под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БОДРСТВОВАТЬ

Б. в прямом смысле слова значит отказаться от ночного *сна. Бодрствуют, чтобы продолжать свой труд (Прем 6, 15) или чтобы не быть застигнутым врасплох врагом (Пс 126, 1 сл.). Отсюда переносный смысл: Б. – быть бдительным, бороться с бесчувственностью и нерадением, чтобы достичь намеченной цели (Притч 8, 34). Цель верующего – быть готовым встретить Господа, когда придет *День Его; именно для этого верующий бодрствует и остается неусыпным, чтобы живя в *ночи, не быть сыном ее.

1. У Синоптиков призыв к бодрствованию является основным советом Иисуса ученикам в заключение Его слов о конце мира и Пришествии Сына Ч-ческого (Мк 13, 33–37). «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф 24, 42). Чтобы подчеркнуть, что Его Пришествие будет неожиданным, Иисус пользуется различными сравнениями и притчами, к-рые легли в основу употребления глагола «бодрствовать» (воздерживаться от сна). Сын Ч-ческий придет так же неожиданно, как вор в ночи (Мф 24, 43 сл.), как хозяин, возвращающийся домой, не предупредив своих слуг (Мк 13, 35 сл.). Как осторожный отец семейства или как хороший слуга, хр-н не должен поддаваться *сну, он должен Б., т. е быть начеку, готовым встретить Господа. Следовательно, бодрствование свойственно поведению ученика, с Надеждой ожидающего возвращения Христова. Оно состоит главным обр. в том, чтобы быть всегда в состоянии готовности, и поэтому требует отречения от мирских удовольствий и земных благ (Лк 21, 34 сл.). А так как час Парусии непредвидим, нужно принять меры на тот случай, если он заставит себя ждать: таково поучение притчи о девах (Мф 25, 1–13).

2. В ранних посланиях ап. Павла, написанных в эсхатологической перспективе, мы находим отголосок евангельского призыва к бодрствованию, в особенности в 1Фес 5, 1–7. «Мы не сыны ночи, ни тьмы; итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (5, 5 сл.). Хр-н – «сын *света», ибо он обратился к Богу, следовательно он должен Б. и противостоять тьме – символу зла, чтобы «Парусия» не застала его врасплох. Такое состояние бодрствования требует трезвенности, т. е. отказа от «ночных» излишеств и от всего того, что может отвлечь от ожидания Господа; в то же время оно требует от хр–на, чтобы он облекся в духовную броню: «Будем трезвиться, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (5, 8). В одном из последующих посл. Павел, опасаясь, что хр–не утратят свое первое горение, призывает их пробудиться, восстать от *сна и приготовиться к принятию окончательного спасения (Рим 13, 11–14).

3. В Откр Ин обращение Судии последних времен к Сардийской Церкви представляет собой настойчивый призыв к бодрствованию (3, 1 слл). Эта Церковь забыла, что Христос должен прийти вновь; если она не пробудится, то Он, подобно вору, застигнет ее врасплох. Зато блажен «бодрствующий и хранящий одежды свои» (16, 15), – он сможет участвовать в победном шествии Господа.

Бодрствование, будучи постоянным ожиданием возвращения Христова, должно проявляться на всем протяжении жизни хр–на в борьбе с ежедневными искушениями, предвосхищающими великую эсхатологическую брань.

1. Когда Иисус Христос готовился осуществить спасительную *волю Отца, Он должен был выдержать мучительное борение в Гефсиманском саду (άγωνία), являющееся предвосхищением борьбы в конце времен. Повествование Синоптиков представляет Иисуса образцом бодрствования в час *искушения, и это подчеркивается тем, что ученики не выдержали его, не послушав увещания Учителя. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение» (Мф 26, 41): совет этот выходит за пределы Гефсимании и обращен ко всем хр–нам. Ему соответствует последнее прошение Молитвы Господней: оно молит о Божией помощи не только в период эсхатологической борьбы, но и для борьбы, ведущейся на всем протяжении жизни хр–на.

2. Призыв к бодрствованию ввиду опасностей земной жизни несколько раз повторяется в Ап. Посланиях (1Кор 16, 13; Кол 4, 2; Еф 6, 10–20); он особенно выразителен в отрывке, к-рый читается каждый вечер на Повечерии на Западе: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить» (1Петр 5, 8). Здесь, как и в Еф 6, 10 слл, враг ясно указан; с непримиримой ненавистью *Сатана и приспешники его постоянно следят за учеником, чтобы заставить его отречься от Христа. Да бодрствует же всегда хр-н, да молится он с верой и, отрешаясь от всего, да избегает козней Противника. Это бодрствование особенно советуется пастырям, ответственным за общину; они должны ее защищать от «лютых волков» (Деян 20, 28–31).

В Еф 6, 18 и Кол 4, 2 ап. Павел, по всей вероятности, имеет в ввиду обычай первохристианских общин – молитвенное бдение. Всякой молитвою и прошением молитесь во всякое время в Духе (έν Πνεύματι,) и старайтесь о сем самом (букв. бодрствуйте для этого – εις αύτό άγρυπνοΰντες) со всяким постоянством (Еф 6, 18). Служба всенощного бдения есть конкретная реализация хр–ского бодрствования и подражания тому, что делал Сам Иисус (Лк 6, 12; Мк 14, 38).

Заключение. – Бодрствование, требуемое верой в День Господень, характеризует хр–на, к-рый должен противостоять отступничеству последних дней и быть готовым встретить грядущего Христа. С другой стороны, т. к. искушения нынешней жизни предвосхищают эсхатологические испытания, хр–нское бодрствование должно проявляться изо дня в день в борьбе с Лукавым; оно требует от ученика постоянной молитвы и трезвенности: «Бодрствуйте, молитесь и трезвитесь!»

MD

– > ангелы – День Господень НЗ II – заботы 1 – надежда НЗ II – Ной 3 – ночь НЗ 2, 3 – опьянение 2 – пастырь и стадо – посещение НЗ 2 – Провидение – светильник 2 – служение II 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle