Л.П. Клименко

Источник

Небеса и земля

Небеса и земля – Бог и люди; Бог, храм и народ; Заповеди Бога и их критика: Положиша на небеси уста Своя; и язык их преиде по земли (Пс.72:9). По мысли Зигабена, именем «неба» Давид называет Бога, живущего на небе, а именем «земли» означает людей. Итак, пророк говорит: живущие в благополучии нечестивцы стали «двигать уста свои» и злословить Бога, и язык их поворачивался против людей. Феодорит изъясняет так: нечестивцы словами и помыслами, как стрелами, стараются поражать и самое небо. Этим пророк дает разуметь хулы на Бога, злословие о народе Божием и поругании Божественного храма (ФТП. 344). Лопухин под «небесами» понимает заповеди Бога, на которые нечестивые смотрят высокомерно, считая себя вправе оценивать их (ЛТБ. 276).

– вся тварь; небесное и земное; небесные силы и святые; размышляющие о небесном и земном; Ангелы и люди: Да возвеселятся небеса и радуется земля (Пс.95:11). Да веселится вся тварь, небесное и земное, – говорит пророк, – о Христе, бывшем прежде небесным по Божеству, а потом ставшем земным по человечеству. Ибо первое – Божество – Христово свыше сошло, а второе – человечество – от земли взошло. Макарий Великий и Афанасий Великий понимают «небеса и земля» как небесные силы и святые люди (ЗТП. 113; АфТП. 334). Можно иначе: «небесами» называет Ангелов, «землею» – земных людей; или иначе: «небеса» – это люди, размышляющие о небесном, а «земля» – занимающиеся земным (ЗТП. 114).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle