под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СЕРДЦЕ

В евр. языке значение слово С. не вполне совпадает с его значением на современных европейских языках. Значение физиологическое, конечно, одинаково (2Цар 18, 14; Ос 13, 8). Но другие значения весьма отличны. У нас слово «сердце» вызывает представление только о чувствах. В евр. же языке слово С. обозначает «внутреннюю» сущность ч‑ка в очень широком смысле. Понятие С. включает в себя не только чувства (2Цар 15, 13; Пс 20, 3; Ис 65, 14), но и воспоминания и мысли, намерения и решения. Бог дал людям «сердце, чтобы мыслить» (Сир 17, 6); псалмопевец говорит о «помышлениях сердца» Самого Бога: «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род» (Пс 32, 11). «Широта сердца» (3Цар 4, 29) означает широту знания, «отдай мне сердце твое» может означать «будь внимателен к словам моим» (Притч 23, 26), а «ожесточенное сердце» говорит о тупом уме. В зависимости от контекста смысл может сужаться до чисто интеллектуального аспекта (Мк 8, 17) или, наоборот, расширяться (Деян 7, 51). Часто необходимо проникать за грань психологических различий в самый центр существа ч‑ка, туда, где он ведет диалог с самим собою (Быт 17, 17; Втор 7, 17), берет на себя ответственность, открывается или замыкается действию Бога. В конкретной и глобальной антропологии Библии С. ч-ское является источником его сознательной личности, мыслящей и свободной, местом его окончательных решений, неписанного Закона (Рим 2, 15) и таинственного действия Божия. В НЗ, как и в ВЗ, С. есть место, где ч-к встречает Бога, и эта встреча окончательно осуществляется в ч-ском сердце Сына Божия.

1. Сердце и видимость. – Понятно, что в отношениях между людьми важнее всего их внутреннее расположение. Но С. недоступно взору. Естественно, внешний вид ч‑ка должен проявлять то, что у него в С. Т. обр. о С. узнают косвенно по выражению *лица (Сир 13, 32), по тому, что говорят *уста (Притч 16, 23), по тому, что показывают дела (Лк 6, 44 сл.). Однако ч-к может не только выражать, но и скрывать то, что гнездится в его С. (Притч 26, 23–26; Сир 12, 15). Он обладает опасной способностью быть двуличным. Тогда и в С. его возникает двойственность, т. к. оно подсказывает ч-ку принять то или иное внешнее выражение, само оставаясь в совсем ином расположении. Подобная двойственность – глубокое зло, к-рое энергично обличается в Библии (Сир 27, 27; Пс 27, 3 сл.).

2. Бог и сердце. – Сопротивляясь призыву Божию, ч-к и в этом случае пытается выйти из положения при помощи двуличия. «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий» (Втор 4, 24), как же принять Его слишком строгие требования? Даже сам избранный народ постоянно прибегает к уловкам. Чтобы избежать подлинного обращения, он старается удовлетворить Бога внешним *культом (Ам 5, 21…) и льстивыми словами (Пс 77, 36 сл.).

Это решение обманчиво: нельзя обмануть Бога, как обманывают ч‑ка. «Ч-к смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар 16, 7). Бог «проникает сердца и испытывает *внутренности» (Иер 17, 10; Сир 42, 18), и Он разоблачает *ложь, утверждая: «Этот народ приближается ко Мне устами своими… сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис 29, 13). Т. обр. ч-к перед Богом чувствует себя испытуемым в своей самой сокровенной глубине (Евр 4, 12 сл.). «Кто может решиться в сердце своем стать близ Меня? говорит Господь» (евр Иер 30, 21).

3. Нужда в новом сердце. – Израиль стал все больше понимать, что внешняя религия не достаточна. Чтобы обрести Бога, следует «*искать Его всем сердцем твоим» (Втор 4, 29). Израиль понял, что он должен раз и навсегда «всем сердцем своим обратиться к Господу» (1Цар 7, 3) и «*любить Господа Бога всем сердцем» (Втор 6, 5), живя в полном повиновении Его *Закону. Но вся история Израиля свидетельствует о глубоком бессилии осуществить подобный идеал, потому что зло проникло в его С. «У народа сего сердце буйное и мятежное» (Иер 5, 23), «сердце *необрезанное» (Лев 26, 41), «сердце разделенное» (Ос 10, 2). Вместо того, чтобы всецело довериться Богу, «они жили по внушению злого сердца своего» (Иер 7, 24; 18, 12), так что на них обрушились неисчислимые бедствия. Им оставалось только «разодрать сердца свои» (Иоил 2, 13) и предстать пред Богом с «сердцем сокрушенным и смиренным» (Пс 50, 19), моля Его «сотворить им сердце чистое» (Пс 50, 12).

1. Обетование. – Таков замысел Божий, возвещением к-рого обретает утешение Израиль. В самом деле, *огнь Божий – это огонь любви. Бог не считает возможным уничтожение Своего народа, при одной мысли об этом «сердце в Нем поворачивается» (Ос 11, 8). Он повел в пустыню Свою неверную жену только для того, чтобы «говорить к сердцу ее» (Ос 2, 14). Следовательно, для испытания положен срок, после чего начнется новая эпоха, отмеченная внутренним обновлением, к-рое сотворит Сам Бог. «И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор 30, 6). Израильтяне больше не будут непокорными, ибо, заключив с ними Новый Завет, Бог «вложит Закон Свой во внутренность их и на сердцах их напишет его» (Иер 31, 33). Более того, Бог даст им другое С. (Иер 32, 39), С., чтобы *знать Его (Иер 24, 7; ср Втор 29, 3). После того как Бог предписал: «Сотворите себе новые сердца» (Иез 18, 31), Он обещает Сам осуществить то, что требует: «Очищу вас. И дам вам сердце новое и *дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце *каменное и дам вам сердце *плотяное» (Иез 36, 25 сл.). Так будет обеспечено окончательное единение между Богом и Его народом.

2. Дар. – Это обетование исполнилось через Иисуса Христа.

а) В синоптических Евангелиях, вначале продолжая учение пророков, Иисус Назарянин предостерегает против формализма *фарисеев; Он указывает на подлинное зло, то, к-рое исходит из С.: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния это оскверняет человека» (Мф 15, 19 сл.). Иисус напоминает о требовании Божием быть великодушным: Слово Божие надо принять в «доброе и чистое сердце» (Лк 8, 15), надо любить Бога всем С. (Мф 22, 37 п), надо прощать брату своему его прегрешения от С. своего (Мф 18, 35). И Иисус обещает, что «чистые сердцем Бога узрят» (Мф 5, 8). Превосходя в этом всех пророков, Сам Иисус и есть эта *чистота, ибо Он «кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 29). Эту чистоту Он передает Своим ученикам (Мф 9, 2; 26, 28). Воскреснув, Он их просветляет. Когда Он обращается к ним, горят их С. (Лк 24, 32).

б) Отныне *вера в Христа всем С. создает внутреннее обновление, без этого недоступное. Павел говорит об этом: «Если будешь сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности» (Рим 10, 9 сл.). «Очи сердца нашего» просветляются верою (Еф 1, 18), верою вселяется Христос в С. наши (Еф 3, 17). С. верующих исполняются *новым Духом, Духом Сына Божия «вопиющего: Авва, Отче!» (Гал 4, 6) и вместе с Ним любовью Божией (Рим 5, 5). Т. обр. «мир Божий, к-рый превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши» (Флп 4, 7). Таков Новый Союз–Завет, основанный на жертве Того, Чье «сердце сокрушило поношение» (Пс 68, 21).

Иоанн говорит о С. только, чтобы оно «не смущалось и не устрашалось» (Ин 14, 27), но он возвещает в иных выражениях осуществление тех же обетований: он говорит о *знании (1Ин 5, 20; см Иер 24, 7), об *общении (1Ин 1, 3), о любви и жизни вечной. Все это мы обретаем через Иисуса, Распятого и Прославленного. Из Него истекает (Ин 7, 38; ср 19, 34) источник, внутренне обновляющий верующих (4, 14), Сам Он пребывает в Своих, чтобы они жили Им (6, 56 сл.). Можно даже сказать, что, по Иоанну, Иисус есть сердце нового Израиля, С., к-рое приводит к близкому общению с Отцом и к-рое создает общение между всеми: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино» (17, 23; см 11, 52; Деян 4, 32), «да любовь, к-рою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин 17, 26).

JdF & AV

– > добродетели и пороки – душа I а – дух – Дух Божий ВЗ IV, НЗ V 4 – желание II, III – Закон А, Б IV, В III 3, IV 1 – знать ВЗ 3 – лицо 1 – любовь I ВЗ 2, НЗ 3; II НЗ 1 – обрезание ВЗ 3, НЗ 2 – уста 1 – ожесточение – покаяние – простой 2 – совесть 1, 2 а – суд НЗ I 2 – чресла 2 – язык


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle