Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян

Источник

АНГЕЛЫ

АНГЕЛЫ (греч. – вестники) – бесплотные существа, созданные Богом для исполнения Его воли и служения Ему; посредники между миром «горним» и миром «дольним». Приписываемый Дионисию Ареопагиту трактат «О небесной иерархии» содержит описание трех ангельских иерархий, каждая из которых делится на три чина.

Высшая иерархия, предстоящая Богу «без посредства прочих»: серафимы (евр. – пламенеющие) – наделенные пылкой стремительностью и силой очищения; херувимы (евр. – излияния мудрости) – способные принимать высшую мудрость и сообщать ее другим; престолы – «неподвижно и твердо прилепленные к Богу», раболепно Ему служащие, носящие Его.

Средняя иерархия, отражающая принцип Божественного ми-ровладычества и «совершенствующаяся посредством Божественных озарений, сообщаемых через чины первой иерархии»: господства – наделенные даром преобразования в подобие Бога себя и всё, подчиненное им; силы – стремящиеся к восприятию Божественной энергии и обнаруживающие мужество и крепость во всех своих действиях; власти – уподобляющиеся источнику Божественной власти, устраивающие духовное владычество Бога.

Низшая иерархия, характеризующаяся непосредственной близостью к «дольнему» миру: начала – способные управлять сообразно священному порядку; архангелы (греч. – ангелоначальники) – сообщающие Божественные озарения от начал к ангелам; и собственно ангелы – расположенные ближе всех к миру и покровительствующие людям. В сонме «небесных сил» христианская традиция называет нескольких архангелов, выделяя трех: Михаила – небесного архистратига, покровителя «Божьего народа и воинствующей церкви»; Гавриила (греч. – сила Божья) – вестника, раскрывающего смысл различных событий, пророческих видений, а также предрекающего рождение Мессии (см. Благовещение); Рафаила – целителя и спутника. Упоминаются также Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Более подробные сведения об ангелах содержатся в апокрифической книге Еноха.

Наряду со сравнительно поздней композицией «Девять чинов ангельских» изображение первых трех чинов небесной иерархии используется, в соответствии с видением пророка Иезекииля (Иез.1:4–28), в композиции «Спас в силах». Изображения ангелов и архангелов встречаются обычно в составе различных композиций и деисусных чинов (см. Деисус; см. также Собор архангелов).


Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству / Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. – М. : "Альм. "Странный мир", 1991. – 79 с. (Библиотека альманаха "Странный мир"; Вып. 1).

Комментарии для сайта Cackle