Глава XI. Забытая заповедь
Не любите мира, ни того,
что в мире (1Ин.2:16).
Отстранение от мира
Кто любит мир, в том нет
любви Божией (1Ин.2:16).
Кого ни спроси: любишь ли Бога? – всякий уверяет, что любит. Но Господь сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий же Меня, не соблюдает слов Моих (Ин.14:23). Не по словам, значит, а по делам узнать можно боголюбивого человека, – сообразны ли они со словом Господним. Если же нет, то наверно в нем нет и любви к Богу; и, по слову Господню: кто не со Мною, тот против Меня (Лк.11:23), – он уже противник и враг Божий. И что же будет с таким? – пророк сказал пред Господом: найдет рука Твоя всех врагов Твоих, десница Твоя найдет всех ненавидящих Тебя; в день гнева Твоего Ты сделаешь их подобно пещи горящей (Пс.20:8–9). А так как любители мира не имеют любви Божией (1Ин.2:16), как свидетельствует слово истины; то, значит, гнев Господень поглотит их и пожрет их огонь (Ис.20:10). – О, какая страшная участь всех миролюбцев!
Любовь к миру сему есть вражда на Бога, – говорит апостол Иаков; и потому кто хочет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак.4:4). Сия истина показана в притче званных на вечерю, которая означает вечное блаженство, имеющее быть по кончине дней века сего. Там сказано: и начаша вкупе отрицатися вся (Лк.14:18) – миролюбцы, званные на вечерю; первый, самый богатый, отзывался тем, что имеет поместье, о котором должен заботиться; второй – множество скота, и сего ради молю ти, – говорит звавшему, – имеяй мя отреченна; третий говорил: жену поях, и сего ради не могу прийти. И за то вот никто из них не вошел в радость Господа, как и Господь сказал: яки ни един от мужей тех званых вкусит Моея вечери (Лк.14:24). Не напрасно же нам сказано: не любите мира, ни того, что в мире (1Ин.2:15). Ибо какая польза человеку, если он и весь мир приобретет, а душу свою отвратит от Бога? – что должно непременно случиться с приобретением благ мира сего; так как двум господам никто не может служить: или одного будет любить, а другого ненавидеть; одному усердствовать, о другом же нерадеть (Мф.6:24).
Миролюбцы, любители благ земных не только Бога любить не могут, но и быть в обществе друзей Божиих им несносно. Сему пример – Иуда злочестивый, который имел сребролюбивую душу, также и тот спутник апостола Павла, о котором он писал: Димас меня оставил, возлюбив нынешний век (2Тим.4:10). Сказано еще: весь мир во зле лежит (1Ин.5:19); и все те, которые любят зло, которые предаются похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, почитают все это своим благом и находят в том себе утешение. Любовь к миру, расположение души ко всякому видимому благу есть уже признак сердечного отвращения от Бога. Потому и те, кои возлюбили Бога всем сердцем, которых не достоин был мир, все возненавидев в мире сем, все презрев и вменив за ничто, скитались в пустынях, жили в горах и вертепах (Ср. Евр.11:38). Но ведь всякому человеку заповедано любить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением (Мк.12:33), и потому, кто любит отца или матерь, – Господь говорит, – паче Мене, несть Мене достоин (Мф.10:37). Бог требует от всякого человека совершенной Ему преданности, и от того, кто не хочет быть совершен в любви к Нему, отходит от Него, как и богатый тот юноша, отшедший от Господа с печалью (Ср. Мк.10:22). Но – се удаляющий себе от Тебе, погибнут (Пс.72:27), – взывал пред Богом пророк Давид. Значит, не спасаются, а погибают все те, которые далеки от Бога умом и сердцем, которые забыли и думать о Боге. И Писание верно говорит: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога (Пс.9:18) – тех конец погибель (Фил.3:19), которые мыслят о земном.
Говорит Господь: придите ко Мне вси труждающиеся и обременении; и Аз упокою вы (Мф.11:28); но пристрастные к миру сему, все обремененные житейскою суетою, – каждый говорит: имей мя отреченна (Лк.14:18), – не хотят они и взять на себя благое иго Господне, – покориться Его воле, последовать Его учению; и вот оправдывается слово истины: много званных, но мало избранных (Лк.14:24). Много нас призванных к наследию вечных благ, но, за исключением немногих, все живут так, как бы и не слыхали о Царствии Небесном, все занялись одними лишь земными делами. И хотя Господь ублажает одних нищих духом, алчущих и жаждущих правды Божией, и плачущих о грехах своих, всем же любителям благ земных угрожает горем: горе вам, – говорит, – богатым, горе насыщенным, горе смеющимся ныне (Лк.6:24, 25); однако миролюбцы не обращают внимания на слова Господни. Воистину это враги Креста Христова, как сказал о них апостол Павел; они мыслят только о земном, и их конец – погибель (Фил.3:18, 19). Все, которые ходят, как сказано, в суете ума их – помрачены смыслом и отчуждены от жизни Божией (Еф.4:18).
Конечно, желая спасения нам, Иоанн Богослов, говорит: не любите мира, ни того, что в мире (1Ин.2:15). И это та же заповедь, что и Господь сказал: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, не может Мой быти ученик. И всяк, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик (Лк.14:26, 33). О таких, которые не хотят последовать Господу, пророк Давид говорил: ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех? – совершенною ненавистью возненавидех их, во врази быша ми (Пс.138:21, 22). И давал еще пред Господом такой обет: не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать; говорящий ложь не останется пред глазами моими (Пс.100:3–7 ). Это делать и Господь заповедует нам, когда велит отсекать руку и ногу, или вырвать правый глаз, если ведут они к соблазну, отвращают ум и сердце от Бога (Ср. Мк.9:43–48). Также и апостол Павел пишет: повелеваем вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися от всякого брата, бесчинно ходяща (2Фес.3:6). Аще некий брат именуем будет блудник или лихоимец (сребролюбец), или досадитель (злоречивый), или хищник, или пьяница; с таковым даже не есть вместе (1Кор.5:11). Изыдите от среды их и отлучитеся, – говорит Господь, – и Аз прииму вы (2Кор.6:17).
Когда послушные признанию Господню начинают оказывать ненависть в миру, пренебрежение всего земного; тогда первые появляются враги человеку домашние его (Мф.10:36). И вот тогда видит человек, как сбывается слово апостола: все, хотящие благочестиво жить о Христе Иисусе, гонимы будут (2Тим.3:12); и также слово Господне, сказанное апостолам: вот Я посылаю вас, как овец среди волков; и будете ненавидимы всеми (Мф.10:16, 22). Но это для спасаемых служит знаком Божия благословения к ним; ибо Господь говорит: если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас, потому и ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего; если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:19, 20). И блаженны изгнанные правды ради; ибо таковых есть Царствие Небесное (Мф.5:10). Значит, унывать им нечего. Один из таких изгнанников взывал: се, удалихся, бегая, и водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя (Пс.54:8). И действительно, кто усердно возжелает спастись, тот нисколько не возлюбит благ мира сего, не позаботится ни об имении своем, ни о родных своих; но, презрев все земное, неленостно последует Господу, возводя взор свой на Небо и ожидая оттуда помощи.82 К сему вот беспечальному житию и тихому для души пристанищу призывая, Господь говорит нам: упразднитеся, и уразумейте, яко Аз есмь Бог (Пс.45:11). Приидите ко Мне... и Я вас упокою. Возьмите иго Мое на себя... ибо иго Мое благо (Мф.11628–30), и вы, неся его, обрящете покой душам вашим.
***
Господи! Покажи мне путь,
которым идти.
Подвизайтеся внити сквозь тесная врата (Лк.13:24), – так Господь говорит последователям Своим; Аз есмь дверь; Мною аще кто внидет, спасется; и внидет, и изыдет, и пажить обрящет (Ин.10:9). Некогда сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе (Быт.12:1): и покорный призванию Вышнего пошел, куда – и сам не зная. Вера Божественным словам сделала его в мире бездомным скитальцем, заставила оставить все видимое, чтобы искать невидимого. И ныне всякий из нас, имеяй уши слышати, не слышит ли глас ему глаголющий: всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследует (Мф.19:29)? Блажен, кто не пренебрегает призванием Господним; хотя и пойдет он в путь узкий и прискорбный, и пойдет долиною плача, но будет в надежде радостной. Господь предвещал и ближайшим ученикам Своим путь нерадостный: в мире скорбни будете, как говорил Он, мир возрадуется, вы же печальны будете (Ин.16:33, 20). И все, от века благоугодившие Богу, которых мир недостоин был называть своими, шли в юдоли сей к вечной радости – лишени, скорбяще, озлоблени (Евр.11:37). Впрочем и не гнались они за мимолетными благами века сего, напротив, всякий из них молился, как и Давид: отврати очи мои, еже не видети суеты, и ожитвори мя посредством пути Твоего (Пс.118:37).
Посмотрим еще, – что это за путь Господень, который оживляет души человеческие? Путь сей есть путь лишений и скорбей ради Господа; он в Писании именуется путем новым и живым (Евр.10:12), ибо доставляет человеку новую жизнь, состоящую в уповании жизни вечной. Все люди мира сего, которых удел в этой жизни (Пс.16:14), и которые не идут сим путем, названы Господом мертвыми: остави мертвыя, – как Он сказал одному последователю Своему, – погребсти своя мертвецы (Мф.8:22), – когда тот хотел идти от Него, чтобы похоронить отца своего. Так и всякому последователю Христову не говорит ли Писание: забуди люди твоя и дом отца твоего (Пс.44:11)? Ибо никтоже, как Господь сказал, возложив руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк.9:62). При сем представляется уму неоспоримая истина: если озирающийся назад не может войти в жизнь вечную; то мертвые духом, никогда не думавшие отрешиться от суеты мира, во зле лежащего, какую могут иметь надежду на жизнь бессмертную? Только тот, кто может пред Господом не солгать – сказать: за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Пс.16:4), – может от чистого сердца и сии слова говорить: верую видети благая Господня на земли живых (Пс.26:13).
Покуда жил Иаков, внук Авраамов, в доме отца своего, довольствуясь спокойствием мирским, не сподоблялся ни разу Божественных откровений; но, покинув родину, когда один в пустом месте предоставил себя на попечение единому Богу, то и увидел над собою дотоле невиданную лестницу к небесам. Сего ради не бывайте несмысленны, – говорит нам слово истины, – но разумевайте, что есть воля Божия (Еф.5:17). Образ приимите злострадания и долготерпения пророков (Иак.5:10) и апостолов, кои, во всем представляюще себе якоже Божии слуги, проводили время земной жизни в терпении мнозе, в скорбех, бедах, теснотах, в трудах, во бдениях и лощениях (2Кор.6:4). И вы не образуйтеся веку сему, – говорит нам апостол Павел, – но преобразуйтеся обновлением ума вашего (Рим.12:2); – не живите так, как живут сыны века сего (Лк.16:8), кои избрали в удел себе блага мира сего и гоняются за ними, как за неотъемлемым достоянием. «Ибо не благоволил Бог, – как сказал преподобный Исаак Сирин, – чтобы возлюбленные Его покоились в мире сем; но паче восхотел, чтобы они пребывали в скорби, в нужде, уничижении, сердечном сокрушении и печальных мыслях, чтобы имели иной взгляд на жизнь сию». То самое и угодно Богу, если кто, делая добро, переносит скорби (Ср.1Пет.2:19), как пишет апостол Петр; ибо мы к тому и призваны. Так и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет.2:21). Впрочем, мы не унываем, – говорил еще апостол Павел, – ибо кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4:16, 18).
Не оставляйте, – говорит и нам Писание, – упования вашего, которому предстоит великое воздаяние; но для этого нужно терпение, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр.10:35, 36). Без терпения же скорбей никто не получит вечной радости; и потому – «все имеющие в себе Господа, как говорит Исаак Сирин, не желают быть в покое; но наиболее предаются скорбям». Где встречается нега плоти, где бывает обилие благ земных, и смех, и радость, – там для них невыносимое томление духа и тяжкое страдание. Напротив же, – как отрадны для них бывают лишения плоти! Как утешительны озлобления и притеснения, когда они терпят их ради Господа! Итак, не убойся, ищущий спасения души своей, не убойся скорбного пути, который один только открывает истину и вводит в жизнь вечную. Все земные наслаждения влекут за собою огорчение души; тогда как томления душевные, лишения по плоти, подают ей радость и обновление. И замечательно, – чем более встречаешь себе озлоблений временных, тем отраднее сияет надежда вечной жизни.
Блаженны рабы Господни, которые проходят сквозь тесные врата (Лк.13:24); они изыдут на пространное место и пажить вечной жизни обрящут (Ин.10:9). Блаженны те из нас, кои терпеливо переносят лишения и скорби в мире сем; они внидут в Царство Христово и в нем обретут обилие радостей пред лицем Его вовеки. И надо знать и верить, что такова здесь участь наследников Царства Небесного, – в мире быть скорбными; и хотя оно для них уготовано еще при сотворении мира (Мф.25:34); но, когда Адам нарушил первый завет Господень, то и определено было тому, что теперь есть. И вот сделались врата в жизнь будущего века тесны и бедственны, и утомительны, и требуют потому великого терпения; но если кто не войдет в прискорбное и болезненное положение в мире сем, тот и не получит того, что уготовано там, – на небе, в Царстве Христовом. Таков вот и есть род сынов человеческих, возлюбивших нынешний век: они воспротивились учению Господню, утвердили в себе помышление суетное, отвергли Его обетования и веры Его откровениям не возымели (3Ездр.7:24). И Писание говорит о них верно: яко лукавство в жилищах их посреде их; беззаконие и пререкание во граде и не оскуде от стогн его лихва и лесть (Пс.54:16,11, 12). Потому-то и пророк говорил: се удалихся бегая, и водворихся в пустыни; и там терпя потерпех Господа, и внят ми (Пс.54:8; 39:2).
Но посмотрим еще на силу терпения, – в чем она состоит? Сия есть победа, – говорит апостол, – победившая мир, – вера наша (1Ин.5:4). И для того вот советует Марк подвижник: «настоящий скорби пременяй на будущая благая, и никогда же нерадение расслабит твой подвиг. Ведети подобает, яко по трудех о благочестии последствует Божие вспоможение. Ничто же бо погубиши от тех, еще оставил еси Господа ради; во свое время множайше приидет. Понеже время некое между сеянием и жатвою определися, сего ради и не неверуем о воздаянии». Если не по беззакониям нашим творил Господь с нами, когда мы ходили по воле сердец наших; то скольких благодеяний сподобит нас, когда предадим себя на служение Ему! Посему будем твердо уверены, что Бог взыскающим Его мздовоздаятель бывает (Евр.11:6). Ибо Он не ложно говорит: приидите ко Мне, и Аз упокою вы (Мф.11:28). И кто желает приблизиться к Богу и найти в Нем упокоение душе своей; тот должен, как воин Христов, мужественно сражаться со всем, что противно Христу, – победить мир со всеми его соблазнами. Ибо мир сей старается отторгнуть от Христа последователей Его и упокоить сердца их люблением временных благ. Но не таково упокоение от мира, какое находит душа в Боге: первое кратковременно и слабо; второе же – непостижимо для ума и вечно. Посему и Господь говорит: мир Мой даю вам; не якоже мир дает, Аз даю вам (Ин.14:27). По замечанию святых, – ничто так не содействует спасению души, как мир Христов, который разрушает всякую брань духов злобы поднебесных. Чтобы достигнуть сего мира душевного, упокоения души в Боге, Писание учит нас: слово Христово да вселяется в вас, и мир Божий да водворяется в сердцах ваших (Кол.3:15,16). Или еще говорит: ни о чем же пецытеся, – и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил.4:6, 7). И пророк, или, лучше сказать, Дух Святый через пророка, заповедуя взыскать мира и последовать ему (Ср. Пс.33:16), указывает, как сыскать: мног мир любящим закон Твой, Господи (Пс.118:165). Посему и сказать нельзя ничего вернее, что сказал апостол Павел: никто же воин бывая, обязуется куплями житейскими (2Тим.2:4). В противном же случае аще и подвизается кто, не величается, – говорит тот же апостол, – аще незаконно подвизатися будет (2Тим.2:5). Ибо и Господь заповедал Своим последователям не заботиться даже и об утреннем (Ср. Мф.6:34).
Как желающий быть ученым или искусным в каком деле, не иным чем занимается, как только сим предметом, так и в отношении блаженного жительства и богоугодных дел, никто не возможет навыкнуть им и познать, сколь благ Господь, если не отвергнет от своего ума все противное уму Христову. Сей только может ощутить в своем сердце, что иго Господне воистину благо и бремя Его весьма легко, приятно для боголюбивой души; напротив же, для миролюбивой возвышающее от земли учение Христово кажется игом несносным и бременем самым тяжким. И только тот из нас, кто оказывается в числе любящих закон Господень, может нелицемерно говорить, подобно пророку: путь мой пролег по прекрасным местам, и удел мой приятен для меня (Пс.15:6). Кто в сущности дознал сие опытом, тот действительно верит, что – вси путие Господни, – как сказал пророк, – суть милость и истина, взыскающим завета Его и свидения Его. (Пс.24:10). Хотя называет Господь путь спасения тесным; но Он же именует Свои заповеди игом благим и бременем легким. Слова сии кажутся не согласны между собою, но в истине веры. Пророк говорил: по множеству болезней моих, утешения Твои возвеселили душу мою (Пс.93:19). И ученики Христовы, когда в синедрионе били их за проповедь, – идяху, радующеся, яко за имя Господа сподобишася бесчестие прияти (Деян.5:41). Если и страдание за Христа производит радость в сердцах верных; то, что удивительного, когда и прочие озлобления ради Христа тоже делают – не скорбь, а радость доставляют душе! Как утехи мира сего приводят душу в безнадежную скорбь, так и горести, неизбежные на пути спасения, оканчиваются духовным утешением. И Макарий Египетский верно говорит: «радости, которые подаются подвижникам Христовым после великих скорбей, воистину неизреченны».
Итак, мужайся, возлюбленный Христов последователь, да крепится сердце твое и потерпи Господа! Помни, что терпящие Господа, как сказано у пророка, изменят крепость, окрылатеют, аки орли, потекут и не утрудятся (Ис.30:31). Будь совершенно уверен, что Господь даст крепость людям Своим; Господь благословит люди Своя миром (Пс.28:11). Когда укреплен будешь Духом Владычним, тогда радость спасения обымет твою душу, и ты воззовешь: ей, Владыко человеколюбие! истинно слово Твое: иго Мое благо (Мф.11:30). Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и серебра (Пс.118:72). И благодарить ты будешь Спасителя Бога своего усердно, что он сподобил тебя носить бремя Его легкое, которое состоит в беспечалии о земных вещах. И увидишь тогда ясно, что там, где смущается душа, невыносимо бывает и самое спокойствие тела; напротив же, в безмятежии и спокойствии духа, куда как сладки лишения плоти! как приятен страдальческий путь Христов, и как утешительны Евангельские обетования!
***
Вменяю вся уметы быти, да
Христа приобрящу (Фил.3:8).
У пророка сказано: проклят человек, аще от Господа отступит сердце его (Иер.17:5). Потому и Господь учит: не собирайте себе сокровищ на земле, – и, указывая на них, как на причину сердечного отвращения от Бога, говорит: где будет сокровище, там будет и сердце (Мф.6:21). Вот почему и взывал пред Богом Давид пророк: с Тобою ничего не хочу на земле (Пс.72:25). И апостол Павел вещал: все почитаю тщетным ради превосходства познания Христа Иисуса Господа Моего; для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор (Фил.3:8). К сему же и нас склоняя, Писание говорит: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками, которое Он обещал любящим Его (Иак.2:5)? Так как нет у них сокровищ на земле, то сердце их и не привязано к земному, они и не думают о земном.
«Блага мира сего суть препоны, как сказал Симеон Новый Богослов, кои не допускают нас возлюбить Бога и благоугодить Ему». Все же, что препятствует угождать Богу, Господь повелел отсекать и отвергать, ибо лучше быть убогому в сем мире, чем богатому, и попасть в геенну огненную (Ср. Мк.9:43). И самое благоразумие человека не требует ли отвращаться сердцем от временных благ? Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него (1Тим.6:7). А что должны некогда оставить, к тому и прилепляться сердцем не следует. И Господь, всякое земное благо считая чужим для нас и неправедным, говорит нам: если вы в неправедном имении не были верны; кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны; кто даст вам ваше? (Лк.16:11, 12). Из сего же видно, что любящий скорогиблющие блага не получит уже тех благ, которые уготованы любящим Бога. Посему и говорит Господь: всяк, иже не отречется всего своего имения, не может быть Мой ученик (Лк.14:33). Для сего и велит: просящему у тебя дай, и хотящему судитися и ризу твою взяти, отдай ему и рубашку (Мф.5:40, 42).
Горе сыну тому, который не дорожит благоволением отца своего, – словам его не внимает, вразумления пренебрегает. Несчастный, он лишен будет всего отцовского имения. Стократ несчастнее тот из нас, кто воле Отца небесного не покоряется, слова Господни за ничто вменяет. Страшно будет ему впасть в руце Бога Живого (Евр.10:31), Которого отмщению не будет конца! Зато – как блажен будет тот, кто постарается склонить выю свою под иго Христово, соизволит лучше пострадать в сем веке, чем иметь временную греховную сладость! И возлюбивший Господа всем сердцем, Великий Антоний говорит справедливо: «аще не презрим маловременных, ниже вечными насладитися возможем». Это единственный путь к вечному блаженству – возненавидение благ земных; и если кто не возненавидит земных, тот не наследует и небесных. И кто познает Бога, указание пути к Нему признает истинным, тот все земное презирает и желает одного небесного. Редки же такие обретаются в роде неверном и развращенном (Мф.17:17); и вот их знамение: они не только о многом не заботятся, но мало и о нужном промышляют. Душа же, вдавшаяся в попечение о благах мира сего, не познает себя, что она бессмертна; потому и не заботится о вечной своей участи, и не старается обратиться к Богу, – вот погибает неразумная. Ибо земные наслаждения производят смерть души; лишения же временных удовольствий и терпение скорбей подают ей радость и покой вечный.
Для достижения вечной жизни не только презреть нужно все привлекательное в мире, но возненавидеть и душу свою, или, как сказано, погубить душу (Мк.8:35), – отдать ее в сей жизни на скорбь и муку. Ибо того требует от человека правда Божия за грехи его. Потому и Господь говорит: кто любит душу свою (утешать временными благами), тот погубит ее, ненавидяй же души своея (в мире сем), сохранит ее в жизнь вечную (Ин.12:25). Кажется, ничего яснее сего сказать нельзя, и никто вернее сего знать не может, как Господь Бог наш; однако ж никто почти не хочет внимать сему. От чего же? – от всеобщего и сродного нам неверия. Как же должны мы поступать, если желаем спастись? – Должны руководствоваться верою, а не примером других. Испытывайте себя, в вере ли вы? (2Кор13:5), – говорит нам Писание. Вера же есть, по слову апостола, уповаемых извещение (Евр.11:1). Кто просвещается верою словам Господним, тот убожество почитает лучше богатства, и уничижение лучше славы. Кто уверен в лучшей жизни, чем здесь на земле, тот на все видимое смотрит, как на призрак или тень, и не только пренебрегает всяким здешним удовольствием, но и терпеливо сносит всякую скорбь. Вера рождает в человеке желание исполнять заповеди Господни, научает заботиться о том, что будет по исходе из жизни сей; вера заставляет человека среди благоденствия его сетовать и скорбеть, а в злострадании утешаться воздаянием вечных благ. Одним словом, кто имеет веру, тот боится Бога и не делает противного Ему; а кто во всем непокорен Богу, того как назвать верным? Верующему бывает ненавистно все, что препятствует любить Бога и исполнять Его волю, хотя бы это был отец, мать, или кто другой.
Так как вера без дел мертва есть (Иак.2:20), то в сущности мало из нас верующих; а у верного с неверным не бывает согласия, – дела и мысли их совершенно противоположны. Потому и Господь сказал: не думайте, что Я пришел принести мир на землю, – пришел Я разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее (Мф.10:34, 35). Господь пришел на землю отделить боголюбца от миролюбцев, или, как объясняет притчею, очистить добрую ветвь (душу, привившуюся к Нему), чтобы более принесла плода (Ср. Ин.15:2). В этом смысле и просил Давид: избавь меня от насилия человеческого, и буду хранить повеления Твои (Пс.118:134); также: удалитесь от меня беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего... отступите от меня все делающие беззаконие, – ибо услышал Господь глас плача моего (Пс.118:115; 6:9). Если враги человеку, разумеется, в деле спасения, домашние его, то с врагами может ли кому быть приятна жизнь? Потому и Господь сказал своим ученикам: в мире скорбни будете (Ин.16:33). Душа боголюбивого ненавидит мир и томится в обществе сынов века сего, она тужит и от разговоров их, как и Давид говорил: воскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича (Пс.54:3).
Если так тяжело душе и прискорбно от сообщества враждующих на нее, то что же остается ей делать? Не Богу ли повинуется душа моя? (Пс.61:2) – взывал Давид; и в этой покорности воле Божией не страшился он уже никаких бед. И еще он говорил: поведоша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи (Пс.118:85). Так, если они сами делают и другим советуют делать все только противное Богу, то самое верное средство ко спасению – не следовать их стопам, не слушаться их советов. И если, по слову Исаака Сирина: «любящий пребывать в обществе многих есть друг мира сего», а дружба с миром есть вражда против Бога (Иак.4:4), то верно одно средство ко спасению души, на которое указывая, и Давид взывал: се удалихся бегая (Пс.54:8). Блажен, кто не слушает пленников лукавого мира и не любит их тлетворных бесед. Блажен, кто избегает всякой связи с людьми мира сего и гнушается привязанности к мирским благам, как бы какою нечистотою. Блажен, кто возненавидит мир сей и все то, что в нем есть противное Богу; вместо же сего прилепится к закону Господню и сядет наедине и умолкнет (Ср. Пс.2:28). Сей избегнет сетей князя мира сего (Ин.14:30), и будет взывать Богу Спасителю: прильпне душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя (Пс.62:9).
Итак, любящий Бога, люби жить вдали от мира, бегай от суеты его и соблазнов; ибо ничто столь не производит рассеянности ума, как привязанность к мирским благам и земному попечению. Восприими на себя ярем прелюбезный, который Господь наименовал игом Своим благим и бременем легким, – прилепись к закону Господню и помышляй о Господе день и ночь. Мало ты потрудишься в этом деле, и скоро получишь великую помощь от Бога, спасающего правых сердцем (Пс.7:10). Тогда уже не поскорбишь о том, что последование за Христом привело тебя в тесноту и устранение от благ мира; но, по слову пророка, и ты взывать будешь: аз же не утрудился последуяй Тебе, дне и покоя человеча не вожделел (Иер.17:16). Не живи, возлюбленный, в изобилии благ земных, да не тяжко будет душе твоей и не сойдет она с печалью в место лишения вечных благ. Ибо все последующие своим хотениям, о Господе нерадящие, как сказано, себе угодницы, сласть мняще вседневное насыщение (2Пет.2:13), все сии идут в муку вечную (Мф.25:46). Если сказано: горе насыщенным, горе смеющимся, – то и ожидай уж вечного мучения, если поживешь здесь в пресыщении и мирском веселии. Но какая же польза, – пожить спокойно несколько лет и лишиться вечного покоя? Не лучше ли поскорбеть мало и наследовать бесконечную радость? Послужило ли нищему Лазарю во вред изнурение плоти и лишение благ земных? Напротив, не оно ли и привело его на лоно Авраамово, как сказано: Лазарь восприял злая, сего ради и утешается? Но тому, кто здесь жил, веселяся во все дни, что говорил Авраам? – помяни, яко восприял если благая твоя в животе твоем, и се ныне страждеши (Ср. Лк.16:25). Значит не спасается, а погибает тот, кто благоденствует в веке сем и умножает стяжание благ земных. И не напрасно же апостол Павел писал ученику своему Тимофею: ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов (2Тим.2:3).
Но чтобы нам знать, – к чему ведут злострадания в мире сем, воспомянем еще слова блаженного Давида, которые он говорил пред Богом (значит, верно): благо мне, что я пострадал. Прежде страдания моего я блуждал; а ныне слово Твое храню (Пс.118:71, 68). Также, на страдание в мире сем указывая, и Господь говорит нам: иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф.10:38). Значит, без страдания и скорбей ни одна душа не спасется; да и никто, живя в благоденствии, не захочет искать спасения, как и пословица гласит: от добра добра не ищут. Оно и выходит так: одни только крестоносцы идут в след Иисуса Христа. И крест им тяжел, пока Господь не дает силы; а кого вознесет от земли, тот с апостолом воззовет: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа моего, им же мне мир распяся, и аз миру (Гал.6:14). Не оставим без внимания сих слов апостола Павла, который все в мире сем вменял за ничто, и для которого сам казался, как ничтожный. Ибо он писал о себе: мы, как сор для мира, как прах, всеми попираемый; доныне терпим голод, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся (1Кор.4:11–13). Как мертвые друг к другу нечувствительны; так и Павел, проповедник истины, с лукавым миром отчуждены были совершенно: ни расположения, ни малейшей любви друг другу не оказывали. Таковы были и все святые. А мы? Ах, как мы вовсе не похожи на святых! Мы дорожим еще временными благами; мы почитаем за великое приобретение – богатство, славу и честь мира сего, не сознавая того, что высокое у людей есть мерзость пред Богом (Лк.16:15). От того вот и скорбим при бесчестии, унываем в бедности, жалуемся на недостатки свои, чтобы нас мир пожалел и не лишил своего упокоения. Значит, мы с миром еще живы друг для друга; а для живого Бога мертвы, еще враждебны. Но – востани спяй и воскресни от мертвых, сидящий во тьме смертной, брат мой, и осветит тя Христос (Еф.5:14).
Помни, что одно только крайнее неразумие, великое неверие словам Господним заставляет нас любить что-нибудь из временных благ; но никто, гоняясь за благами мира сего, угодить Богу не может. Аще кто любит мир, в том нет любви к Богу (1Ин.2:15). Любящий же Господа, – как говорит Сам Господь, – заповеди Мои соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин.14:15, 21). Из сего вот видно, что Господь сокрыл Себя в своих заповедях. Но, так как все заповеди Его состоят в любви к Богу и ближним, а вещелюбие искореняет любовь к ближнему, то и должно удаляться от вещественных благ, чтобы иметь в сердце мир со всеми и сделать его селением Божиим. Так и апостол учит: мир имейте и святую любовь со всеми, их же кроме никто же узрит Господа (Евр.12:14). Не будем же из-за благ мира сего спорить ни с кем, и кто их отнимает от нас, тех будем любить и еще боготворить им, и молиться за них. Бог есть любовь; и кто в любви пребывает, тот в Боге и Бог в нем (1Ин.4:16). Есть святая любовь, и есть грешная, нечистая любовь; так точно есть ненависть, противная Богу, есть ненависть святая, благоприятная. Так Бог ненавидит всякое беззаконие и всех, делающих беззаконие (Пс.5:5, 6). Будь премудр, и будешь подражать Ему; тогда сподобишься Его благодати, и будешь сам благодатным, спокойным, со всеми мирным. Но помни, что Бог являет Свою благодать только в сердцах мирных, невозмутимых смятением мира сего, в сердцах чистых, беспристрастных ко всему земному.
* * *
«Христа как Искупителя, даровавшего людям вечное спасение души, должно любить более тех, кто даровал жизнь временную или кому мы даруем таковую. Любовь семейная – святыня, которую нужно беречь, но она не должна быть выше любви ко Христу, так что если бы обстоятельства потребовали одной ради другой, то необходимо пожертвовать любовью семейной ради любви ко Христу» (Еп. Михаил. Толкование на Евангелие от Матфея. Клин, 2001, С. 210).