под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

АД, ПРЕИСПОДНЯЯ

Иисус Христос сошел в ад, осужденный ввергается в ад: эти два выражения относятся к двум различным действиям и подразумевают две разные ситуации. *Врата ада, куда сходил Христос, раскрылись, чтобы вышли томившиеся в нем узники, а врата того ада, куда ввергается осужденный, навсегда затворяются за ним. Однако слово то же, и не случайно, и не по произвольному сближению, но в силу непреложной логики и как выражение основной истины. И тот и другой ад – царство *смерти и, если бы не было Христа, в мире был бы только один ад, была бы только одна смерть, смерть вечная, всемогущая. Если существует вторая смерть (Откр 21, 8), отличная от первой, то потому, что Иисус Христос Своей смертью сокрушил державу смерти. Вследствие того, что Он сошел во ад, этот ад уже больше не подлинный ад, хотя и сохраняет его черты. Вот почему на страшном *Суде первый ад сливается со вторым в озере огненном (Откр 20, 14). И хотя образы ада остаются двойственными в ВЗ и не имеют еще абсолютного характера, Иисус Христос пользуется ими, чтобы охарактеризовать вечное осуждение; ибо они гораздо более, чем образы, они представляют в действительности то, чем мир был бы без Него.

Слово ад в русском языке может употребляться в нескольких значениях. Оно происходит от греч. "Αιδης и соответствует евр. шеол, хотя и не имеет того же религиозного звучания. LXX часто переводили этим словом евр. шеол. Предполагали, что шеол находится где–то под землей. Поэтому Павел употребил этот образ, говоря, что Христос «нисходил в преисподние места земли» (Еф 4, 9). Отсюда синоним ада – преисподняя. С другой стороны, слово ад означает место вечного наказания грешников. В НЗ это понятие передается выражением «геенна огненная».

ВЗ

1. Ад, как место пребывания мертвых. – В древнем Израиле ад (евр. шеол) – «дом собрания всех живущих» (Иов 30, 23). Как и многие другие народы, Израиль представлял себе посмертную жизнь как некую *тень существования, бесцельную и безрадостную. Пределы, в к-рых собираются эти тени, и есть шеол; его представляют как могильную яму, «ров преисподний» (Пс 29, 10; ср Иез 28, 8), в самой глубине земли (Втор 32, 22), по ту сторону подземных вод (Иов 26, 5; 38, 16 сл.), где царит глубокий мрак (Пс 87, 7, 13), где «страна тьмы и сени смертной» и сам свет подобен темной *ночи (Иов 10, 21 сл.). Туда «сходят» все живущие на земле (Ис 38, 18; Иез 31, 14); они никогда не выйдут оттуда (Пс 87, 10; Иов 7, 9). Они не могут больше славить Бога (Пс 6, 6), уповать на Его правосудие (Пс 87, 11 слл) или на Его верность (19, 20; Ис 38, 18). Это окончательная оставленность (Пс 87, 6).

2. Силы адовы, неистовствующие на земле. – Сходить в ад, насытясь днями, после счастливой старости, чтобы обрести там своих *отцов (Быт 25, 8) – общая участь всех людей (Ис 14, 9–15; Иов 3, 11–21) и никому не приходится на это жаловаться. Но часто случается, что шеол не ждет этого часа. Как некое ненасытное чудовище (Притч 27, 20; 30, 16), он подстерегает свою добычу и уносит ее в цвете лет (Пс 54, 16). «В преполовение дней своих» Езекия «должен идти во *врата преисподней» (Ис 38, 10). Это вторжение сил ада «на землю живых» (38, 11) воспринимается как трагедия и соблазн (Пс 17, 6; 87, 4 сл.).

Этот соблазн таит, однако, в себе и некую движущую силу откр–ния. Трагическая сторона *смерти выявляет нарушение мирового порядка, и одна из осевых линий израильской религиозной мысли заключается в открытии, что это нарушение порядка – плод *греха. По мере развития этого сознания ад представляется все более зловещим. Он открывает свою пасть, чтобы поглотить Корея, Дафана и Авирона (Числ 16, 32 сл.), он сосредоточивает все свои силы, чтобы пожрать славу Сиона и богатство и шум, и все, что веселит народ израильский (Ис 5, 14); в нем *нечестивые гибнут от ужаса (Пс 72, 19).

Два особенно выразительных образа этого ужасающего конца были для Израиля: истребление огнем Содома и Гоморры (Быт 19, 23; Ам 4, 11; Пс 10, 6) и опустошение селения Тофет, в долине Геенны, к-рая была местом увеселения и стала местом ужаса, где «увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет» (Ис 66, 24).

Смерть в *огне, бесконечно продолжающаяся в разложении, соответствует уже евангельскому представлению об аде–геенне. Этот ад уже больше не шеол, но как бы ад, упавший с «неба от Господа» (Быт 19, 24). В нем соединяется бездонная пропасть и огненный дождь (Пс 139, 11), образ шеола и воспоминание о. Содоме, ибо этот ад возжен «дуновением Ягве» (Ис 30, 33) и «горением *гнева Его» (30, 27).

Этот ад, угрожающий грешникам, не мог быть участью праведников, особенно тех, кто претерпел *гонения даже и до смерти от грешников, дабы остаться верным Богу. Вполне естественно, чтобы из традиционного шеола, «страны праха», места, где в состоянии некоего усыпления пребывают вместе и святые и нечестивые, эти последние проснулись бы для «вечного ужаса», а их жертвы для вечной *жизни (Дан 12, 2). И тогда как Господь дает вознаграждение праведным, «Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам» (Прем 5, 15 слл). Ад более не локализируется в глубинах земли, он «мир», к-рый «ополчится с Ним против безумцев» (5, 20). Эти образы переходят и в Евангелия: «В аде, будучи в муках» богач увидел Лазаря «в лоне *Авраамовом», но между ними была «утверждена великая пропасть» (Лк 16, 23–26). Огонь и бездна, *гнев небесный и разверзающаяся *земля, *проклятие Бога и враждебность *творения – и есть ад.

НЗ

Говоря об аде, Иисус имеет в виду прежде всего потерю подлинной жизни, разлучение с Ним, а не традиционную картину ада, принятую в Его эпоху. Поэтому участь богатого, к-рый мучится в огне, тогда как Лазарь пребывает в лоне Авраамовом, не следует принимать буквально, именно потому, что это притча, но Иисус не случайно пользуется образами, взятыми из Писаний, где ад представляется в самых ужасных и неумолимых тонах: «Там будет плач и скрежет зубов в печи огненной» (Мф 13, 42), там «геенна, где червь их не умирает и *огонь не угасает» (Мк 9, 43–48; ср Мф 5, 22), где Бог может «погубить *душу и *тело» (Мф 10, 28).

Значительность этих утверждений заключается в том, что они выражены именно Тем, Кто имеет власть ввергнуть в ад. Иисус говорит об аде не только как о некоей угрожающей реальности; Он возвещает, что Сам «пошлет ангелов Своих, и соберут… делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную» (Мф 13, 41 сл.); Он Сам *проклянет их: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный!» (Мф 25, 41). Господь говорит им: «Не *знаю вас» (25, 12), «негодного раба выбросьте во тьму внешнюю» (25, 30).

Нисхождение Христа во ад – истина веры и достоверное данное НЗ. Хотя очень трудно определить смысл некоторых текстов, напр., чем была Его «проповедь находящимся в темнице духам… некогда непокорным… во дни Ноя во время строения ковчега» (1Петр 3, 19 сл.), вполне достоверно то, что это сошествие Иисуса во ад означает подлинность Его *смерти как человека и в то же время подлинность Его победы над ней. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» (т. е. шеола: Деян 2, 24), в к-рый Он сошел по воле Отца, но «не оставлена была душа Его в аде» (2, 31). Христос в тайне вознесения «восшел превыше всех небес», но сойдя прежде «в преисподние места земли», и нужно было это нисхождение во мрак, дабы «наполнить все» и царствовать как владыка во вселенной (Еф 4, 9 сл.). Хр–нская вера исповедует, что *Иисус Христос – Господь на небесах, после того, как Он восшел от мертвых (Рим 10, 6–10).

Своею смертью Христос восторжествовал над последним врагом – *Смертью (1Кор 15, 26), Он низверг двери адовы. Смерть и ад никуда не могли укрыться от лица Божия (Ам 9, 2; Иов 26, 6); теперь они принуждены вернуть мертвых, бывших у них (Откр 20, 13; ср Мф 27, 52 сл.). До смерти Иисуса ад был «местом собрания всякой плоти», роковым завершением жизни ч-ства, удалившегося от Бога, и никто не мог выйти из него до Христа, Который был «первенцем из мертвых» (1Кор 15, 20–23, Откр 1, 5). *Искупление является для ч-ства, осужденного в *Адаме на смерть и удаление от Бога, открытием *дверей адовых, даром вечной жизни. *Церковь есть плод и орудие этой победы (Мф 16, 18).

Но Христос до Своего пришествия уже был обещан и ожидаем. В той мере, в какой ч-к ВЗ принимает это обещание, он видит, как его шеол освещается светом, становящимся достоверностью. В той же мере, в какой он отказывается от этого света, шеол становится адом–геенной, он погружается в бездну, где могущество *Сатаны становится все ужаснее. Наконец, когда является Иисус Христос, «непокоряющиеся благовествованию Его… подвергнутся наказанию вечной погибели», будут удалены «от лица Господа» (2Фес 1, 8 сл.) и будут низвергнуты «в озеро огненное» со смертью и адом (Откр 20, 14 сл.).

JMF & JG

– > воздаяние – гнев Б ВЗ I 2 – грех – дверь/ворота ВЗ I, НЗ – наказания – огонь ВЗ III, НЗ I 1 – проклятие – Сатана – смерть – суд – узничество II


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle