Л.П. Клименко

Источник

Дом

Дом – небо, место обитания Бога; келия отшельника; небесный град; Церковь: Бог вселяет единомысленныя в дом (Пс.67:7). По толкованию Зигабена, здесь речь идет о праведниках, которых Бог вселяет в дом Свой, то есть на небо. Об этом доме апостол Павел сказал, что жилище получим от Бога на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор.5). Под «домом» можно разуметь и отшельническую келию, в которой живут поодиночке и в безмолвии. Этими словами Давид пророчествует о монашеском и старческом житии. Василий Великий под «домом» Божиим понимает небесный град, жилище праведных. Акила полагает, что речь идет о монахах, уподобившихся по жизни Сыну Божию, которых Бог вселяет в дом, поставляет пребывать и жить в Церкви (ЗТП. 395).

– Христианская Церковь: Красотою дому разделити корысти (Пс.67:13). Пророк говорит, что апостолы, помощию Божией победив демонов, отняли у них людей, плененных и расхищенных ими. Приобретенные народы они разделили для прекрасной Христианской Церкви: один отнял у диавола один народ, а другой – другой, и принесли оные Христу и Единой Соборной Церкви верных. Такое понимание значения слова «дом» предлагает и Феодорит (ЗТП. 397).

– Иерусалимский храм; устроение человечества после прихода на землю Христа; Церковь; Божественное воплощение: Хвала песни Давиду. Внегда дом созидашеся по пленении (Пс.95. надписание). По словам Феодорита, в историческом значении «построение дома» есть построение Иерусалимского храма, которое было сделано при Зоровавеле. В высшем значении под «строением дома» разумеется устроение человечества после прихода на землю Христа и Его победы над диаволом. Или «строение дома» есть составление Церкви, которую, по словам Евсевия, построил Сын Божий (ЗТП. 458; ЗТП. 109). Как полагает Златоуст, под «созиданием дома» пророк разумеет Божественное воплощение. Построение этого храма было совершено после нашего пленения диаволом, почему, желая освободить нас от него, Христос и воплотился (АфТП. 332).

– сердце; храм души: Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего (Пс.100:2). Как считает Ириней, «посреди дому» означает «в сердце». Пророк говорит, что в сердце его нет места беззаконным мыслям и чувствам (ИТП. 175). Златоуст полагает, что под «домом» следует разуметь внутренний храм души (АфТП. 343).

Значение «сердце» имеет слово «дом» и в другом стихе этого же псалма: Не живяше посреде дому моего творяй гордыню (Пс.100:7). Афанасий Великий перевел этот стих как: «Гордый помысл не обитал в сердце моем», – и относит эти слова к Давиду (ЗТП. 132).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle