Источник

XІІ. Догмат о наказании еретиков, отторгающихся от Святой Соборной Восточной Апостольской Церкви

Введение

Оканчиваем дело с помощью Того, кто есть Начало и Конец. И чтобы не без общей пользы, которая есть цель нашего намерения, было окончание нашего дела, изволилось нам здесь внимательно рассмотреть вопрос о наказании еретиков, с недавнего времени отступающих от Святой Церкви.

Подобает ли таковых, отчужденных от Святой Церкви, предавать мирскому суду для наказания?

Прекословят этому еретические уста, чтобы иметь открытыми двери для умножения своего душевредного учения. Говорят, что можно всякому веровать, как он хочет, думать, как он хочет, и не должны подлежать наказанию мудрствующие противное церковным догматам.

Сам (говорят) Христос сказал: оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф.13, 30), – то есть пшеницу и плевелы, добрых и злых, верных и еретиков оставьте даже до жатвы, то есть до дня Страшного Суда. Когда же придет жатва, то есть кончина века сего и Страшный Суд, в то время явится разделение пшеницы от плевел.

Но и апостол Павел (говорят) повелевает согрешающих исправлять в духе кротости, а не ярости, и не смертью.

На оба эти места Писания есть ответ во второй части. Здесь же предлагаю рассуждению всякого, право ли они мудрствуют? Согласно ли правде и истине?

Не ясно ли всем, что наказание своевольным необходимо также, как скачущему коню удила и узда? Ибо что может быть нужнее для управления и пребывания народа в прочном мире, чем наказание злым и благотворение добрым? Что два светила на небесах – солнце и луна, то и два дела на земле – миловать добрых и наказывать злых. Убери с неба солнце и луну, и тотчас вся вселенная погрузится во тьму, превратится в тюрьму и темницу для всех живущих и в некую бездну, исполненную всякого бесчинства. Отними награждение добрых и наказание злых, и увидишь ее ставшей пропастью всякого бесчинства. Ибо кто коснется добродетели, если не надеется на награду? Кто же не устремится на всякое зло, если совсем не убоится наказания?

Итак, отвергнув еретическое суемудрие, примем то, что служит на пользу мирному устроению Церкви и безмятежной тишине всего народа. И скажем, согласно правде и истине, что еретиков, возмутителей всенародной тишины, непременно надлежит предавать праведному суду для наказания.

Но внимательно рассмотри, о каких еретиках у нас здесь идет речь. Не о старых еретиках, произшедших от другой церкви, ибо они не в нашей Церкви родились, и не в нашей Церкви крестились, и не нашей Церкви дали обет верности (даяша веру); но о еретиках, отступающих от нашей Церкви, ибо они в нашей Церкви родились, и крестились, и ей дали обет верности в святом Крещении и должны хранить данный своей матери (Церкви – Примеч.) обет целым и непорочным. Если же нарушают данную присягу, а еще и хулят, уничижают, гонят и развращают свою мать, родившую их Духом – Святую Церковь – помысли, какого наказания они достойны? Не то же ли говорит и закон, то всякий злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф.15, 4)? Но чтобы было верно наше слово, рассмотрим Священное Писание и прочие свидетельства, необходимые для сего дела.

Часть 1. Камень православной веры

Еретиков, отчужденных от святой Церкви, достойно и праведно отдавать для наказания мирскому суду.

Глава 1. Твердость камня веры от Священного Писания Ветхого Завета

1. Исход 32: Моисей с левитами убил три тысячи еретиков, которые избрали себе другого бога, вместо Бога Моисея [Исх. 32, 26–28]174.

2. Во Второзаконии, 13, Господь Бог повелевает ложных пророков предавать смерти [Втор. 13, 5].

3. Еще во Второзаконии, 17, Господь Бог повелевает слушаться и во всем повиноваться священникам и левитам, а непослушных и непокорных велит убивать, говоря: А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля [Втор. 17, 12].

4. Еще во Второзаконии, 18, Господь Бог повелевает убивать ложных пророков [Втор. 18, 20].

5. 3 Царств, 18. Илия убивает ложных пророков [3Цар. 18, 40].

6. 4 Царств, 10. Царь Ииуй избил всех ложных пророков [4Цар. 10, 18–26].

7. 4 Царств, 23. Царь Иосия избил всех ложных пророков. [4Цар. 23, 20].

8. Даниил, 3. Не только благочестивые цари, но и нечестивый царь вавилонский Навуходоносор постановил, что всякий, кто будет хулить Бога Даниила, то есть истинного Бога, смертью умрет, и дом его будет разрушен [Дан. 3, 96].

Из этих мест Священного Писания не ясно ли, что еретиков, непокорных Святой Церкви, достойно и праведно предавать наказанию?

Глава 2. Твердость камня веры от Священного Писания Нового Завета

1. Матфей, 18. Христос говорит: А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18, 17). Поэтому еретики, так как они не сыновья Святой Церкви, могут быть преданы мирскому суду.

2. Иоанн, 2. Бичом, сделанным из веревок, Господь изгнал продающих и покупающих из Церкви. Если были изгнаны из Церкви купцы, тем более подобает изгонять еретиков и их жестоко наказывать.

3. Матфей, 7. Христос сравнивает еретиков с хищными волками: Берегитесь (сказал) лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.7, 15). Подобное этому говорит и [ап.] Павел в Деяниях, 20: Знаю (сказал), что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки (Деян.20:29), – то есть еретики. Поэтому, так как достойно и праведно убивать волков, ибо жизнь овец дороже, чем смерть волков, то ясно, что еретиков убивать достойно и праведно.

4. Иоанн, 10: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник (Ин.10:1). Святой Златоуст с прочими объясняет, что воры и разбойники – это еретики. Но что делает праведный суд с ворами и разбойниками? Не убивает ли их? То же подобает делать и с еретиками.

5. К Римлянам, 13. Мирская власть не напрасно носит меч (Рим.13:4). Ибо всякий начальник (а тем более христианский), есть… Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим.13:4), и мятежникам всего мира, и возмутителям тишины.

6. Деяния, 5. Святой Петр поразил смертью Ананию и Сапфиру за ложь, потому они что солгали Духу Святому [Деян. 5, 9–10]. Но еретики, не лгут ли Святому Духу, если дали обет верности Святой Церкви, а потом от нее отступили?

7. Деяния, 13. Апостол Павел поразил слепотой ложного пророка Елиму Волхва, который старался отвратить от веры проконсула [Деян. 13, 8–10].

8. Первое [послание] к Коринфянам, 5. Апостол Павел предал сатане имевшего жену отца [1Кор. 5, 1–5].

9. Первое [послание] к Тимофею, 1, 20. Апостол Павел Именея и Александра, предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим.1:20). Но не большее ли наказание – предать сатане, чем умертвить телом? Поэтому если бывает первое, тем более необходимо быть и второму.

10. Второе [послание] к Тимофею, 2, 16. Апостол Павел ересь уподобляет гангрене: А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак ( га́ггрена), будет распространяться (2Тим.2, 16–17). Но так как гангрена или рак (это неисцельная язва, съедающая тело и, расширяясь, поедающая здоровые части) лечится не иным способом, как только отсечением, поэтому ясно, что подобает то же делать и еретикам.

Глава 3. Твердость камня веры от свидетельств святых отцов

Святой священномученик Киприан [Карфагенский] в книге об укреплении на мученический подвиг, в главе 5, вспоминая из Священного Писания Второзаконие, 13 главу об убиении ложных пророков, сразу же добавляет следующее, говоря: «Если это было в Ветхом Завете, тем более подобает этому быть в Новом».

Иероним175, славный толкователь Священного Писания, рассуждая об этих словах Павловых [в Послании] к Галатам: Малая закваска заквашивает все тесто (Гал.5:9), – говорит: «Когда появится искра, ее нужно тотчас угасить, и закваску – удалить от близлежащего теста. Необходимо отсечь гнилой член тела и больную овцу извергнуть со двора. Арий был одной искрой, но так как она не скоро была погашена, от нее зажегся весь мир». О прочих святых отцах не буду здесь говорить подробно ради краткости, все богомудрствуют то же.

Глава 4. Твердость камня веры от законов благочестивых царей

Константин Великий в ответ на прошение Никейского Собора послал в изгнание еретика Ария вместе с его сообщниками. Смотри Созомена, книгу 1, главу 20.

Благочестивые цари [Византии – Восточной Римской империи] Феодосий, Валентиниан, Маркиан и прочие ревнители благочестия установили законы против еретиков, которыми наказывали их, когда взысканием многих талантов золота, когда отнятием всех имений, когда изгнанием, иногда нещадным биением, а в иное время и смертью. Один только Юлиан Отступник176 склонился к еретикам.

Царь Юстиниан177 установил закон изгнать всех еретиков далеко от пределов царства, дав сначала три месяца на покаяние и обращение. Смотри историю Павла диакона в книге 16.

Царь Михаил178 поступил так же и одних из еретиков наказал изгнанием, а других – смертью. История Павла диакона в книге 24.

Благочестивый царь Алексий Комнин179 повелел сжечь некоего еретика Василия, начальника ереси богомилов. Зонара в житии Алексия.

Православный царь Максим180 повелел умертвить еретика Прискилиана с единомышленниками. Иероним в книге о многославных мужах.

Оптат181 в книге третьей, пишущий против Пармениана, вспоминает об убиенных еретиках донатистах.

Глава 5. Твердость камня веры от убедительных доказательств

Первое доказательство

Еретиков достойно и праведно предавать анафеме, поэтому достойно и умерщвлять, ибо большее зло быть преданным сатане, чем претерпеть всякие муки на теле.

Второе доказательство

Опыт учит, что нет против еретиков иного лекарства, лучше смерти, ибо Святая Церковь употребляла много средств для их уврачевания. Во-первых – наказывала отлучением от сообщества верных. Во-вторых – выкупом золотом и серебром. В-третьих – отнятием всего имущества. В-четвертых – изгнанием. Но всеми этими наказаниями ничего не добилась. И, наконец, она была вынуждена предавать их смерти, потому что над проклятием еретики смеются и говорят, что это гром без молнии. Отнятия имуществ не боятся, говоря, что другие их сообщники будут их снабжать. Если они бывают в узах и изгнании, то многих растлевают и словом, и письмом. Им только одно лекарство – смерть.

Третье доказательство

Во всяких народах и царствах делающие фальшивые пенязи или монеты предаются смерти. Но что такое еретики? Коварные обманщики, подделывающие монету слова Божия и смешивающие чистое золото с медью ложного толкования, портящие драгоценнейшее серебро, о котором говорит псалмопевец: Слова Господни слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное (Пс.11, 7), – то есть тщательно истолкованное и внимательно исследованное семью Вселенскими соборами. Поэтому что же еще подобает с ними делать, как не то, что делают с обманщиками, изготавливающими фальшивую монету?

Четвертое доказательство

Большее зло – не сохранить обета верности, данного Богу, чем жене не сохранить верности своему мужу. Но по закону последнее достойно смерти, следовательно – и первое.

Пятое доказательство

Наказываются смертью те, кто вредят благочестивым, и те, которые, будучи сами нечестивыми, притесняют невинных. Таким образом, правильно предаются смерти человекоубийцы, прелюбодеи, злодеи, воры, разбойники, чародеи и прочие им подобные. Но поскольку еретики по сути таковы, скажу вернее, они приносят больший вред, чем разбойники, убивая душу и разрушая веру, которая есть корень всяких благ, и поднимая всенародный мятеж в царстве. Итак, что же, разве такие достойны пощады?

Шестое доказательство

Злодеи потому казнятся смертью, чтобы через их наказание прочие пришли в чувство и исправились, и чтобы те, которые не хотели быть полезными царству живыми, стали полезными умирающими. Поэтому праведным судом казнятся смертью и таковые, которые хотя и не вредят ближнему (материально – Примеч.), а только худым примером, как чародеи, творящие противоестественный грех и прочие, но они убиваются лютой смертью для того, чтобы прочие уразумели тяжесть греха и не дерзали творить подобное. Но все это подходит к еретикам. Поэтому убивать их достойно и праведно.

Седьмое доказательство

Самим еретикам полезно умереть, и им оказывается благодеяние, когда их убивают. Ибо чем больше они живут, тем больше согрешают, большие изобретают прельщения, большее количество людей развращают. Поэтому навлекают на себя и большее осуждение и тягчайшую вечную муку. Но все это прекращает праведно наносимая им смерть.

Часть 2. Камень преткновения и соблазна

Глава 1. Преткновения о камень Священного Писания Ветхого Завета

Преткновение первое

И перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис.2, 4). Отсюда противники выводят, что Церковь не должна употреблять меч для убиения.

Отвечаем. Это пророчество Исаии о Мессии и уже сбылось во время Рождества Христова, когда в царствование Августа182 по всей вселенной был мир и великая тишина, которой долгое время не было ни до, ни после него.

Преткновение второе

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей (Ис.11, 9), – то есть в Церкви Христовой.

Отвечаем. Не против нас, а, наоборот, против еретиков это место Писания, ибо в предшествующих словах пророк говорит, что не вредит аспид отроку, медведь агнцу, лев волу, волк овце. Но эти звери изображают еретиков, по толкованию святых отцов. Еретики же, хотя и кажутся нам вредящими, но на самом деле не вредят, а скорее делают нас искуснее в терпении, твердости веры, а некоторых – и в мудрости по Боге. Ибо так и дерево становится крепче, если на него устремляется множество ветров и огонь разгорается сильнее от дыхания бури.

Преткновение третье

Когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис.1, 15). Ноги их… спешат на пролитие невинной крови (Ис.59, 7)183.

Отвечаем. Писание говорит о крови праведных, неповинно изливаемой, начиния от крови праведного Авеля даже до крови Захарии в Ветхом Завете. А в Новом, начиная от апостолов, до самой кончины века сего. А об излиянии еретической крови послушай, что говорит Моисей: сегодня посвятите руки ваши Господу (Исх.32, 29), – то есть, убив еретиков.

Преткновение четвертое

Я послал к вам рабов Моих, пророков; вы, схватив их, умертвили и растерзали тела их. Кровь их Я взыщу, говорит Господь (3Езд.1:32).

Отвечаем. Это место Писания говорит об истинных пророках, а не о вас, лжепророках и хищных волках. Они обращали к Богу, а вы отвращаете. Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2Кор.6, 14–15).

Глава 2. Преткновения о камень Священного Писания Нового Завета

Преткновение первое

Христос повелевает относиться к еретикам как к язычникам, а не повелевает их сжигать и убивать (Мф.18,17).

Отвечаем. Христос здесь не повелевает, но и не запрещает. К тому же Христос не повелевал убивать ни разбойников, ни прелюбодеев, ни воров, ни других законопреступников, но ныне все это праведным судом совершается.

Преткновение второе

Когда ученики хотели, чтобы огонь сошел с Небес и сжег самарян, Христос сказал: не знаете, какого вы духа (Лк.9:55).

Отвечаем первое. Существует большая разница между самарянами и еретиками, ибо они никогда не обещали Христу хранить веру, но тогда в первую очередь уловлялись в веру, и поэтому их не требовалось понуждать. Но еретики обещали хранить Христову веру чистой и непорочной, поэтому их подобает всячески понуждать.

Отвечаем второе. Апостолы Иаков и Иоанн, хотевшие сжечь Самарию, хотели сделать это не от ревности о спасении душ, а от желания отомстить за то, что их не приняли. Поэтому Христос справедливо их обличает. Но Святая Церковь вооружается на еретиков от ревности о душах, развращаемых ересью. Такой ревностью Сам Христос изгнал из Церкви купцов (Мф.21, 13), [ап.] Петр убил Ананию и Сапфиру (Деян.5, 3–10), [ап.] Павел прелюбодея предал сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен (1Кор 5, 5). Умолчу о прочих, таких как Моисей184, Финеес185, Илия186, Маттафия187 и других, которые, будучи движимые ревностью о Боге, убили многих.

Преткновение третье

Оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф.13, 30), – говорит Христос, то есть и пшеницу, и плевелы, верных и еретиков.

Отвечаем первое. Если мы возьмем эту притчу без толкования, то ни злодеев, ни разбойников, ни иных законопреступников убивать не подобает. Но праведный суд делает противное этому. Притча же требует толкования, и смысл притчи лежит в этих словах Христовых: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы (Мф.13, 29). Поэтому, если может быть искоренение порочных без уничтожения невинных и без всенародного мятежа, подобает совершенно искоренять плевелы. Но если не может быть искоренения плевел без повреждения пшеницы, то есть когда есть опасность, что вместо виновных пострадают неповинные; или они будут уничтожены вместе с виноватыми; или еретики окажутся крепче нас и есть опасность, что они одолеют нас в брани; или падет больше наших, чем еретиков, тогда, по слову Христову, подобает оставить и то, и другое – и пшеницу, и плевелы вместе до жатвы, чтобы, выдергивая злое, вместе с ним не исторгнуть и доброе. Так толкует Златоуст и прочие.

Отвечаем второе. Под плевелами здесь подразумеваются не одни только еретики, но и все люди, делающие зло, как это толкует Сам Христос: доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы сыны лукавого (Мф.13, 38). Следовательно, притча сказана в общем и учит только тому, что прежде кончины века делающие зло никогда не искоренятся совсем.

Преткновение четвертое

Когда многие из учеников оставили Христа, Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? (Ин.6:67). Так подобает делать и Церкви и давать каждому волю веровать, кто как хочет.

Отвечаем первое. Между еретиками и апостолами есть разница, ибо апостолы тогда еще не были обязаны не оставлять Христа. Однако еретики обязали себя в Святом Крещении не оставлять свою матерь – Церковь, но хранить обет верности данный при Крещении.

Отвечаем второе. Благопристойно было пришедшему Христу не судить, но быть судимому, чтобы не Самому отомстить за несправедливость, но оставить воздаяние за это своим духовным сынам. Прообразование этого мы имеем в [царе] Давиде, который, пока был жив, не хотел убить Семея, поносившего его, но, умирая, повелел Соломону отмстить за это злодеяние Семею (3Цар.2, 8–9).

Преткновение пятое

Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны (Ин.18:11). Отсюда ясно, что Христос дал Церкви духовный меч, который есть слово Божие, на исправление, а не железный меч на убиение.

Отвечаем. Святая Церковь, так как имеет и духовных, и мирских начальников, как бы две руки, так имеет и два меча, духовный и вещественный, помогающие друг другу. Поэтому, когда духовный меч мало успевает, ему помогает меч вещественный. И это было предзнаменовано, когда ученики сказали Господу: вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно (Лк.22:38). А [ап.] Петру Он повелел вложить меч в ножны, так как тот был лицом духовным, а не мирским.

Преткновение шестое

О Христе говорится: трости надломленной (сокрꙋше́нны) не переломит, и льна курящегося не угасит (Мф.12, 20). Так подобает поступать всякому христианину.

Отвечаем первое возражением. И, сделав бич из веревок (Христос), выгнал из храма (Ин.2:15).

Отвечаем второе. Сокрушенную трость – кающегося грешника, имеющего сокрушенное сердце, милует и принимает.

Преткновение седьмое

Любите врагов ваших (Мф.5, 44; Лк. 6. 35).

Отвечаем первое возражением. Не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами (Пс.138, 21). И еще: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18, 17).

Отвечаем второе. любите врагов ваших (Мф.5, 44; Лк. 6. 35) говорит, а не врагов Cвятой Церкви, которые гонят Церковь и убивают души верных.

Преткновение восьмое

Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин.16:2).

Отвечаем. Это говорится об апостолах, а не о еретиках. Напротив, Моисей, Илия Финеес и прочие, убившие нечестивых, поистине послужили Богу.

Преткновение девятое

Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф.18, 3).

Отвечаем первое. Почему же и вы, еретики, не стали как дети? Почему отторгаетесь из материнского лона Святой Церкви? Почему, ее сосцы, прежде сосав, ныне люто угрызаете?

Отвечаем второе. Детям мы должны уподобиться в смирении, в кротости, в незлобии, в чистоте, а не в нерадении о душах нашей паствы, врученных нам.

Преткновение десятое

Ибо надлежит быть и разномыслиям (є҆ресе́мъ) между вами, дабы открылись между вами искусные (1Кор.11, 19), – говорит апостол.

Отвечаем, приняв во внимание, что имеет место следующее:

1. Коварство дьявола, всевающего еретические плевелы.

2. Растленное человеческое естество, преклонное ко злу.

3. Попущение Божие.

Приняв во внимание, что это имеет место, в любом случае необходимо быть ересям, как мы обычно говорим: надобно быть в саду ненужным растениям и некоторым сорным травам, и как сказал Христос: надобно прийти соблазнам (Мф.18, 7). Поэтому этими словами (в преткновении – Примеч.) апостол не повелевает, чтобы мы рассеивали ереси, или чтобы по нашей силе их не искореняли, но только предвозвещает то, что будет в мире всегда. А, как сорные травы извергаются вон из сада, так праведно и хорошо искоренять соблазны, хотя мы и знаем, что всех соблазнов и всех сорных трав искоренить невозможно.

Преткновение одиннадцатое

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10). Здесь повелевается отвращаться, не убивать.

Отвечаем первое. Так делает и Святая Церковь. Сначала однажды и дважды увещевает еретика к обращению. Но потом, видя неисцельную гангрену, повреждающую живые и здоровые члены, устремляется к отсечению.

Отвечаем второе. Здесь Павел не повелевает, но и не запрещает убивать.

Отвечаем третье. Сам Павел, сказавший это, предал сатане Именея и Александра [1Тим. 1, 20]. Но это большее наказание, чем телесное.

Преткновение двенадцатое

Ибо что мне судить и внешних? (1Кор.5, 12), – говорит апостол. Но поскольку еретики находятся вне Церкви, то, как Церковь их судит?

Отвечаем. Еретики находятся вне Церкви, но с долгом и обязанностью находиться в Церкви. Поэтому подобает их понуждать к возвращению, как понуждаются овцы, убежавшие со двора.

Преткновение тринадцатое

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим.12:19).

Отвечаем первое. Когда убиваются еретики, то это не от ревности отмщения, но от ревности о спасении человеческих душ, которые убивают еретики. Примеры этому – Моисей, Илия, Финеес, Маттафий и прочие.

Отвечаем второе. Отмщать свою обиду без рассмотрения суда – неправильно. Но отмщать оскорбление, нанесенное Святой Церкви, всячески подобает, а тем более по суду праведных властей, которые не напрасно носят меч, по слову Павлову (Рим.13:4).

Преткновение четырнадцатое

Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1Кор.6, 7).

Отвечаем. Против вас, еретики, эти слова Писания. Для чего вы обижаете и приносите лишения Святой Церкви?

Преткновение пятнадцатое

Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал.6:1).

Отвечаем первое. Павел, сказавший это, поразил слепотой Елиму волхва, отвращающего от веры проконсула (Деян.13:8), предал сатане Именея и Александра, чтобы научились не богохульствовать (1Тим.1:20), также предал сатане имеющего жену отца своего (1Кор.5, 1–5), а еще и жезлом (па́лицею) угрожает коринфянам: Чего (сказал) вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости? (1Кор.4, 21).

Отвечаем второе. Обычно для Святой Церкви сначала употреблять дух кротости и увещевать, но когда с оружием в правой руке она мало имеет успеха, употребляет на непокорных то, что в левой.

Преткновение шестнадцатое

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь (Евр.10, 28–30).

Отвечаем первое. На вас поднят этот бич, противники. Вы Кровь Завета, которой освятились, вменяете в скверну, хуля, что в Евхаристии находится простое вино. Вы попираете в таинстве Сына Божия, лживыми делая слова Христовы: сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя (Мк.14, 22–24). Поэтому если поправший закон Моисея должен был умереть, тем более – вы.

Отвечаем второе. Эти слова Божии: у Меня отмщение, Я воздам (Евр.10, 30), – если возьмем просто, без всякого рассуждения, то ни злодеев, ни разбойников, ни прелюбодеев мирской суд убивать не должен. Но это не так, ибо Павел говорит к Римлянам: начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим.13:4).

Следовательно, этими словами: у Меня отмщение, Я воздам (Евр.10, 30), – Бог требует от нас только того, чтобы наказания были не от ревности отмщения, не от жестокости, не от злобы, не от вражды, а от ревности о славе Божией, о законе и о хранении правды. Так сделал и Моисей, хотя Писание похваляет его кротость. Так делали и Финеес, и Илия, и прочие ревнители славы Божией.

Отвечаем третье. Бог отмститель не только Сам по Себе, но и через Своих наместников, которых поставил над нами и повелел им повиноваться (Рим.13:5).

Глава 3. Преткновения о камень собственного суемудрия

Первое

Опыт учит, что устрашения и убийства никак не препятствуют еретикам.

Отвечаем. Опыт учит противоположному, потому что многие еретики, такие как донатисты, манихеи, альбигойцы и прочие искоренились силой оружия. И [блж.] Августин в 48 послании свидетельствует, что многие в его времена обратились из страха.

Второе

Церковь терпит иудеев, тогда почему и не еретиков?

Отвечаем. Здесь очень большая разница. Первая. Иудеи никогда не принимали христианской веры, а еретики приняли. Вторая. Еретики обязаны Крещением, а не иудеи. Третья. Иудеи содержат веру, которую Бог установил хотя бы на время, а еретики имеют веру, которую изобрел дьявол. Четвертая. Иудейская синагога полезна Церкви тем, что их книги являются пророчествами и прообразованиями наших событий, и их обряды есть прототипы или первообразное наших таинств, откуда мы доказываем еллинам, что мы не измышляем пророчества, потому что они хранятся и нашими врагами. Пятая. Иудеи не пытаются отвратить христиан от веры, а еретики поступают иначе.

Третье

Вера есть дар Божий, поэтому никто не должен принуждаться к вере.

Отвечаем. Она дар Божий, но и дело собственной человеческой воли. Не то же ли самое и прочие добродетели? Не дар ли Божий чистота и праведность? Но делающие противное этим добродетелям, такие как прелюбодеи, воры, разбойники праведно предаются смерти. Не дар ли Божий премудрость? Но написано: Розга и обличение дают мудрость (Притч.29, 15). Поэтому вера есть дар Божий, но Бог этот дар соблюдает различными способами, один из которых наказание.

Четвертое

Противно кротости Святой Церкви – предавать еретиков смерти.

Отвечаем первое. Не противно, более того – прилично, ибо мать должна миловать и защищать своих чад. Но она была бы немилостива и сурова, если бы, храня волков, губила овец.

Отвечаем второе. Святая Церковь познала из опыта, что другие средства не приносят пользы. Ибо сначала (как мы говорили выше) употребляла одно отлучение. Во-вторых, видя, что отлучение не приносит пользы, добавила денежное наказание. В-третьих, так как и это было в презрении, наложила отнятие имущества. В-четвертых, изгнание. Но все это вменялось ни во что. Потому, в-пятых, стала предавать смерти, как это ясно видно из разных законов древних благочестивых царей.

Пятое

Вера свободна, поэтому должна быть далека от принуждения.

Отвечаем. Свободна прежде принятия обязанности и обетов, но не после них. Так и во всяком обещании. Прежде чем обещать, имеешь свободу обещать или не обещать, дать или не дать. Но после обещания ты обязан. Послушай, что говорится в законе: Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими (Втор.23, 21–23). То же пишется в книге Екклезиаст, в главе 5: Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл. 5, 3–4).

Но и Петр не за нарушение ли обещания поразил смертью Ананию и Сапфиру? Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5, 3–4). Поэтому, так как еретики в Святом Крещении обещали хранить верность Святой Церкви, а ныне это обещание нарушают, то, что с ними подобает делать?

Шестое

Никогда апостолы не призывали мирские власти против еретиков.

Отвечаем. Апостолы этого не делали потому, что тогда цари и прочие начальники не были христианами, которых подобает призывать на это дело. Тогда исполнялось это место Писания: Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника (Хрⷭ҇та) Его (Пс.2, 2). Но потом, во времена Константина Великого начало исполняться то, что в том же псалме написано ниже: И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли. Служите Господу со страхом (Пс.2, 10–11). И сразу с тех пор Святая Церковь стала требовать от мирской власти помощи против еретиков.

Окончание

Приидите же в чувство, род строптивый и наполняющий горечью. Притеките, неблагодарные, с покаянием к своей Матери, Святой Церкви, которую вы оставили и ныне утробу ее, родившую вас, съедаете нестерпимыми хулами. Вот, милосердная Мать с распростертыми руками ожидает вашего возвращения, как заблудших сынов, готова с любовью принять вас, кающихся и все обиды, наносимые вами, утопить в глубине вечного забвения.

Но: Если не обратитесь, то… оружие Свое изощрит, лук Свой (Пс.7, 13) натянет на вас Бог, отмститель всякой неправды и возбудит сердца правителей, ревнующих о святом благочестии, чтобы за ваши расколы и всенародные мятежи вы получили достойное возмездие через лютую смерть.

* * *

174

Ссылки на Священное Писание, заключенные в квадратные скобки, добавлены переводчиком.

175

Иероним Стридонский, Блаженный ( 341–419 (420?)) – один из учителей Церкви, писатель, аскет.

176

Флавий Клавдий Иулиан – римский император (361–363) из династии Константина.

177

Флавий Петр Савватий Иустиниан I Великий – византийский император (527–565), полководей и реформатор.

178

Видимо, Михаил I Рангаве – византийский император (811–813), возобновил закон о смертной казни еретиков-манихеев.

179

Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118), реформатор, инициатор Комниновского возрождения Византийской империи.

180

Максим Магн – император-узурпатор западной части Римской империи (383–388); потерпел поражение от императора Феодосия Великого, был схвачен в Аквилее и убит.

181

Оптат, епископ Милевитский, латинский христианский писатель, ум. в IV в.

182

Октавиан Август (Гай Октавий Фурин; 63 г. до Р. Х. – 14 г. по Р. Х.) – основатель Римской империи.

183

Последняя часть приведенной цитаты находится не в первой главе, как указано у митрополита Стефана, а в конце книги пророка Исаии. Очень похожая цитата полностью находится в Третьей книге Ездры: Когда будете призывать Меня, Я не услышу вас, ибо вы осквернили руки ваши кровью, и ноги ваши быстры на совершение человекоубийства (3Езд.1:26).

184

Моисей (XIII в. до Р. Х.) – библейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма.

185

Финеес – внук первосвященника Аарона, участник истребления мадианитян (Чис. 31).

186

Илия Фесвитянин (IX в. до Р. Х.) – библейский пророк в Израильском царстве.

187

Маттафия – священник из рода Хасмонеев, вождь начавшегося в 167 г. до Р. Х. восстания евреев против сирийского правителя Антиоха IV Эпифана.


Источник: Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и Муромский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. Перевод протоиерея Николая Баринова.

Комментарии для сайта Cackle