колена Данова. Утверждается же в Святом Писании в книге Бытия в главе 49: «Да будет Дан змеей на дороге».

И у пророка Иеремии в главе 8 пишется: «От Дана услышаны ржания коней их».

И то же утверждается в седьмой главе апокалипсиса, где видятся запечатленные архангелом двенадцать тысяч избранников от всякого колена Израилева, колено же Даново между ними не называется. Виной этому, думается, – бытие антихриста из племени Данова, который и не удостоен именоваться с родом своим между избранниками Божиими. Об этом святой Андрей Кесарийский12 в главе третьей слова седьмого на толкование апокалипсиса говорит так: «Это определяется тем, что из колена Данова родится антихрист. Поэтому в числе избранников это колено не называется, а вместо него называется колено Левиино, как священническое в древности».

Родится же антихрист в Вавилоне городе великом. (По разумению Иеронима13в толковании на одиннадцатую главу пророка Даниила.).

Глава пятая. О знамении совокупном третьем, которое есть ложные антихристовы чудеса

О чудесах ложных антихристовых Сам Христос Спаситель наш предвещает у Матфея святого в главе 24, говоря: «Дадут знамения великие и чудеса, лишь бы только обмануть, егда можно и избранных». «Дадут», – сказал во множественном числе из‑за того, что не только антихрист, но и служители его дадут ложные чудеса. Сообразно говорит и сосуд избранный Павел святой во втором послании к солунянам в главе второй: «Его же пришествие (то есть антихристово) есть по действию сатанинское, во всякой силе и знамениях и ложных чудесах и во всякой лести и неправде».

Златоуст святой на эти слова в беседе четвертой говорит так: «Во всякой силе, – говорит, – знамениях и ложных чудесах, то есть всякую же покажет силу ни в чем не настоящую, а во всем обманную».

И так же в апокалипсисе в главе тринадцатой пишется: «И сотворит чудеса великие, и огонь, сходящий с небес на землю перед людьми, создаст ради знамений, что были даны ему».

По этим Божественным писаниям говорят учителя, что антихрист будет великим чародеем, и волхвом, и дьяволом, который в нем будет пребывать с юности.<…>

Образ чудотворения антихристова, чаще всего состоящий из трех частей, показывает апокалипсис в главе тринадцатой.

Первая. Как он создает снисхождение огня с небес. Об этом чуде святой Андрей Кесарийский в толковании на апокалипсис в слове тринадцатом о лжепророке говорит так: «Не чудо ли в глазах обманываемых видеть сходящий с небес огонь, который и в истории Иова снизошел и скотину его сжег. По Божьему допущению и сатанинское действие узнаем».

Вторая. Как устроит, чтобы заговорило звериное изображение. Об этом ложной чуде Андрей Кесарийский в вышеназванном толковании говорит: «Рассказано было и Аполлонием14 и другими, как многие чародеи говорили через изображения и изваянные идолы, через деревья и воды, думаю, и через мертвые тела, так же как и Симон–волхв показал римлянам по прибытию великого Петра. В этом случае обман апостол изобличил, показав через тех, которых воскресил сам, как мертвые восстанут».

Третья. Как притворится мертвым, а потом воскреснет. Этими знамениями будет удивлять весь мир.

Смотри, богалюбец, как даже от этого знамения в антихристово пришествие можно поверить. Кто же ныне такие силы и чудеса делает, какие антихристу приписывает апокалипсис: кто низводит огонь с небес; кто заставляет звериные изображения говорить; кто умерщвленного воскрешает сатанинским действием?

Глава шестая. О знамении четвертом пришествия антихристова, как антихрист не будет исповедовать Христа и исповедующих будет люто мучить, себя же будет вместо истинного Христа и Бога возносить Антихрист, потому что и по имени и во истине есть противник Христу, и захочет совершать все противное Христу

Во–первых, не будет исповедовать Иисуса Христа и весь его Божественный закон разорит и уничтожит, говоря хулу на все Христовы тайны, на крещение, миропомазание, евхаристию и прочее.

Святой мученик Ипполит в слове о кончине мира говорит, что во время антихриста бескровная жертва, то есть литургия святая и всякое приношение, умилостивляющее Бога, прекратятся, разорятся же и церкви Божии, превратившись в вертепы разбойников и хлевы, не имеющие чести, прекратится же псалмопение и всякий чин, угаснет всякое церковное благолепие. Все Христово противник Христа захочет разорить и опустошить мерзостью запустения.

Златоуст святой говорит на второе послание святого Павла к фесеалоникийцам в главе 2 в беседе 4: «Когда придет он, ничего не повелит здраво, но все законопреступное от ложных только знамений уверится».

Будет же научать по Ветхому закону обрезанию и хранению субботы. Поэтому что от иудеев в Мессию воспринят будет, все иудейское взмудрствует. И как иудеи ненавидят и не исповедуют Иисуса Христа Сына Божьего, так и Мессию их антихрист сотворит.

Об этом явно говорит Иоанн святой Богослов в первом послании в главе второй: «Кто есть лживый точно, отказывается; будто Иисус не явлется Христом; этот есть антихрист – отказывается от Отца и Сына. Всякий отказывающийся от Сына не будет иметь Отца».

Потому что нельзя быть двоим Христам. Как антихрист иудеям себя вместо истинного Христа выдаст, если раньше нашего Христа не восхулит, говоря, что не быть истинному Христу?<…>

Об этом извещает апокалипсис в главе 13: «И даны были Ыу уста, говорящие много и гнусно, и дана была ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их».

О том же Даниил пророк в главе 7 говорит: «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего». (То есть Илию и Еноха и прочих верных Христу.)

Отвергнув же настоящего Христа Спасителя нашего и заменив его лжехристом, себя начнет проповедовать как истинного Христа, законами и пророками обещанного. Об этом говорит достоверно Христос Спаситель наш у Иоанна в главе пятой: «Если иной придет во имя свое, того принимаете». (То есть как Мессию.) Об этом и Амвросий святой на главу Луки 22: «От писаний, – сказал, – будет выдавать себя за истинного Христа».

То же говорит и Феодорит на второе послание к солунянам на главу 2. То же Кирилл в катехизе пятнадцатой.

Кроме этого антихрист исповедовать будет себя как бога и захочет быть почитаемым как бог. Так же апостол говорит во втором послании к солунянам в главе 2: «Как он сядет в церкви божьей как бог, показывая себя как бога, сильнее всякого бога».

Об этом и Даниил пророчествовал в главе 11: «И царь возвысится и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет юворихъ хульное и о богах отцов его не осмыслит, ибо возвеличит себя выше всех».

Спросит некто, что есть сказанное Даниилом–пророком в главе 11, будто антихрист будет поклоняться некоему богу Млозей. Как же он будет превозноситься над всеми богами, сам имея бога. Отвечают святые отцы: Млозей означает мужество или крепкого бога. Антихрист же – волшебник сущий– будет иметь в себе дьявола крепкого, способствующего во всем, и ему антихрист будет поклоняться и вместо бога его чтить не явно, а тайно. Явно же себя будет исповедовать как бога.

Глава седьмая. О знамении пятом, то есть о престоле антихристовом

Престол антихристов будет в Иерусалиме в церкви Соломоновой и в престоле Давидовом. Это видно из писаний Божественных, в апокалипсисе в главе 11. Иоанн святой говорит, что Илия и Енох сражение с антихристом сотворят в Иерусалиме и там будут убиты антихристом.

Так говорит глава 11 апокалипсиса: «И трупы их оставит на площадях города великого, который называется духовным Содомом и Египтом, в котором и Господь наш был распят».

Спросишь, почему здесь город святой Иерусалим называется Содомом?

Ответ: земной этот Иерусалим можно назвать Содомом из‑за того, что в нем беззакония и распутство преумножаются с избытком, как об этом читаем в книге пророка Исаи в главе первой: «Видение, которое видел Исайя сын Амосов, в Иудее и в Иерусалиме».

Об этом там же в той же главе говорит: «Слышите речь Господню, князья содомские, внемлите слову Божьему люди гоморрские».

Здесь видишь, что пророк называет иерусалимлян князьями содомскими и людьми гоморрскими.

И так Иерусалим может называться Содомом и Гоморрою и градом святым по различным причинам. Иерусалим стал святым городом благодаря пророкам и апостолам, которые проповедовали там, и из‑за страстей Христовых, креста и погребения. Но может называться и Египтом и Содомом неверных из‑за иудеев, из‑за беззакония их и слепоты. В этом духовном Содоме будет иметь престол свой антихрист. Потому, что будет иудеянином и иудеями будет принят за Мессию и царем иудейским будет, как выше было сказано. Въяве в Иерусалиме сядет под престол свой церковь иерусалимскую попытается обновить. Об этом, как известно, говорит и сосуд избранный Павел святой во втором послании к солунянам в главе второй: «Когда он сядет в церкви Божией как бог». Здесь Божьей церковью Павел называет церковь Иерусалимскую. Отцы святые Киприан, Кирилл Иерусалимский15, Григорий, Ипполит–мученик в слове о кончине мира, Златоуст и прочие предполагают под святой церковью Божьей церковь Соломонову. Дамаскин в книге четвертой в главе 27 говорит: «В храме не нашем, а в древнем иудейском, не к нам, а к иудеям придет, не за Христа, а на Христа, поэтому и антихристом называется».

Андрей святой, архиепископ Кесарии Каппадокийской в слове десятом своего толкования на Откровение Иоанна в главе 40 пишет: «Поставит престол свой антихрист в Иерусалиме по подобию Давидову, его же сыном по плоти был Христос, истинный Бог наш; да и к тому же антихрист объявит себя Христом, исполняя пророческое слово, говорящее: восстановлю церковь Давидову падшую, прекращенную снова создам. Прельщенные иудеи назовут его Мессией и примут».

Это же и Христос Спаситель наш образно открыл ученикам своим у Матфея святого в главе двадцать четвертой: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет».

Здесь следует знать, что мерзость запустения имеет троякое толкование.

Первое: некоторые из учителей (Ипполит, Иероним и другие) мерзостью запустения считают самого антихриста, ибо он будет началом запустения, войн и гонений, надвигающихся на христиан, он же сядет в церкви Иерусалимской по слову великого Павла.

Второе: некоторые из учителей (Феофилакт, Ефрем, Амвросий и прочие) под мерзостью запустения разумеют разорение и запустение града Иерусалима от Веспасиана кесаря римского16, о чем и Христос Спаситель наш предвозвестил в Евангелии у Марка святого в главе 13, сказав апостолам: «Учитель, посмотри: каковы камения и каково здание? Господь же отвечает: не останется здесь камня на камне неразоренного. И снова говорит иудеям: это оставляется ваш дом пустым». (Мк. 13, 1–2).

Это разорение и запустение описывает Иосиф–еврей17 в книге о войне Иудейской и говорит, «что тоща было такое запустение этого города, какого прежде никогда не было, погибли тоща от голода и меча множество тысяч человек, уведены были в плен девяносто тысяч, о чем говорится в псалме 58: «Бог предварит меня о врагах моих, не убивай их, да никогда не забудут закон твой, рожденные силою твоею, низложи их, защитник мой, Господи».

Здесь пророк Давид в лице Христовом молит Бога–Отца, чтобы не окончательно погубил иудеев. Это он делает из‑за родства своего, которое по плоти, и ради покаяния расселит их и их гордыню усмирит. Что и сбудется. С того времени расселились иудеи по всей вселенной, скитаясь бедно по различным церквам, не имея своего царствия и царя и церкви, о чем говорит Златоуст святой в слове на иудеев: «Где ныне жертвенник, ще же ковчаг, где сень и святая святых, где же священник, ще херувим славы, ще золотая кадильница, ще сосуды, ще обряды, ще огонь, сведенный свыше?»

То же говорит он и в слове третьем на иудеев: «Если же хотят (иудеи) снова увидеть свой город и на первое возвратиться жительство и увидеть храм воздвигаемый, который некоща будет». Подробнее об этом говорит Златоуст в своем слове на иудеев, которое для краткости здесь не приводится.

Третье толкование Златоуста святого, который мерзость запустения, стоящую на месте святом и предсказанную пророком Даниилом, считает кумиром, который разорители города Иерусалима внесли тоща в церковь Соломонову. Кумир же тот Дна18, бога их эллинского. Одни говорят, что это изображение кесаря римского Адриана19, другие – Веспасиане и видят тоща в этом мерзость запустения, стоящую на месте святом. Об этом выше я написал в ответе на вопрос 5. О том же пишется и в «Маргарите20» в слове 3 на иудеев лист 95.

Отсюда можно подумать, что кумир тот, стоящий на месте святом, является прообразом антихриста, который сядет в церкви Соломоновой. И запустение Иерусалима и церкви Соломоновой, разрушенных Веспасианом, станет прообразом запустения мира и церкви Христовой, которое произойдет и приходом антихриста. Поэтому Христос Спаситель у Матфея святого в главе 24 и у Марка святого в главе 13 оба те запустения (запустение Иерусалима и запустение мира) соединяют воедино, говоря о запустении Иерусалима, внезапно переходят к запустению мира. И оба эти запустения соединяет в Евангелии воедино, так же как едины образ и прообраз не по естеству и количеству, а по изображенному и означаемому.

Некоторые говорят, что престолом антихристовым будет старый Рим. И подтверждают это свидетельством Иоанна святого в главе 17 апокалипсиса: «Где увидел жену блудницу, сидящую на семиглавом звере». И далее: «семь глав суть семь гор, на которых сидит жена», то есть столица антихристова. Рим же древний на семи холмах располагается, поэтому, по мнению некоторых, он является престолом антихриста. Такого мнения и сами римляне не отрицают, но говорят, что престолом антихристовым был не нынешний Рим, а древнейший идолопоклонный, в котором царствовали Нерон, Домециан21, Максимиан, Диоклетиан и прочие предтечи антихриста. Этот Рим, кровью мучеников Иисусовых напоенный, называет женою блудницею апокалипсис в главе 17.

Глава восьмая. О знамениях шестом и седьмом, об имени антихриста и о его написании

У антихриста много имен, писания называют его «человеком беззакония, сыном погибели».

Во второй главе второго послания к солунянам он называется змеем, в 49 главе Бытия называют «беззаконным, лжепророком, лжехристом, мерзостью запустения, зверем, сатаною и прочее».

Но все это общие имена, они могут быть приложимы не только к истинному антихристу, но и к его предтечам. Более того, всякого нераскаявшегося грешника можно назвать человеком беззакония и сыном погибели. Поэтому здесь рассматривается вопрос не об общем имени, а об имени собственно антихриста.

Какое имя свойственно антихристу? Иоанн святой в апокалипсисе в главе 13 об имени антихриста так говорит: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесять шесть».

Здесь тайна, читатель благочестивый, которая многими высокими умами испытана, но до сих пор до конца не разгадана. Знать же об этом следует совершенно: имя это некое греческое, познанное греческим языком, оно будет свойственно антихристу. Ибо апокалипсис был написан Иоанном Богословом на греческом языке.

Из‑за этого удивляюсь юродству неких неучей и невежд, которые хотят в нашем славянском языке найти такое имя, которое соответствовало бы звериному числу 666.

Разумейте же, безумные из людей: и глупые некогда умудрятся. Посмотрите различные толкования апокалиптической тайны и увидите, что все учителя ищут греческого имени, соответствующего звериному числу 666. Некие говорят, что имя антихриста будет: JIATEINOS, который есть римлянин, и они под антихристом подразумевают папу римского.

Другие говорят, что имя его будет ΤΕΙΤΑΝ, которое означает солнце.

Иные говорят ЛАМПЕТЕ, то есть пресветлый.

Иные говорят ΟΝΙΚΗΤΗΣ, то есть победитель.

Иные говорят: ΚΑΚΟΣ ΟΡΗΓΌΣ, то есть злой вождь.

Некие называют его именем ΜΑΟΜΕΤΙΣ, то есть Магомет, который является тюркским пророком.

Некие говорят ΑΠΗΘΗΣ BJIABEPOI, то есть истинно вредящий.

Иные говорят ΑΜΝΟΣ ΑΔΙΚΟΣ, то есть агнец неправедный.

Иные говорят ΑΝΤΕΜΟΣ, то есть противник.

Иные говорят ΣΑΞΟΝΕΙΟΣ, то есть сак или саксончик. Σ Г A J

Некоторые говорят имя его ΒΕΝΕΔΙΚΤΟΣ, то есть благословенный. «Может быть, воистину благословенного Христа Бога нашего

Посмотри, читатель благочестивый, каково различие имен, но все греческие и во всех вычисляется звериное число 666, как же можно кому‑то познать истину.

Многие предполагают, что имя ему будет ΛΝΤΕΜΟΣ, то есть противник. Ибо и это имя антихриста есть также греческое и обозначает противника Христова.

Некие говорят, что это число знаменует не имя, а время пришествия и убиения антихриста.

Некие также говорят, что этим числом 666 знаменуется троякий грех дьявольский, стремящийся совершиться в антихристе, ибо число «шесть» пока не достигает «семи», в нем есть успокоение и блаженство, есть число создания разумного через грех отторгнутого от успокоения и блаженства. Дьявол же троякий грех исполнил или один утроил.

Первый грех, когда не себя грехом вред навел, и тогда шестеричное число исполнилось. Второй – когда первого человека грехом повредил, и тоща к шести шестьдесят прибавил. Третий – когда через антихриста всему миру будет вредить, тогда к шестидесяти шести добавит шестьсот.

Иные вопреки этому говорят, что число «шесть» совершенно, ибо за шесть дней Господь создал этот мир, шестьдесят – совершеннейшее число, а шестьсот – еще совершеннее. Здесь явно дается понять, что антихрист имеет столько совершенства, сколько у самого Бога. Но что об этом говорить: «Не терпит тайна испытания». Все учителя, светила церковные, единогласно незнание исповедующие со смиреномудрием, говорят, что до сих пор имя антихриста знают весьма недостоверно. Не исследимы же пути Господни, и не испытаны судьбы его.

Следовательно, это так и есть. Почему же некие невежды, безмозглые мужики, – что у мудрых только игра, смех, – высокомудрствуют, желая имя антихриста вычислить, и туда хотят долететь черепахи, куда и высокопарящие орлы не могут долететь. Смотри, с каким безумством попирают Божественное Писание свиным бисером.

О знаках антихриста следует знать и это: между другими знамениями пришествия антихриста есть и то, о котором читаем в 13 главе апокалипсиса: «Ибо всякий, кто не поклонится звериному образу, будет убит. Поклоняющимся же даст начертание на правой руке их или на челах их. И никому нельзя будет ни купить, ни продать, кроме тех, кто имеет это начертание, или имя звериное, или число имени его».

Об этом начертании пустословят противники святой церкви, говоря, что это начертание антихристово являет «тайну миропомазания». Она же (тайна миропомазания) кроме крещения никаких тайн не имеет. Поэтому нас, православных, хотят укорить и возводят 58 хулу на тайну миропомазания. Но напрасно, ибо если святое миропомазание является начертанием антихристовым, то и апостолы по их зломнению есть антихристы. Более того – сам Христос, который эту тайну с другими тайнами во спасение наше установил.

Святой Андрей Кесарийский об этом начертании антихристовом в толковании на апокалипсис в слове 13 так говорит: «Начертание гибельного имени отступника и обманщика на всех постарается наложить на правых руках и этим отсечет действие благих и праведных дел; начертание же на челах научит держаться лести и обмана».

Глава девятая. О коротком царствовании антихриста

О коротком времени царствования антихриста извещает сам Христос Спаситель наш у Матфея в главе 24: «И если бы не прекратились дни эти, не спаслась бы, увы, всякая плоть: благодаря избранникам прекратятся эти дни».

Даниил богогласный в главе 7 говорит: «И преданы будут в руку его до времени и времен и полвремени, затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца».

Учителя церковные, Кирилл в катехизисе 25, Ипполит о кончине века и прочие, понимают под «до времени» – один год; «времен» – два года; «полвремени» – полгода. Значит, время царствия антихриста составит три с половиной года.

То же читаем в главе 12 пророка Даниила: «Когда будет конец этих чудных происшествий? И слышал я, как муж, облаченный в багряницу, поднял правую свою руку к небу и поклялся живущим на небесах, во время и во времена и в полвремени». Когда же Даниил не понял сказанного, то этот муж сказал: «Иди, Даниил, ибо сокрыты слова эти до последнего времени, от времени же прекращения жертвы всех дней тысяча двести девяносто. Смотри, число этих дней составляет три с половиной года. То же число в апокалипсисе в главе 12, в которой жена, то есть церковь святая (так же толкуют великий Мефодий и Андрей Кесарийский), убежала от змея, то есть от антихриста, в пустыню и там питалась «тысячу двести шестьдесят дней». Количество этих дней также составляет три с половиной года. И ниже в той же главе 12 так говорится: «И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место, где и пропиталась в продолжение времени, времен и полвремени, скрываясь от лица змея».

То же и в 13 главе апокалипсиса читаем: «И даны были ему (антихристу) уста, говорящие много и богохульно, и дана была ему власть действовать сорок два месяца». Число этих месяцев составляет три с половиной года.

То же читаем и в главе 11 апокалипсиса: «И град святой будет попирать сорок два месяца».

Андрей святой Кесарийский, толкуя эти слова, говорит: «Быть попираемому стольному граду, или новому Иерусалиму, или католической церкви сорок два месяца». Полагаю из сказанного, что пришествие антихриста ознаменуется тем, что три с половиной года его царствования верные и надежные будут попираемы и гонимы». Там же в апокалипсисе пишется: «И дам обоим свидетелям моим (то есть Еноху и Илие) и будут прорицать тысячу двести шестьдесят дней». Число согласуется с ранее сказанными.

То же утверждается и в апокалипсисе в главе 20: «Когда архангел сковал сатану на. тысячу лет и после их он будет освобожден на небольшое время».

И еще в апокалипсисе в главе 12: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени».

Видишь ли, читатель благочестивый, как мало времени и коротко царствование антихриста и освобождение сатаны, пособника антихриста. Это и Христос Спаситель наш предвозвестил, говоря: «Если бы не прекратились дни эти, не спаслась бы, увы, никакая плоть, благодаря же избранникам прекратятся дни эти».

Причину этого святые отцы видят ту, что не подобает антихристу по времени царствовать и проповедовать более, чем Христу, который три года с половиной проповедовал Евангелие во спасение наше.

Глава десятая. О царствовании и войнах антихриста

Во–первых, следует знать, что антихрист не будет владетелем царства отца, или деда, или наследников, а лживым и лукавым похитителем. Об этом ясно говорит Даниил–пророк в главе 11: «И не воздадут ему царских почестей и придет с богатством и лестью овладеет царством».

Согласно с этим говорит и святой Иоанн Дамаскин в книге 4 в главе 27: «Народится, – говорит, – из блуда и воспитается тайно и внезапно возвысится, вознесется и воцарствует».

Во–вторых, следует понимать, что антихрист будет воевать с тремя царями: Египетским, Ливийским и Эфиопским и одолеет их.

Об этом написано у пророка Даниила, говорящего в главе 3: «Зверь четвертый горд и страшен и крепок очень и прочее. И десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога и между ними вышел еще небольшой рог: три же рога передние исторгнуты были от лица его, и в роге том малом были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Видел я, наконец, что поставлены были престолы и прочее. Это видение Даниила–пророка».

Толкование. Зверь четвертый гордый и страшный есть четвертая монархия или единовластие Рима. Его десять рогов есть его десять царств, на них разделится при своем падении владение Римское. Малый рог, вышедший между большими, есть антихрист, появившийся из маленького, бедного и бесславного рода. Три рога передние, исторгувшиеся от лица его, есть три царя, побежденных антихристом. Это толкование не человеческое, а ангельское, как это увидишь в той же седьмой главе, где ангел толкует видение пророку Даниилу: «Зверь четвертый есть четвертое царство на земле, которое переживет все царства и так далее. Десять рогов у него – десять восставших царей, после которых восстанет тот, который пересилит своей злобой всех, кто был до него, и трех царей смирит и против Всевышнего произнесет слова и так далее».

Об этих трех царях снова упоминается в главе 11 пророка Даниила ближе к концу: «И простер руку свою на разные страны, и земле Египетской не будет спасения. И завладеет он сокровищами золота и серебра во всем сластолюбивом Египте, и в Ливии, и в мире, и в твердынях его».

Пространно об этом говорит Ипполит–мученик в беседе о кончине мира.

В–третьих, следует знать, что когда антихрист одолеет трех вышеназванных царей – Египетского, Ливийского и Эфиопского, – тоща и другие цари поклонятся ему. И с того времени антихрист станет монархом, то есть единовластвующим обладателем всей вселенной. Известно, что об этом говорит и писание Божественного апокалипсиса в главе 17: «Десять рогов, которые видел, есть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем и отдадут ее зверю. Они вступят в войну с агнцем, и агнец победит их».

Об этом монаршестве антихристовом и Златоуст вспоминает во втором послании к фессалоникийцам в главе второй в беседе четвертой.<…>

Здесь Златоуст антихристово царство сравнивает с царством Мидийским, Вавилонским, Персидским, Македонским, Римским и говорит, что антихристово царство последует Римскому, как Римское Греческому, Греческое Персидскому, Персидское Ассирийскому. Потому что эти царства были монархиями; ясно, что и антихристово царство будет монархией и никем не будет свергнуто, только одним Христом на суде грядущем. Согласно с этим говорит и Кирилл святой в поучении 15 о том, что антихрист станет владеть Римской монархией. Эту свою мысль он подтверждает теми же вышеприведенными словами из главы 17 апокалипсиса: «И десять рогов, которые видел, есть десять царей, они, имея свою волю и силу и власть, отдадут их зверю».

В–четвертых, следует знать, что антихрист с бесчисленным своим воинством будет подвергать гонениям всех христиан во всей вселенной. Это война Гога и Магога. Об этом написано у Иоанна святого в главе 20 апокалипсиса: «И когда окончится тысяча лет и выйдет сатана из темницы своей, выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на войну. Их же число – как песок морской. И выйдут они на широту земли и окружат стан святых и город возлюбленный. И ниспадет огонь от Бога с небес и пожрет их. И дьявол их льстивый будет ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Этими словами описывается последнее гонение антихриста на христиан и кончина его погибельная.<…>

По широте и разнообразию интересов, масштабу деятельности и следам, оставленным в русской культуре XVII‑XVIII вв., Стефан Яворский – одна из интереснейших личностей. Поэт, пишущий стихи на латинском, русском, украинском и польском языках и увенчанный за них званием «лавроносного поэта»; оратор, философ, ученый–богослов, крупный церковно–политический деятель, преподаватель Киево–Могилянского коллегиума и Славяно–греко–латинской академии, реформатор учебного процесса в них, один из первых организаторов «школьного театра», яростный борец с протестантством и расколом. После смерти Стефан Яворский усилиями своих противников был превращен в реакционера и «паписта». В XIX‑XX вв. он был известен в церковных кругах, а его вклад в развитие русской литературы, философии, логики, психологии до недавнего времени оценивался отрицательно. (Лишь несколько упоминаний о нем как главе «реакционных иерархов», противнике Феофана Прокоповича дается в кн.: Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М., 1946. С. 57–58; такими же характеристиками наделили его и советские историки философии в 50–х годах. См.: История философии: В 4 т. М., 1957. Т. 1. С. 471, 480.)

Стефан Яворский (до пострижения Симеон, Семен, 1658–1722) родился в небогатой семье в местечке Яворов Львовской губернии.

В 1673 г. поступает учиться в Киево–Могилянский коллегиум, преобразованный в академию в 1701 г. В XVII в. это было единственное учебное заведение, готовящее богословов для России, Украины, Белоруссии. Коллегиум дал этим странам очень много знаменитых людей XVII‑XVIII вв. После окончания этого заведения Ст. Яворский принимает униатство и уезжает учиться на Запад: учился в разных, в том числе иезуитских, школах Львова, Познани, Люблина, Вильно. (Такой путь обучения проходили тогда многие ученики Киево–Могилянского коллегиума – Феофил Кролик, Феофан Прокопович и многие другие. Это еще раз подчеркивает, как в людях тех лет и культуре XVII‑XVIII вв. соединялись традиции национальные и европейские.) В 1689 г. Яворский возвращаете* в Киев и публично отрекается от униатства. Он выдерживает сложный экзамен и после принятия монашеского чина принимается на работу преподавателем Киево–Могилянского коллегиума. К этому времени он уже имел звание магистра философии и свободных искусств, ученого–богослова. В коллегиуме он стал вести курсы философии, риторики, поэтики, теологии. Учебников и программ тогда не было, каждый преподаватель самостоятельно разрабатывал свои курсы. В итоге они оказывались достаточно цельными и законченными. В историческом плане наибольший интерес представлял курс Яворского по философии. Он назывался очень длинно в традициях тех лет «Философское состязание, открытое на арене Киево–Могилянского гамнасиума российскими атлетами для вящей славы Того, который, будучи свободным от греха путником, единородным Сыном Отца, вступил на путь умножения славы наиблаженнейшей его матери, прошедшей быстро путь по иудейским взгорьям». Естественно, что курс читался на латинском языке. Современный исследователь творчества Ст. Яворского считает, что этот курс сыграл значительную роль в становлении русской философии, логики и психологии (см.: Захаров И. С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVII‑XVIII вв. (Стефан Яворский). Киев, 1982. С. 63–112). В этой же работе приводятся убедительные доводы о том, что литературное наследство «Ст. Яворского послужило одним из источников философских воззрений славянофилов». С. 15). В этом курсе Яворский, опираясь на Аристотеля и других философов, популяризировал идеи Возрождения и нового времени. В 1700 г. Ст. Яворский послан в Москву митрополитом Киевским Ясинским с каким‑то поручением. Во время его пребывания в Москве умер фельдмаршал Алексей Шеин и Петр I решил устроить пышные похороны. Нужно было найти человека, который бы быстро написал хорошее надгробное слово. Царю указали на Ст. Яворского как известного оратора. Несмотря на малое время, он написал надгробное слово, и оно имело большой успех. Петр I оставляет Яворского в Москве. Вскоре освободилась рязанская кафедра и Петр I рекомен-довал патриарху Адриану рукоположить Ст. Яворского в сан митрополита Рязанского и Муромского. Яворский долго отказывался, ибо заветом своей жизни сделал жизнь тихую, жизнь ученого–монаха, мечтал о монастырской келье, где бы мог предаваться научным и литературным занятиям. Его знаменитый афоризм «Хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался» подтверждает такую жизненную установку. После долгих колебаний, отказов и слез Яворский соглашается принять сан митрополита. 7 апреля 1700 г. он был хиротонисан в этот сан. В этом же году стал протектором Славяно–греко–латинской академии и перестроил в ней учебный процесс по образцу Киево–Могилянского коллегиума, открыл в ней «школьный театр».

6 декабря 1700 г. умер патриарх Адриан, и волею Петра I Ст. Яворский назначается на должность администратора и местоблюстителя патриаршего престола. (В разных источниках время назначения его на эту должность указывается то 1700, то 1702 г. Но 1702 год маловероятен, так как даже если Петр I уже тогда задумывал упразднить патриаршество, то духовенство и сами верующие вряд ли могли допустить, чтобы около двух лет церковь была без ее главы.).

Ст. Яворский оказался во главе церкви в самый драматический период ее истории: в церкви и среди верующих продолжался раскол, готовились и потом были проведены многочисленные реформы церкви, подорвавшие ее экономическую и духовную самостоятельность, впервые в России возникла сильная тенденция к «цезаре – папизму», когда Петр I и светская власть начали активно вторгаться во все дела церкви и руководить ею. Кроме того, духовенство и верующие разделились на сторонников и противников патриаршества. При Петре I резко усилились позиции протестантской церкви в России, так как многие сподвижники царя были выходцами из Германии, Голландии и других протестантских стран. Положение Яворского осложнялось еще и тем, что до конца своей жизни он надеялся, что патриаршество будет восстановлено.

Отношение Яворского ко всем петровским реформам было противоречивым. Он поддерживал все светские реформы Петра I, направленные на развитие промышленности, флота, науки, образования. Но церковные реформы царя не поддерживал, хотя и открыто против них не выступал, он вынужден был стать скрытом сторонником патриаршества.

Самую жестокую борьбу Ст. Яворский повел с раскольниками, здесь он был порою более радикален и более жесток, чем сам царь. Уже в 1701 г. открылось первое крупное для Яворского дело раскольника Григория Талицкого. Переписчик книг, близкий к кругам столичного духовенства, Талицкий в 1700–1701 гг. призывал отступиться от Петра, обличал его в «подметных письмах» как антихриста, призывал не платить податей, не выполнять царские указы, исповедовать «немоление за государя», называл Москву блудницей вавилонской, а ее жителей вавилонянами, слугами антихриста. Свои предсказания о конце мира и приходе антихриста Г. Талицкий основывал, во–первых, на толковании Книги пророка Даниила и Апокалипсиса в соответствии с духом тогдашнего времени; во–вторых, на сложившейся к тому времени раскольнической концепции «чувственного» и «духовного» антихриста. (О раскольническом эсхатологическом мировосприятии, их новой концепции антихриста см.: Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 17–83.) Талицкий был схвачен, его допрашивали в присутствии Яворского и царя, они даже полемизировали с ним. Он был приговорен к казни «копчением», но раскаялся, отрекся от раскольнических идей и был помилован. По материалам ереси Талицкого и других раскольников Ст. Яворский написал книгу «Знамения пришествия антихристова и кончины века», изданную впервые в 1703 г. Здесь Яворский, опираясь на Священное Писание и труды отцов церкви, пытается с официально–православной точки зрения доказать несостоятельность раскольнического представления о конце мира и приходе антихриста. Логически у него это сделано очень убедительно. Но, по свидетельству первого серьезного исследователя его творчества Ю. Ф. Самарина, эта «книга не достигла своей цели и распространение ложных (раскольнических. – А. Г.) предсказаний не пресекла» (Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович / Сочинения. Т. 5. М., 1880. С. 265. Здесь же он указывает, что многое в книге Ст. Яворского было заимствовано из книги испанского богослова Мальвенды об антихристе.).

Раскольники, в частности руководитель Выговской пустыни Андрей Денисов, написали сочинение «Об антихристе» как ответ раскольников на эту книгу Яворского. (Подробнее об этом см.: «Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверга XVIII века. СПб., 1909. С. 176; Гурьянова Н. С. Указ соч. С. 22–28.).

Петр I, догадываясь о тайных симпатиях Ст. Яворского к патриаршеству и намечая реформу церкви, в 1716 г. вызывает из Киева Феофана Прокоповича, которого он узнал во время пребывания в Киеве как оратора и стихотворца, прославляющего Петра и его победы. Ф. Прокопович и стал до конца жизни Яворского его главным идейным противником. Это проявилось и при подготовке «Духовного регламента», и в работе организованного в 1721 г. Синода: его президентом стал Ст. Яворский, а вице–президентами – Феофан Прокопович и Феодосий Яновский. На заседаниях Синода при голосовании Ст. Яворский часто оказывался в меньшинстве или в одиночестве. Резко отличалось не только духовное мировоззрение Яворского и Прокоповича, но и их бытовое поведение: у Прокоповича были сильные протестантские тенденции, у Яворского – католические; первый вел явно не монашеский образ жизни, часто устраивал веселые пирушки, второй был сторонником аскетически строгого бытового поведения духовных лиц. (Подробно противостояние Яворского и Прокоповича как богословов, церковных сановников и проповедников раскрыто в указ. соч. Ю. Ф. Самарина.).

В 1718 г. Яворский отваживается написать свою последнюю книгу «Камень веры», направленную против лютерантства и протестантизма в целом. Но у нее был и второй тайный адрес – Петр I и его ближайшее окружение, среди которого было много выходцев из протестантской Германии, Голландии и других стран. Возможно, что эта книга была нацелена и на Прокоповича с его «протестантизмом». Книга долгое время не издавалась. Лишь в 1728 г. усилиями Феофилакта Лопатинского, друга и ученика Яворского, книга увидела свет. Вокруг нее сразу разгорелись споры, на нее нападали Прокопович и его сторонники, защищал книгу Ф. Лопатинский.

В 1720–1721 гг. тяжело больной Яворский пишет два примечательных стихотворения. Первое «О титулы, пропасти паче вас назвати». Оно навеяно собственной жизнью, ибо Ст. Яворский убедился, что титулы «обыкли людей пожирати», они – «мрак, тьма, ветер и тени», «лопающиеся водяные пузыри», т. е. в стихотворении он понял расхождение и непримиримый конфликт человеческого и «титульного», государственного.

Второе стихотворение вообще очень необычно для поэзии XVIII в. Его предыстория такова. Ст. Яворский обладал одной из лучших по тем временам библиотек. (Ее описание см.: Мослов С. И. Библиотека Стефана Яворского. Киев, 1914.) В августе 1721 г. тяжело больной Яворский составляет каталог своей библиотеки для передачи ее нежинскому Благовещенскому монастырю. Этому каталогу он предпосылает написанное по–латыни стихотворение «Стяжателя сих книг последнее книгам целование». Это стихотворение – прощание со своими книгами, бывшими «светом очей», «медом и сотом», давшими богатство и славу.

Сочинения Ст. Яворского: Виноград Христов. Киев, 1698; Знамения пришествия антихристова и кончины века. М., 1703; Камень веры. Μ., 1728; Проповеди Стефана Яворского: В 3 т. М., 1805; Слова Стефана Яворского, митрополита Рязанского и Муромского/ /Трудь; Киевской духовной академии. 1874. №10,12; 1875. №1–3; Стихотворения «Ты облечена в солнце, Дево Богомати», «О титулы, пропасти паче вас назвати», «Стяжателясмх книг последнее книгам целование»//Русская литература. Век XVIII. Лирика. М., 1990. С. 38–40.

Литература о нем: Терновский В. Митрополит Стефан Яворский//Труды Киевской духовной академии. 1864. Т. 1–2; Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович/ /СамаринЮ. Ф. Сочинения. Μ., 1880. Т. 5; Тихонраов Н. С. Московские волънояумныная. ХУШвекаиСтефан Яворский//Гихондов Я. С. Сочинения. Т.2. М.,1889\Маслов СМ. Библиотека Стефана Яворского. Киев, 1914; Морозов А. А. Метафора и аллегория Стефана Яворского//Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971; Голеншцсв–Кутуэов И.М. Гуманизм у восточных славян (Украина и Белоруссия) М., 1963; Захара И. С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVII‑XVm вв. (Стефан Яворский). Киев, 1982. (Кроме этого на украинском языке существует значительное число статей и монографий о Стефане Яворском. Многие из них указаны в кн.: Украинская советская энциклопедия. Киев, 1985. Т. 12. Ст. Лисица В. В. «Стефан Яворский».).

Отдельные сведения о Ст. Яворском см.: Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 18,22,29; Русское православие. Вехи истории. Μ., 1989. С. 169, 234, 241, 242, 246, 250, 261, 265–266. 276.

Книга «Знамения пришествия антихристова и кончины мира» печатается по изданию 1794 г. с сокращениями (не печатается «Предисловие к читателю благочестивому» и главы XI–ХIV, так как в них многое прями не относится к теме антихриста, многое повторяется). Небольшие сокращения в публикуемых главах отмечаются угловыми скобками с тремя точками внутри – <…>

Эта книга Яворского логически и композиционно идет в русле традиций догматического богословия XVII‑XVTII вв. Ока открывается «Предисловием к читателю благочестивому», где утверждается, что написана она «не на паутине суемудрого мнения, не на зыбком песке, подобном нраву раскольническому, но на твердом основании писаний божественных и верного толкования святых отцов…» (С. 10–11). В этих словах Предисловия раскольнические представления о пришествии антихриста и кончине мира (о раскольнической концепции антихриста см. в статье А. С. Гришина в данном сборнике и в литературе, указанной в его статье) определены как главный объект полемики Яворского. И эта полемика идет на протяжении всей книги, придавая ей необычный для богословского труда лирико–полемический тон. И вторая особенность всей книги отмечена в этих словах Предисловия – опора на авторитет «писаний божественных» и отцов церкви, начиная с апостольских времен до XVIII в. Вся книга Яворского буквально «усыпана» такими цитациями авторитетов, и многие цитаты не раз повторяются (такие повторяющиеся, большие цитаты в данном издании приводятся только один раз). Пойле «Предисловия к читателю благочестивому» в книге идет раздел «Основание обсуждаемых вопросов», где в традиционной катехизической (вопросно–ответной) форме выявлена проблематика будущих отдельных глав, посвященных конкретному и подробному анализу этих же проблем. Всего таких глав в книге Яворского четырнадцать.

Для многих современных читателей понимание этой книги Яворского будет трудным, ибо она – книга богословская. И как таковая предполагает хорошее знание Библии и истории христианской церкви, патристики. Библейские имена и сюжеты нами не комментируются, так как здесь хорошим комментарием является «Библейская энциклопедия» (М.. 1991). В книге Яворского упоминаются многие исторические личности и события эпохи раннего христианства. В качестве комментария здесь могут быть использованы: Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1992 (репринтное издание); РенанЭ. Антихрист. Μ., 1991; РенанЭ. Апостолы Петр и Павел. М., 1991 \ДониниА. У истоков христианства М., 1989; Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988; Поснов А/. Э. История христианской церкви (до разделения церквей – 1054 г.). Киев, 1991.

Комментируются только имена светских и церковных исторических личностей, некоторые сборники раннехристианской литературы, труды отцов церкви и общий смысл наиболее распространенных ересей I‑IV вв.

* * *

1

Симон–волхв или Симон–маг – библейский персонаж и реальная личность, Упоминается в «Деяниях апостолов» (гл. 8). Самофракийский чародей и маг, противник ап.

2

Солуняне – фессалоникийцы.

3

Сосуд избранный – метафорическое имя ап. Павла.

4

Леон III – римский папа Лев Ш (конец VIII – нач. IX в.) Короновал в Риме Карла Великого императорской короной, что служило знаком власти этого императора над всем Западом. Этим шагом Лев Ш способствовал и укреплению позиций римских пап, и дальнейшему расколу церкви на католическую (западную) и православную (восточную).

5

Вороний (Цезарь Барониус; 1538–1607) – историк римско–католической церкви. С 1596 г. кардинал, затем библиотекарь в Ватикане. В 1588 издал кн. «Церковные анналы От рождения Христа до 1198 года». На рус. яз. издана в 1719 г. под заглавием «Деяния церковные и гражданские». Книга оказала сильное воздействие на развитие церковной и светской исторической науки.

6

Здесь, ссылаясь на исторические события и работу Барония, Ст. Яворский пишет о разделении церкви на католическую и православную.

7

Кирилл Александрийский (? – 444) – архиепископ Александрийский, противник Нестория и несторианства. По его настоянию Несторий был лишен сана и в 439 г. сослан. Написал «Толкование на Евангелия», «Слово об исходе души и страшном суде», «О вочеловечении Господа».

8

Дамаскин Иоанн (ок. 680–756) – византийский богослов и философ. Автор церковных песнопений, житий святых, многих «Слов» против еретиков и иконоборцев и книги «Точное изложение православной веры».

9

Григорий VII (1020–1085) – римский пала с 1073 г.

10

Ипполит, святой мученик (ок. 170–236)·– римский пресвитер, богослов, современник пап Зефирика и Каликста I. Последний недоброжелательно смотрел на ученую деятельность Ипполита и обвинил его в безбожии. Ипполит обвинил Каликста I в савелианстве. После этого начался раскол между сторонниками Ипполита и савелианами. Ипполит был светски и духовно образованным человеком, плодовитым писателем. В конце жизни под давлением имп. Максимина Фракийца Ипполит папой Каликстом I был объявлен антипапой и сослан в Сардинию. Здесь окончил свою жизнь в мучениях – был растоптан конями. Церковь причислила его к святым мученикам. Основные труды Ипполита: «О Христе и об антихристе», «О двенадцати апостолах, и те каждый проповедовал и скончался», «О богословии и воплощении», «О семи таинствах».

11

Феодорит Кирский (390–466) – епископ Кирский с 423 г. В его книге «Исцеление языческих болезней» отражена борьба церкви с ересями в 325–428 гг.

12

Андрей Кесарийский – архиепископ Кесарии Каппадокийской (город Кесария – ныне г. Кейсери в Турции). Время его жизни устанавливается по–разному: одни относят к V в., другие – к VI, третьи – к VII. В книге Ст. Яворский именует его то Андрей Кесарийский, то Андрей Каппадокийский. Андрей Кесарийский был первым из духовных писателей, чье толкование апокалипсиса дошло до наших дней. В своем толковании апокалипсиса он исходил из его троякого смысла соответственно трем частям человеческого существа – телу, душе и духу. Телу человека соответствует исторический смысл апокалипсиса» душе – иносказательный (тропологический), духу – аналогический. Аналогический смысл апокалипсиса, по Андрею Кесарийскому, есть главный, так как он раскрывает тайны будущего и жизни вечной.

13

Иероним (347–419) – крупнейший богослов, переводчик Библии с греческого языка на латынь; автор многих других теологических трудов и переводов. Написал первую историю христианской литературы, куда включил произведения 135 христианских писателей, а также философа Сенеки. Долгие годы жил отшельником вначале в Халкидонской пустыне близ Антиохии, затем в Вифлееме, где основал несколько монастырей.

14

Аполлоний Тианский (ок. 1 в. н. э.) – античный мистический философ–пифагореец, выдававший себя за чудотворца.

15

Киприан Расций Цецилий (ок. 200–258) – крупный богослов и церковный деятель. После крещения стал епископом Карфагена, обезглавлен при имп. Валериане.

16

Ефрем Сирин (7–373) – один из виднейших византийских отцов церкви.» богослов, комментатор Библии, автор «Шестоднева» и многих проповедей, поучений, богослужебных гимнов.

17

Иосиф–еврей – Иосиф Флавий (37–100), автор «Иудейской войны» и других исторических сочинений.

18

Кумир Диа Имеется в виду какая‑то статуя эллинского бога (Диониса? Дианы?) или какого‑то римского императора.

19

Адриан Публий Элий (76–132) – римский император (117–138). В 122 г. приказал начать строительство нового Иерусалима.

20

«Маргарит» – византийский сборник проповедей Иоанна Златоуста, отличающийся христианско–демократической направленностью. Эта и другие книги Златоуста оказали сильное влияние на развитие христианства в Европе и в Малой Азии.

21

Домециан (Домициан, 51 – 96) – римский императоре 81 г., сын имп. Веспасиана, брат Тита. Первым приказал называть себя «господином и богом».


Источник: Знамения пришествия антихристова и кончины века : От писаний божественных явлена, Апостолскому же вопросу,что есть знамение твоего пришествия и кончины века [Матфей 24] согласующая / [Митрополит Стефан (Яворский)]. - Москва : Синодальная тип., 1819. – 152 с. : 1 ил. (Гравюра : «Падение антихриста»).

Комментарии для сайта Cackle