под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

АДАМ

1. Значение слов. – Вопреки тому, что можно заключить по переводам Библ., слово Адам было чрезвычайно распространено и имело целую гамму значений. Когда Еврей произносил это слово, он далеко не всегда имел в виду первого ч‑ка. За искл. повествования о сотворении ч‑ка, где слово А. может быть понято по–разному, оно с несомненностью означает первого ч‑ка лишь в 4-х местах Библ. (Быт 4, 1, 25; 5, 1, 3 слл; 1Пар 1, 1; Тов 8, 6). Обычно, и с достаточным основанием, слово А. переводится: ч-к, некто (Иов 14, 1; Екк 2, 12), люди (Ис 6, 12), каждый (Зах 13, 5), никто… не (3Цар 8, 46; Пс 104, 14), они (Пс 94, 11; Ос 11, 4). Собирательное значение явно преобладает.

То же надо сказать и о выражении сыны Адамовы, к-рое никогда не означает непосредственных потомков A-а, а употребляется наряду со словом ч-к (Иов 25, 6; Пс 8, 5) и обозначает или одного ч‑ка (Иер 49, 18, 33 напр Иез 2, 1, 3…), или имеет собирательное значение «люди» (Притч 8, 31; Пс 44, 3; 3Цар 8, 39, 42). Когда это слово противопоставляется слову Бог, оно подчеркивает, как и *слово «плоть», слабость и недолговечность, присущие ч-ству: «С небес призирает Ягве, видит всех сынов ч-ских» (Пс 32, 13; ср Быт 11, 5; Пс 35, 8; Иер 32, 19). «Сыны Адамовы» – это люди в условиях земной жизни. На это указывает и народная этимология слова, по к-рой А. происходит от адамах – земля; «Адам» значит букв, «земляной», созданный из праха земли, «перстный».

Это семантическое обозрение имеет богословское значение: в первом А. нельзя видеть только отдельную личность среди других. Именно это как бы подразумевается в удивительном переходе от единств, к множеств, числу в словах Бога Творца «сотворим Адама по образу нашему… и да владычествуют они…» (Быт 1, 26). Что мог иметь в виду повествователь первых глав кн. Бытия?

2. Генезис повествования о сотворении и грехопадении Адама. – Первые три главы кн. Бытия составляют своего рода введение ко всему Пятикнижию. Но они – не однородны, а писались в разное время двумя редакторами: ягвистом (Быт 2–3) и представителем священнического предания (Быт 1). С другой стороны, как ни странно, эти главы не оставили никакого следа в письменности до ll–го в. до Р. Х. Только тогда в кн. Иисуса сына Сир. женщина обвиняется в том, что ч-к стал смертным (Сир 25, 27), а кн. Прем Соломона обвиняет в том же диавола (Прем 2, 24). Вместе с тем в этих повествованиях накоплен вековой, постепенно вырабатывавшийся опыт еще до II в., некоторые элементы к-рого можно проследить в пророч. предании и в кн. Мудр.

а) Верование во всеобщность *греха в них все больше утверждается; можно сказать, что псалмопевец описывает Адамово состояние: «Во грехе родила меня мать моя» (Пс 50, 7). В других местах грех ч‑ка описан как грех некоего существа, находившегося, подобно ангелу, в саду Божием, и павшего из–за своей *гордости (Иез 28, 13–19; ср Быт 2, 10–15; 3, 22 сл.).

б) Вера в Бога Творца и Искупителя не менее жива. Бог, подобно горшечнику, изготовляющему сосуд из глины, создает ч‑ка (Иер 1, 5; Ис 45, 9; ср Быт 2, 7). Он же и возвращает его в прах (Пс 89, 3; Быт 3, 19). «Что есть ч-к, что Ты помнишь его, и сын ч-ческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его перед ангелами; славою и честью увенчал его. Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс 8, 5 слл; ср Быт 1, 26 слл; 2, 19 сл.). После грехопадения Бог не только являет Себя как величественный Владыка (Иез 28, 13 сл.; Быт 2, 10–14), низвергающий гордого и возвращающий его к уничиженному первоначальному состоянию (Иез 28, 16–19; Быт 3, 23 сл.), Он также – Бог долготерпеливый, медленно *воспитывающий Свое чадо (Ос 11, 3 сл.; Иез 16; ср Быт 2, 8–3, 21). Пророки также возвещали конец времен как восстановление *рая (Ос 2, 20; Ис 11, 6–9); смерть будет упразднена (Ис 25, 8; Дан 12, 2; ср Быт 3, 15) и даже некий таинственный *Сын Человеческий, небесный по Своему естеству, явится на облаках как победитель (Дан 7, 13 сл.).

3. Адам – наш праотец. – Соответственно с преданиями, о к-рых сказано выше, вот, в общих чертах, поучения, вытекающие из повествований о Творении. В первой попытке осмыслить ч-ское существование, так наз. ягвист, убежденный в том, что праотец потенциально содержит в себе все свое потомство, возвещает всем, как ч-к, к-рого Бог создал добрым, согрешил и должен быть некогда искуплен. А так наз. священническое повествование (Быт 1) открывает, что ч-к создан по *образу Божию; затем, с помощью родословий (Быт 5 и 10), оно показывает, что вместе с Израильским народом все люди составляют целостное *единство – род ч-ский.

1. Новый Адам как богословская проблема. – НЗ повторяет, что люди произошли все от одного (Деян 17, 26) и что прародители являются прообразом супружеской четы (Мф 19, 4 сл п; 1Тим 2, 13 сл.)* к-рая восстановится в новом ч-стве. Новизна НЗ заключается в свидетельстве о Христе как о Новом Адаме. Апокрифич. писания указывают на то, что А. – собирательный образ всех грешников. Сам Иисус явил Себя как *Сын Человеческий, показывая этим, что Он принадлежит к роду ч-скому и что Ему надлежит исполнить славное пророчество Даниила. В синоптических ев. проводится то более, то менее отчетливая параллель между Иисусом и А. Марк описывает пребывание Иисуса со зверями (Мк 1, 13); Матфей имеет в виду Быт 5, 1, когда пишет «Родословие Иисуса Христа» (Мф 1, 1). Лука утверждает, что восторжествовавший над искушением в пустыне – «сын… Адамов, (сын) Божий» (Лк 3, 38), истинный Адам, устоявший против искусителя. И у ап Павла (Флп 2, 6–11) можно предположить сознательное противопоставление А., пытавшегося присвоить Божественное естество, Иисусу, уничижившему Себя и принявшему образ раба. К этим косвенным указаниям можно добавить и прямые.

2. Последний и истинный Адам. – В 1Кор 15, 45–49 ап. Павел ярко противопоставляет два прототипа, определивших образ ч-ский: первый ч-к, А., сотворен с душою живою, – он земной, душевный; «последний А. есть дух животворящий», ибо Он небесный, духовный. Образу начала соответствует образ конца времен, но целая пропасть отделяет второе творение от первого, духовное от плотского, небесное от земного.

В Рим 5, 12–21 Павел прямо говорит, что А. был «*образ Грядущего». Исходя из убеждения, что поступок первого Адама имел последствие для всего ч-ства – *смерть (ср 1Кор 15, 21 сл.), он провозглашает и искупительный подвиг Христа, второго А. Но в то же время он ясно устанавливает различие: от А. – непослушание, осуждение и смерть; от Иисуса Христа – *послушание, оправдание и жизнь. Более того, через А. *грех вошел в мир; через Христа преизобилует *благодать – Он ее источник.

Наконец, плодоносный брачный союз А. и Евы предвозвещает живоносное единение Христа и Церкви; в свою очередь, это единение становится тайной, на к-рой обосновывается христ. *брак (Еф 5, 25–33; ср 1Кор 6, 16).

3. Христианин и оба Адама. – Будучи сыном Адамовым по рождению и возрожденным во Христе верою, хр–нин находится в постоянном, хотя и не одинаковом по своей природе и значению, соотношении с первым и с последним А. Верно понимая смысл повествования о том, что было изначала, он не ссылается на грех первого ч‑ка, чтобы себя оправдать, но понимает, что А. – это он сам со своей немощностью и греховностью, с лежащим на нем долгом совлечь с себя ветхого ч‑ка, по слову ап Павла (Еф 4, 22 сл.; Кол 3, 9 сл.), дабы «облечься во Иисуса Христа, Нового Человека»); т. обр., вся его судьба вписана в судьбу обоих Адамов. Или, вернее, он находит во Христе совершеннейшего *Человека: Тот, Кто был на время умален перед ангелами, чтобы заслужить спасение всем людям, воспринял *Славу, обещанную истинному А. – так поясняется Пс 8, 5 слл в Посл к Евр 2, 5–9.

MJL & XLD

Авраам I 3 – брат ВЗ 1, НЗ 0, 2 – грех I – женщина ВЗ 1 – земля ВЗ I 2 – Иисус Христос II 1 г – новый III 3 а – образ II, IV, V – ответственность 1 – отцы и Отец I 2, III 1 – рай 2 а – род – совесть/сознание 2 в – сотворение ВЗ II 1, 2, НЗ II 2 – Сын Человеческий ВЗ I, НЗ II – человек


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle