Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян

Источник

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА – 1. Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив (Исх.3:2); важнейший ветхозаветный прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Сына Божия Иисуса Христа.

2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лествицу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками – зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, Лествица Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы – служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы – их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них – архангелы и безымянные ангелы – олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений. В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» – Акафист Богоматери, кондак 9 и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI в. Память 4 (17) сентября.


Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству / Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. – М. : "Альм. "Странный мир", 1991. – 79 с. (Библиотека альманаха "Странный мир"; Вып. 1).

Комментарии для сайта Cackle