Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян

Источник

СТРАШНЫЙ СУД

СТРАШНЫЙ СУД – по христианским представлениям заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом; вселенский суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время второго пришествия над живыми и мертвыми, воскресающими во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду. Восходит к ветхозаветным представлениям о времени полного и окончательного торжества Бога над своими врагами (Ис.13:2–9, Иез.30:3 и др.). С течением времени эти представления усложняются и превращаются в развернутые эсхатологические картины (Дан.7–8 и др.). В новозаветных текстах упоминания о Страшном Суде носят чаще всего аллегорический характер – отделение агнцев от козлищ (Мф.25:31–33), притча о девах разумных и неразумных (Мф.25:1–13) и др.; самое подробное описание грядущего Страшного Суда содержится в последней книге Нового Завета – Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе Иоанна). Отдельные эсхатологические образы и картины, присутствующие в Св. Писании, были систематизированы и приведены в единую картину отцами церкви, среди которых особая роль принадлежит Ефрему Сирину. Иконография Страшного Суда складывается в византийском искусстве в XI-XII вв., хотя свидетельства о существовании изображений на эту тему относятся к значительно более раннему времени (одно из самых ранних свидетельств – письмо Иоанна Дамаскина к Константину Копрониму в защиту иконопочитания). Традиционный вариант этой композиции, получивший распространение в XII-XVI вв., возникает на основе многих источников и включает в себя большое количество различных изображений, которые можно сгруппировать по трем основным темам: 1) второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными (соответственно изображения рая и ада); 2) обновление мира; 3) торжество праведников в небесном Иерусалиме. Изображение Страшного Суда входит в систему росписи византийского и древнерусского храма и располагается, как правило, на западной стене.


Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству / Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. – М. : "Альм. "Странный мир", 1991. – 79 с. (Библиотека альманаха "Странный мир"; Вып. 1).

Комментарии для сайта Cackle