Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян

Источник

ИЕЗЕКИИЛЬ

ИЕЗЕКИИЛЬ (евр. – Бог укрепляет) – третий из четырех великих пророков Израиля, живший во времена вавилонского пленения, после разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.). Библейская книга пророка Иезекииля содержит описание его призвания – т. наз. « Видение Иезекииля» (Иез.1 – 3:15), пророчество о разрушении Иерусалима (Иез.4–25) и о других проявлениях гнева Божия, прообразующие конец мира и наступление Страшного Суда (Иез.19–32). Наконец, в заключительной части книги Иезекииль описывает грядущее восстановление Израиля и строительство Нового Иерусалима и иерусалимского храма (Иез.33–48). Это описание перекликается по смыслу с заключительной частью Апокалипсиса (Откр.20 – 21) и воспринимается в христианской традиции как пророчество о воскресении мертвых и торжестве праведников в Царствии Божием – Небесном Иерусалиме. Видение «подобия славы Господней» в виде радужного пламени, окруженного тетраморфами (существа с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла) и огненными колесами, полными глаз (престолами), нашло свое отражение в христианском искусстве; в частности, оно послужило одним из источников для иконографии «Спаса в силах». Кроме того, заключительная часть книги Иезекииля содержит также один из ветхозаветных прообразов воплощения – т. наз. «Врата Иезекииля», символизирующие непорочное зачатие и чудесное рождение Христа («...Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» – Иез.44:2). Изображения «Врат Иезекииля» обычно сочетаются с другими ветхозаветными прообразами воплощения. Память 21 июля (3 августа).


Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству / Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. – М. : "Альм. "Странный мир", 1991. – 79 с. (Библиотека альманаха "Странный мир"; Вып. 1).

Комментарии для сайта Cackle