Л.П. Клименко

Источник

Селение

Селение – Бог; благочестивая жизнь; Скиния: Яко скры мя в селении Своем в день зол моих (Пс.26:5). Давид говорит, что был облагодетельствован Богом, ибо в день бедствий Он укрыл его под кровом Своим. Его-то, т. е. Бога, пророк назвал здесь «жилищем» («селением»). Свт. Кирилл под «жилищем» («селением») разумеет благонадежность и непоколебимость благочестивой жизни. Феодорит полагает, что речь идет о том, что Давид молился в Скинии Божией, чтобы избежать руки врагов (ЗТП. 158).

– Соломонов Храм; человеческая плоть Христа; покров Божий; успех: Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия (Пс.41:5). «Селением» Давид называет знаменитый Соломонов Храм, поскольку пророчествует как бы от лица вавилонских пленников. Можно также понимать и иначе, что «селение» означает взятую от нас Богом-Словом плоть, дабы вселиться в нее; она «дивна», ибо составилась от Духа без мужеского семени. «Селением» называет покров Божий. Великий Максим под «селением» разумеет изображение успеха (ЗТП. 257).

– плоть, воспринятая Господом; сияние Его Божества: И положи тму за кров свой, окрест Его селение Его (Пс.17:12). По мнению толковника, «селением» пророк называет здесь воспринятую Господом плоть нашу, которую и Сам Господь назвал храмом Своим (Ин.2:19), потому что в ней Он обитал не призрачно только, но действительно, неизреченно вселившись в нее, как всемогущий. Или пророк называет «селением» Божиим неприступное сияние Его Божества, так как Бог в Св. Писании описывается, между прочим, обитающим в неприступном свете, который Его окружает, во свете, который закрывает от нас Существо Божие и делает Его недоступным для желающих созерцать Его своими глазами (ЗТП. 100).

– Иерусалимский Храм; небесные жилища; Скиния: Та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя (Пс.42:3). Е. Зигабен полагает, что здесь слово «селения» обозначает Иерусалимский Храм, а в высшем смысле – небесные жилища (ЗТП. 262). Другой толковник «обители» (селения») Господа изъясняет как «Скиния; место обитания Господа» (ТБЛ. I. 218).

Церковь; плоть Христова; Дева: Освятил есть селение Свое Вышний (Пс.45:5). Как полагает толковник, Церковь из верующих есть город и жилище Божие, почему и написано: Буду у них жить и ходить (Лев.26:16). Василий Великий «жилищем» («селением») Божиим назвал Богоносную плоть Христову, освященную через соприкосновение с Богом; а Дамаскин – Деву, Которую Всевышний сделал для Себя жилищем и освятил, вселившись в Нее, и сделал непоколебимою, потому что знаки девства Ее не нарушены (ЗТП. 285).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle