под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БОЛЕЗНЬ/ИСЦЕЛЕНИЕ

Б. с сопровождающими ее страданиями представляет проблему для людей всех времен. Решение этой проблемы зависит от того, как люди представляют себе мир и силы, к-рые над ними господствуют. На древнем Востоке на Б. смотрели как на бедствие, вызванное злыми духами или посланное богами, разгневанными какой–нибудь погрешностью в культе, им воздаваемом. Для излечения применяли заклинания, назначением к-рых было изгнание *бесов, испрашивали прощения у богов молениями и жертвоприношениями; в вавилонской письменности сохранились сборники формул обоих видов. Медицина, вследствие этого, была в ведении жрецов; в известной мере она сохраняла связь с *магией. Только наблюдательный ум греков развил ее до степени самостоятельной положительной науки. Т. обр. понятно, что библ. откр. оставляет в стороне научный подход к этой проблеме. Оно касается исключительно религиозного значения Б. и исцеления в домостроительстве спасения, тем более, что через Б. уже проявляется власть *смерти над ч-ком (ср 1Кор 11, 28–32); она, следовательно, имеет аналогичное значение.

ВЗ

1. Здоровье предполагает полноту жизненной силы. Б. надо понимать прежде всего как состояние слабости и немощи (Пс 37, 11). Кроме этого эмпирического заключения, медицинские наблюдения весьма суммарны; они сводятся к тому, что видимо: накожным Б., ранениям и переломам, лихорадке и возбужденным состояниям (так в Пс о недугующих: Пс 6; 31; 37; 38; 87; 101). Классификация различных Б. остается неясной (напр., что касается *проказы). Естественных причин даже не ищут, кроме тех, к-рые видны на глаз: ранения, падения (2Цар 4, 4), старость, сопровождаемая одряхлением, к-рую с таким мрачным юмором описывает Екклесиаст (Екк 12, 1–6; см Быт 27, 1; 3Цар 1, 1–4; и как контраст, Втор 34, 7). Это объясняется тем, что для религиозного ч‑ка главнейшее в ином: что значит Б. для того, кто болен?

2. В мире, где все зависит от установленной Богом причинности, Б. не составляет исключения. Нельзя не видеть в ней поражающей руки Божией (Исх 4, 6; Иов 16, 12 слл; 19, 21; Пс 38, 11 сл.). Бог может также действовать посредством существ, стоящих выше ч‑ка: *Ангела истребителя (2Цар 24, 15 слл; 4Цар 19, 35; ср Исх 12, 23), *Сатаны (Иов 2, 7) или посредством олицетворенных бедствий (Пс 90, 5 сл.). В послепленном иудействе все больше внимания уделяется действию *бесов, злых духов, влияние к-рых на наш мир обнаруживается в Б. Как же объяснить это бесовское влияние, это существование зла на земле при неограниченном владычестве Господнем?

3. Религиозное чувство ч‑ка непроизвольно устанавливает некую связь между Б. и *грехом. Библ. откр. не опровергает этого, а лишь уточняет условия этой связи. Бог создал ч‑ка, чтобы он был счастливым (ср Быт 2). Б., как и все остальные бедствия ч-ские, противоречит этому основному назначению; она вошла в мир лишь как последствие греха (ср Быт 3, 16–19). Она одно из знамений Божия *гнева на греховный мир (ср Исх 9, 1–12). Она имеет это значение в рамках учения *Союза- Завета: это одно из главных проклятий, постигающих неверный народ Божий (Втор 28, 21 сл, 27 слл., 35). Испытание Б. должно возбудить в ч-ке сознание греха. В просительных псалмах это и отмечается: мольба об исцелении сопровождается всегда признанием грехов (Пс 37, 2–6; 38, 9–12; 106, 17). Однако встает вопрос, является ли каждая болезнь следствием личных грехов болящего. Ответ на этот вопрос не ясен. Обращение к принципу коллективной ответственности дает лишь неполный ответ (ср Ин 9, 2). В ВЗ можно найти разрешение только в двух направлениях. Когда Б. поражает праведных, как Иова или Товита, она может быть провиденциальным испытанием для засвидетельствования их верности (Тов 12, 13). Что же касается Великого Страждущего Праведника, *Раба Ягве, смысл Б. в *искуплении вины грешников (Ис 53, 4 сл.).

1. В ВЗ совсем не запрещается прибегать к помощи медицины: Исаия пользуется ею, чтобы излечить Езекию (4Цар 20, 7), и Рафаил, чтобы лечить Товита (Тов 11, 8, 11 сл.). Весьма обычно применение нек–рых простых лекарств (ср Ис 1, 6; Иер 8, 22; Прем 7, 20), а у Сына Сирахова мы находим даже особую похвалу медицинской профессии (Сир 38. 1–8, 12 сл.). Запрещено только применение магии, связанной с идолопоклонническими культами (4Цар 1, 1–4), к-рыми зачастую была заражена медицина того времени (ср 2Пар 16, 12).

2. Прежде же всего надо прибегать к Богу, ибо Он Владыка жизни (Сир 38, 9 слл 14). Он поражает и Он исцеляет (Втор 32, 39; ср Ос 6, 1). Он высший врач ч‑ка (Ис 15, 26), поэтому ангел, посланный исцелить Сарру, называется Рафаилом («Бог исцеляет» – Тов 3, 17). Поэтому больные и обращаются к Его представителям – священникам (Лев 13. 49 слл; 14, 2 слл; ср Мф 8, 4) и пророкам (3Цар 14. 1–13; 4Цар 4, 21; 8, 7 слл). Смиренно *исповедуя свои грехи, они молят об исцелении, как о *благодати. Согласно псалтыри, они перечисляют свои беды, моля Бога о помощи, взывая к Его всемогуществу и милосердию (Пс 6; 37; 40; 87; 101…). Уповая на Него, они предрасполагаются к принятию просимой милости, к-рая даруется им иногда под видом *чуда (3Цар 17, 17–24; 4Цар 4, 18–37; 5). Во всяком случае она знаменует, что Бог снизошел к страждущему ч-ству, чтобы облегчить его Б.

3. Ибо Б., хотя она и имеет некий смысл, все же остается злом. Вот почему эсхатологические обещания пророков предвидят ее упразднение в *новом мире, в к-ром Бог поселит Своих в последние *времена: там не будет ни увечий (Ис 35, 5 сл.), ни страданий, ни слез (25, 8; 65, 19)… В мире, избавленном от греха, должны исчезнуть и последствия греха, к-рые тяготеют над родом ч-ским. Когда страждущий *Праведник возьмет на Себя наши болезни, мы будем исцелены ранами Его (53, 4, 5).

НЗ

1. В течение всего Своего служения Иисус встречает больных на Своем пути. Он не толкует Б. в слишком узкой перспективе возмездия (ср Ин 9, 2 сл.), а видит в ней зло, от к-рого страдают люди, последствие греха, знак власти *Сатаны над людьми (Лк 13, 16). Он испытывает сострадание (Мф 20, 34), к-рое и руководит Его действием. Не останавливаясь на различении естественной Б. от одержимости бесами, «Он изгоняет духов словом и исцеляет всех больных» (Мф 8, 16 п). Оба эти действия проявляются одновременно. Они выявляют Его могущество (см Лк 6, 19) и в конечном итоге имеют тот же смысл: они знаменуют торжество Иисуса над Сатаной и водворение *Царства Божия на земле согласно Св. Писанию (ср Мф 11, 5 п). Значение Б. не в том, что она должна с этого времени исчезнуть с лица земли, а в том, что Божественная сила, к-рая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Вот почему, всем больным, к-рые выражают Ему свое доверие (Мк 1, 40; Мф 8, 2–6 п), Иисус предъявляет лишь одно требование: чтобы они веровали, ибо *вере все возможно (Мф 9, 28; Мк 5, 36 п; 9, 23). Их вера в Него заключает и веру в *Царство Божие, и эта вера спасает их (Мф 9, 22 п; 15, 28; Мк 10, 52 п).

2. *Чудеса исцелений предвозвещают в некоторой степени то состояние совершенства, к-рое, согласно пророчествам, ч-ство обретет окончательно в Царстве Божием. Но они имеют также и символическое *значение, касающееся нынешнего времени. Б. есть символ состояния, свойственного грешному ч-ку: духовно он слеп, глух и расслаблен… поэтому и исцеление больного является символом. Оно образ духовного исцеления, к-рое Иисус дарует людям. Он прощает грехи расслабленному и, дабы показать, что Он имеет на то власть, исцеляет его (Мк 2, 1–12 п). Такое значение чудес–знамений особенно явствует из 4-го Ев.: исцеление расслабленного в Вифезде означает оживотворение, совершенное Иисусом (Ин 5, 1–9, 19–26), а исцеление слепорожденного являет Иисуса как *Свет мира (Ин 9). Деяния Иисуса по отношению к больным предвозвещают т. обр. хр–ские таинства. Ибо Он пришел на землю как врач грешников (Мк 2, 17 п), врач, к-рый, чтобы исцелить от немощей и болезней, берет их на Себя (Мф 8, 17 = Ис 53, 4). Таков будет именно смысл Его Страстей: Иисус приобщится к страданиям ч-ства, чтобы в конечном итоге восторжествовать над ними.

1. Знамение Царствия Божия, явленное в чудесных исцелениях, проявлялось не только в течение земной жизни Иисуса. Он передал Своим апостолам при первом же их посланничестве Свою власть исцелять больных (Мф 10, 1 п). Когда же Он окончательно послал их на проповедь, Он обещал им постоянное осуществление этого знамения для подтверждения их благовествования (Мк 16, 17 сл.).

И действительно, кн. Деян неоднократно упоминает о чудесных исцелениях (3, 1 сл.; 8, 7; 9, 32 слл; 14, 8 слл; 28, 8 сл.), показывающих силу *имени Иисуса и подлинность Его воскресения. В числе *ха- ризм Павел также упоминает дар исцеления (1Кор 12, 9, 28, 30): это знамение постоянно подтверждает силу Церкви Христовой, показывая действие Св. Духа в ней. Однако, благодать Божия обычно проявляется не столь явно на больных. По примеру апостолов (Мк 6, 13), «пресвитеры» Церкви преподают *помазание елеем во имя Господне больным, с верою молящимся и исповедующим свои грехи. По благодати этой молитвы грехи им прощаются и они могут надеяться на исцеление, если Богу будет угодно (Иак 5, 14 слл).

2. Это исцеление не всегда обязательно происходит после молитвы и обряда, на к-рые нельзя смотреть как на некое магическое действие. Пока будет существовать нынешний мир, ч-ство должно будет нести последствия греха. Но «беря на Себя наши болезни» во время Своих Страстей, Иисус дал им новый смысл: как и во всяком страдании, в них отныне заключена сила *искупления. Павел, испытывавший это неоднократно на опыте (Гал 4, 13; 2Кор 1, 8 слл; 12, 7–10), знает, что они соединяют ч‑ка со страждущим Христом: «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова была явлена в теле нашем» (2Кор 4, 10). Иов не мог понять смысла своего испытания, хр-н же радуется, что может восполнять то, что недостает скорбям Христовым во плоти своей, за тело Его, к-рое есть Церковь (Кол 1, 24). В ожидании возвращения в *рай, где люди будут исцелены навсегда плодами *древа Жизни (Откр 22, 2; ср Иез 47, 12), сама Б. включается, как и *страдание и *смерть, в домостроительство *спасения. Это не значит, что ее легко переносить: она остается Испытанием, и поэтому помочь больному ее перенести, навещая его и стараясь облегчить его страдания, есть проявление любви. «Носите болезни всех» советует Игнатий Антиохийский. Служить больным значит служить Самому Иисусу в Его страждущих членах: «Я был болен и вы посетили Меня» скажет Он в день суда (Мф 25, 36). В мире христианском больной уже не проклятый, от к-рого отворачиваются (см Пс 37, 12; 40, 6–10; 87, 9); он образ и знамение Иисуса Христа.

JGi & PG

– > бедствие – бесы ВЗ 1, НЗ 1 – возложение рук НЗ – добро и зло I 1 – елей – жизнь IV 1 – помазание 111 – проказа – смерть ВЗ I 5 – спасение – страдание – старость 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle