под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СЕЯТЬ

Становление природы, история ч-ских поколений, творческое и искупительное действие – все это развертывается согласно единому кругообороту: посев, *рост, *плоды и, наконец, *жатва. Прямой и переносный смысл слова «сеять» в совершенстве соответствуют друг другу.

1. Божественное действие. – В день *сотворения мира Бог даровал земле способность производить растительность, «производящую по роду своему плод», могущую «сеять семя» (Быт 1, 11 слл, 29); «дающий же семя сеющему… подаст обилие посеянному вами» (2Кор 9, 10). Устанавливая времена посева и жатвы (Быт 8, 22), Он благословляет семя праведника сторицею (Быт 26, 12) или, наоборот, разочаровывает ожидания злых (Ис 5, 10; Мих 6, 15), «посеявших пшеницу» и «пожавших терны» (Иер 12, 13; ср Быт 3, 18). Но если ч-к обратится, Бог «даст дождь на семя его, к-рым засеяно поле» (Ис 30, 23), и земля сможет быть засеяна (Иез 36, 9). В Библии благословение Божие, к-рое выражается в благоприятном результате посева, всегда зависит от верности народа Союзу–Завету.

2. Роль человека. – Хотя посев благословляется Богом, сеять – дело ч‑ка.

а) Его ответственность. – Бог поручил ч-ку сохранение всякого семени на земле и спасение его от потопа (Быт 7, 3); даже во время голода он должен стараться найти семена для посева (Быт 47, 19), предохранять их от нечистого прикосновения (Лев 11, 37 сл.). «Утром сей семя твое и вечером не давай отдыха руке твоей!» (Екк 11, 6).

Ч-к должен также исполнять нелегкую работу пахаря (по палестинскому обычаю пахали после посева). Не так ли взращивается и Премудрость: «Малое время потрудишься в возделывании ее и скоро будешь есть плоды ее»? (Сир 6, 20).

В переносном смысле эта *ответственность распространяется и на выбор семени и почвы. Ибо «что посеет человек, то и пожнет» (Гал 6, 7). Насаждать чужие (идолопоклоннические) черенки значит получить, быть может, раннее цветение, но не получить урожая (Ис 17, 10 сл.). Сеющие нечестие или неправду пожнут в семь раз более беды (Притч 22, 8; Иов 4, 8; Сир 7, 3); «Сеющий ветер пожинает бурю» (Ос 8, 7). Всегда должно помнить следующий опыт: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор 9, 6). Вместо того, чтобы сеять в *плоть, нужно сеять в дух (Гал 6, 8), не между тернами (Иер 4, 3), а в мире (Иак 3, 18) и правде (Ос 10, 12; Притч 11, 18).

б) Проявление надежды. – Хотя пашущий и должен получить часть плодов (1Кор 9, 10) и идеал – пожать то, что посеял, все же часто исполняется пословица: «Один сеет, а другой жнет» (Ин 4, 37). Поэтому сеющий должен довериться плодородной земле, надеяться на воду с небес, но не рассчитывать покорить себе эти силы. Он должен сеять, не наблюдая ветра (Екк 11, 4), ибо иначе он ничего не сделает. Самое малое семя может стать большим деревом (Мк 4, 31 сл.), плодотворное семя может принести урожай сторицею (Мф 13, 8 п). Как активный деятель посева, ч-к не должен забывать, что брошенное в землю семя всходит и растет само по себе (греч αύτομάτη – Мк 4, 27). Субботний год, когда запрещалось засеивать землю (Лев 25, 4), требовал полного доверия к Богу, К-рый в предыдущем году давал двойной урожай. Дабы научить Своих учеников полностью полагаться на *Провидение небесного Отца, Иисус предлагает им в пример птиц небесных, к-рые не сеют и не жнут (Мф 6, 26 п).

Именно благодаря этому доверию семя закапывают в землю, давая ему умереть, чтобы оно принесло плод (Ин 12, 24); «сеявший со слезами» знает, что он «будет пожинать с радостью» (Пс 125, 5 сл.). Этот образ символизирует служение «в пользу святых» (Гал 6, 7–10; 2Кор 9, 6–13) и апостольский труд (Ин 4, 38; 1Кор 3, 8; 2Кор 9, 10 слл). Наконец, если семя должно умереть для того, чтобы ожить (1Кор 15, 36), то это касается и смертного ч‑ка, к-рый должен *воскреснуть: «сеется в тлении, восстает в нетлении;… сеется тело душевное, восстает тело духовное» (15, 42 слл): преданное земле тело восстанет во славе Христовой.

Бог, действие К-рого можно сравнить с действиями сеятеля, представляется в образе сеятеля только в эсхатологическом контексте. Зная, что Сын есть одновременно и Слово Божие, и отрасль Господа, христианин видит в Боге Того, Кто сеет Свое слово в сердцах людей и К-рый сажает в землю Отрасль, Свое подлинное потомство.

1. Божественное семя. – Бог благословляет Адама плодородием. Слово «семя» (греч σπέρμα) обозначает потомство, род, расу. С самого начала подчеркивается разница между семенем ч‑ка, передающимся в «поколения», и семенем, долженствующим победить змея (Быт 3, 15).

С одной стороны – благословение, обеспечивающее потомство Ною (Быт 9, 9), Аврааму (Быт 12, 7), Исааку (26, 4) и Иакову (32, 13), к-рое будет столь же многочисленно, как песок земной (Быт 13, 15 сл.), песок морской (22, 17) или звезды небесные (15, 5; 26, 4). Оно обеспечено также царственному потомству Давида (2Цар 7, 12; 22, 51). Это имеет место в силу союза, заключенного не только с предком, но и с его «семенем».

Идет ли речь о семени Авраама или же Давида, неверность народа и его царей вынуждает Бога лишить их Своего благословения. Иессеево дерево должно быть срублено и только из его корня произрастет «святое семя» (Ис 6, 13). Ибо Бог вновь станет Сеятелем (Ос 2, 25; Иер 31, 27), восстанавливающим семя Иудино, семя злого племени (Ис 1, 4), в значительной степени истребленного Наказанием. Точнее говоря, это семя будет собрано в одной отрасли, становящейся одним из *имен *Мессии. «Вот Муж – имя ему Отрасль; Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень» (Зах 6, 12 сл.).

2. Слово Божие. – В чисто переносном смысле семя это *Слово Божие. Уже Утешитель Израиля возвещал действие Слова Божия, сравнивая его с дождем, оплодотворяющим семя (Ис 55, 10 сл.). Излагая притчу о сеятеле, Иисус связывает обязанность приносить *плод не с *жатвой, а с посевом; Он т. обр. как бы ретроспективно взирает на начало последних времен (см Ос 2, 23), к-рое начинается в то время, как Он говорит. Такова пережитая на опыте история эсхатологической встречи между Отраслью Господа и Его народом. Надо быть доброй землей, ибо семя брошено уже в словах Иисуса. Тогда какой поразительный результат! И однако, одновременно с добрым семенем, посеянным Сыном Ч-ским, есть также и плевелы, к-рые сеет Лукавый (Мф 13, 24–30, 36–43).

Это Слово и есть Сам Христос, пожелавший умереть в земле, чтобы принести *плод (Ин 12. 24–32). И Церковь видит свою собственную историю в притчах Иисуса. Она укреплялась в вере, чувствуя за скромным началом Царства небесного конечную Славу: горчичное зерно, становящееся большим деревом (Мф 13, 31 сл.; ср Иез 17, 23; Дан 4, 7–19) по обещанию, данному некогда Аврааму о многочисленном, как звезды небесные, потомстве. Наконец, Церковь, «семя» Иисусово (Откр 12, 17), победоносно борется с драконом, ибо в ней обитает Христос (1Ин 3, 9).

XLD

– > возрастание – жатва II, III 2 а – плод – плодовитость – новое рождение – Слово Божие


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle