РАЗДЕЛ II. СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ И ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТЕ

Святая Православная Церковь имеет полномощную власть устанавливать законы о святых постах, применяясь к потребностям времени, и побуждать истинных христиан к соблюдению оных по совести.

1. Ветхозаветная Церковь и пост

Во Второзаконии Господь Бог повелевает слушать установления священников и левитов и всячески им повиноваться: «И постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни на право, ни на лево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника... да умерет человек тот» (Втор. 17, 10–12).

Посему, если священники и старейшины иудейские имели власть устанавливать законы и если народ иудейский должен был повиноваться им, то не гораздо ли более облечены этой властию учители Церкви – люди святые, просиявшие равноангельскою жизнью; мы же призваны повиноваться их законам и установлениям. Иначе священный чин Моисеев (ветхозаветный) будет иметь более преимущества в сравнении со священным чином Христовым (новозаветным).

Сыновья Ионадава, сына Рихавля, заслуживают великую похвалу пред Богом за то, что послушались отца своего, который заповедал им никогда не пить вина. Посему они и говорили пророку Иеремии: «Не пьем вина, потому что Ионадав, сын Рихава, отец наш, заповедал нам, говоря: не пейте вина ни вы, ни сыны ваши во веки» (Иер. 35,6). Такое послушание отцу не остается без награды, и за хранение поста сего Господь обещает дому Ионадава Свое предстательство: «Не отнимется у Ионадава... муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни» (Иер. 35,19). Итак, если Ионадав мог заповедать своим сыновьям и внукам никогда не пить вина и если таковая заповедь отеческая и послушание сыновнее угодны были Богу, то почему же Святая Церковь, наша Матерь, не может заповедовать нам, детям своим, воздержаться, хотя бы на время, от некоторых снедей, ибо и заповедь Церкви, и послушание оной благоугодны Богу.

Для большего пояснения сказанного представим еще примеры.

Царь Саул заповедал пост сими словами: «Проклят человек, который вкусит хлеба в тот день до вечера, доколе я не отомщу врагам моим, И никто из народа не вкусил хлеба" (1Цар. 14,24).

Иосафат, царь Иудейский, будучи поражен страхом, вознес усердную молитву к Богу «и объявил пост по всей Иудее» (2Пар. 20, 3). Также и Ездра заповедал пост: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших, и для всего имущества нашего» (1Езд. 8, 21).

Царь Ниневии, когда услышал слово о покаянии от пророка Ионы, то заповедал пост всему своему народу и таким образом избавились ниневитяне от грозившей им смерти (см.: Ион. 3).

Вот примеры, из которых видно, что весьма многие облеченные властью лица заповедовали пост своим людям и люди повиновались им совершенно. Итак, если ветхозаветные цари и пророки могли заповедовать пост, то неужели Святая Церковь не имеет подобной и даже большей власти налагать пост на православных христиан по своему произволению и благоусмотрению? И если ветхозаветные люди слушались своих наставников, то тем более мы, просвещенные новой благодатью, обязаны повиноваться Святой Церкви и наставникам нашим, которые заповедуют нам пост.

2. Пост – послушание Матери-Церкви

Сам Иисус Христос повелевает иметь послушание Церкви. «Если же не послушает их, скажи церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18,17–18).

Но что значат сии слова: что вы свяжете? Связывать – значит закон полагать. Ибо в Священном Писании сказано: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23,4). Здесь, говоря о бременах, Господь имеет в виду законы иудейские. Христос дал такое обещание апостолам и их преемникам: в какой мере они свяжут, т.е. какие законы они возложат на верующих, обязывая их совесть к исполнению этих законов, в такой силе будет связано и на Небе, т. е. все это останется твердым и неизменным на Небесах. Следовательно, заповедь и законоположение апостолов и их преемников есть заповедь Христа.

«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20,21). Христос Спаситель послан был от Отца, имея власть не только проповедовать слово и устанавливать Таинства, но и имея власть повеления, суда и законоположения. И эту-то власть Он и передал Своим апостолам и их преемникам.

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10,16). Христос изрек сии слова апостолам и их преемникам: так объясняется это место в творениях священномученика Киприана Карфагенского (книга 4, письмо 9) и святителя Василия Великого (Правила монашеские, глава 23).

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13,1–2). И еще: «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13,5). Сии слова апостола Павла относятся не только к мирским властям, но и к церковным. Ибо апостол говорит о всякой власти вообще: нет власти не от Бога, т.е. всякая власть от Бога. А что закон, данный нам властями, мы обязаны исполнять не из страха, а по любви к Богу, так это видно из последующих слов апостольских: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение»(Рим. 13,1–2). И еще: «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 5). «Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости» (1Кор. 4, 21)?

Святитель Иоанн Златоуст, объясняя сии слова, под жезлом разумеет власть, наказывающую законопреступников и своим правым судом исправляющую развращенных людей. Ибо Христос, как Царь над Сионом, т.е. над Своею Церковью, имеет жезл железный, по словам Псалмопевца: «Упасеши я жезлом железным» (Пс. 2, 9). Железным он называется по причине своей твердости и невозможности сломаться или разбиться. И еще, в другом месте сей жезл называется «жезл правости» (Пс. 44,7). Это означает власть правосудную, справедливо наказывающую непослушных людей. Христос вручил сей жезл Своим апостолам и их преемникам для того, чтобы они во имя Его управляли Церковью и смиряли непокорных. Таким образом, учители Церкви разрешают некое мнимое противоречие, содержащееся в Евангелии. У евангелиста Матфея сказано: «Не стяжите злата, ни сребра; ... ни сапог, ни жезла» (Мф. 10, 9–10). Напротив, у евангелиста Марка написано: «И заповедал им (Христос апостолам) ничего не брать в дорогу, кроме одного жезла" (Мк. 6, 8). Но как же согласовать это мнимое противоречие евангелистов? Видимое разногласие само собой уничтожится следующим путем: евангелист Матфей говорит о жезле вещественном, а Марк – о жезле духовном, т.е. о власти апостольской, ради которой люди должны давать апостолам потребное для жизни. Как царю ради царского жезла (т.е. власти) даются дани, так и апостолам и всем их преемникам дается все необходимое для жизни ради их жезла церковного, или ради духовной их власти.

Поскольку начальники Церкви имеют жезл, т.е. власть, данную им от Христа для управления Церковью Его, то из сего следует, что они имеют и власть устанавливать законы и жезлом своим смирять непокорных людей. И если они имеют власть законоположения, то кто дерзнет лишить их этой власти, когда речь идет об установлении святых постов в особое время, которое духовные власти найдут благопотребным по своему внимательному рассмотрению и благоизволению?

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11, 2). «Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса» (1Сол.4, 2). «Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1Сол.4, 8). «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2Сол.3, 14). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13,17). «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

Из сих свидетельств Священного Писания для всякого ясно, что Церковь Христова, т.е. Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви имеют полномощную власть устанавливать законы для исправления верных чад своих, побуждать их к соблюдению оных законов, вменяя им в грех их неисполнение, и всеми мерами исправлять непокорных. Всякий, кто непокорен им, является непокорным не человеку, но Богу, Который дал им Духа Святого, по слову апостольскому, или, лучше сказать, по слову Христову: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10, 16).

3. Святые Соборы о посте и трапезе

Отцы Апостольского Иерусалимского Собора написали для первенствующих христиан таковой устав: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 28–29).

Из сих слов видно, что апостолы сами устанавливали новые законы, например, относительно употребления в пищу мяса. Вот как рассуждает об этом святитель Иоанн Златоуст. Христос ничего не установил и не заповедал касательно удавленины и крови. Следовательно, апостолы и их преемники имеют власть устанавливать законы. А что сей апостольский закон обязывал тогда совесть православных христиан исполнять его, почитая нарушение оного закона грехом, это открывается из последующих слов:

1. Оный закон называется бременем (тяготою): «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более» (Деян. 15, 28).

2. Закон сей называется необходимым законом.

3. Апостолы Павел и Сила, проходя по городам, побуждали первенствующих христиан соблюдать законы, установленные апостолами и пресвитерами (Деян. 16, 4). Шестьдесят третье апостольское правило тоже подтверждает запрет апостолов: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен».

Богоносные отцы не только на Апостольском Соборе, но и на прочих Вселенских и Поместных Соборах одно запрещали под анафемою, а другое – новые законы – вновь устанавливали и обязывали правоверных к соблюдению этих законов иногда под страхом извержения или отлучения, а большею частью под анафемою.

Из сего видно, что Церковь Христова (т.е. Вселенские и Поместные Соборы и всё сословие пастырей и учителей церковных – преемников апостольских, православно и согласно исповедующих святую православную веру) имеет власть устанавливать законы. Посему отцы Церкви, будучи облечены тою же властию, данною им от Христа, с полным правом установили святые посты и обязали нас соблюдать их, испытывая совесть свою и уклоняясь от греха неисполнения их.

Наконец, присоединим к сему законопостановлению следующее. Начальники мирские, как то: цари, князья и правители – имеют власть устанавливать новые гражданские законы, которые подвластные им люди непреложно исполняют, а уклоняющиеся от законов бывают жестоко наказаны. Итак, если мирские начальники имеют таковую власть, то почему же начальники церковные: пастыри и учители Церкви, будучи преемниками апостольскими, не могут иметь такой власти? Если в государствах обязательно должны быть законы ради управления народом, чтобы люди проводили жизнь разумную и не предавались беспорядочно своим пожеланиям, то тем более существует потребность в законах церковных для духовного управления православным народом, чтобы он жил по духу, а не по плоти, и мог бы покорять свои страсти духу.

Ты скажешь: «Достаточно христианам закона евангельского для их исправления и управления ими». Но если бы это было так, то и подвластные своим мирским начальникам сказали бы: «Достаточно нам закона евангельского для нашего исправления; для чего еще налагают на нас бремя законов гражданских», на что получили бы они строгий ответ от стоящих у власти, и притом с вразумлением, что законы гражданские нисколько не противоречат закону евангельскому.

Закон евангельский изречен вообще для всех, посему он требует определения в частности. Например, закон евангельский повелевает приобщаться Тела и Крови Христовой, но не определяет, каким образом и когда. Для сей цели пастыри и учителя Церкви и определили, чтобы каждый причащался Святых Христовых Тайн хотя бы один раз в году перед Пасхой. В законе евангельском не сказано, как именно готовиться к причащению: надо ли употреблять пищу или причащаться натощак. В первенствующие времена причащались и после употреблении пищи, памятуя Тайную Вечерю Христову, на которой дано было ученикам причастие по употребления пищи. Но в последующее время начальники Церкви назначили время для сего совершенно другое. То же должно сказать и о Крещении. Закон евангельский повелевает креститься, но не определяет, каким образом и в какое время, в младенчестве ли или в совершенном возрасте. Для разрешения сего вопроса пастыри Церкви определили и образ Крещения и время для оного.

Из сего видно, что, кроме Божественных и гражданских законов, необходимы и законы церковные. Всякий же закон имеет силу, обязывающую нас к соблюдению его, вменяя нам в грех неисполнение этого закона, потому что грех есть не что иное, как преступление закона.

Комментарии для сайта Cackle