Л.П. Клименко

Источник

Дом Божий

Дом Божий – скиния; церковь Божия; Иерусалим; благочестивая жизнь; упование на Бога: Аз же яко маслина плодовита в дому Божии (Пс.51:10). «Домом Божиим» пророк называет скинию, пророчествуя этим, что после победы над Саулом он получит царство, а вследствие этого будет иметь свои города и скинию. Дидим под «домом Божиим» понимает дом Церкви Божией, куда насаждается каждый своею верою. По изъяснению Евсевия, когда Давид говорил это, он не был ни в Иерусалиме, который иудеи почитали домом Божиим, ни в скинии, но пребывал в другом месте. И однако же он не сомневался признавать себя насажденным в доме Божием. Это потому, что он «домом Божиим» почитал благочестивую жизнь, «принося по благой надежде плод бессмертной и вечной жизни». Исихий относит эти слова к Апостолу Петру, вспоминавшему о своем отречении, который как плодоносная маслина в доме Божием, то есть непрестанно стоял в вере; хотя на короткое время подвергся зною отречения, но не был им иссушен до конца, потому что «на- поил корень слезами покаяния» (ЗТП. 321–322). Блаженный Феодорит относит этот стих к праведнику, который приобрел твердое упование на Бога и ради этого упования положил трудиться и приносить плоды добродетели (ФТП. 246). В «Толковой Библии» под ред. Лопухина под «домом Божиим» понимается Бог, обитающий в скинии, от Которого царь Давид надеется получить силу для своего процветания, подобно дереву, зеленеющему при обилии вод (ЛТБ. 237).

– Христова Церковь; Божественные таинства; совершенное блаженство, святость: Блажени живущии в дому Твоем; во веки веков восхвалят Тя (Пс.83:4). Под «домом Божиим» разумеют прежде всего Христовы Церкви. Затем, по словам Евсевия, Божественные таинства, доставляющие бессмертную и вечную жизнь. Кроме того, по изъяснению Дидима, пророк усваивает блаженство, то есть высокую степень святости, тем, которые достигли совершенной добродетели и высочайшего познания Истины, так что обитают в доме Божием, который есть совершенство, то есть конец, блаженства (ЗТП. 44).

– Соборная Христианская Церковь; все христиане: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний (Пс.92:6). «Дом Божий» есть Соборная Христианская Церковь, и этому-то дому прилична Святость, то есть непричастность никакой скверне. По словам Афанасия Великого, «дом Божий» есть все христиане, как и апостол Павел сказал: «Или вы не знаете, что вы храм Божий и что Дух Божий живет в вас? Если кто храм Божий растлит, то того растлит и Бог, ибо храм Божий свят, а таковый составляете вы» (2Кор.3:16) (ЗТП. 99; ФТП. 448; АфТП. 326).

совокупность Соборной Церкви; Церковь Бога Живаго; Божественный храм; знание Божественных Писаний. Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут (Пс.91:14). Праведники, – говорит пророк, – насаждены в дольной Церкви, в которой обитает благодать Христова, и укоренены в вере. По словам Тимофея, «дом Господень» есть совокупность Соборной Церкви по всей земле. В высшем значении «дом Господень», по словам Максима, есть знание Божественных Писаний, в которых мы обретаем Господа. Как полагает Василий Великий, «дом Господень» – это Церковь Бога Живаго (ЗТП. 95). Феодорит понимает «дом Господень» как Божественный храм (ФТП. 445).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle