под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОСРЕДНИК

Вмешательство Ионафана для спасения Давида, к-рого хотел убить Саул (1Цар 19, 1–7), составляет отличный пример ч-ского посредничества, встречающегося как в библ., так и в общеч–ской истории (25, 1–35; Есф 7, 1–7; Деян 12, 20), и иногда успешно приводящего к восстановлению портящихся отношений. П. обращается то к одной стороне, то к другой, заступается перед той, к-рая грозит, за ту, к-рая подвергается угрозе, и приносит этой последней *мир, когда ему удается его добиться. Закон Израиля предусматривал такого рода арбитражное посредничество между двумя равносильными сторонами (Исх 21, 20; Иов 9, 33). Помимо случаев таких столкновений, иногда прибегают к П. и в более нормальных ч-ских отношениях. Однако тогда этот термин имеет более широкий смысл: П. называются те люди, через к-рых начальник держит связь с подчиненными, давая им отдельные поручения или ставя их на определенную должность.

Для обозначения этих П., или арбитров, в евр. языке ВЗ нет точного термина, соответствующего греч. слову μεσίτης, т. е. П. Это словарное явление весьма показательно в том, что касается отношений между Богом и людьми. Не удивительно, что в древних небибл. религиях между ч-ством и высшими богами, к-рые не были в действительности трансцендентными, появлялся целый ряд второстепенных божеств или духов, а затем и людей (царей, жрецов и т. д.), к-рые были в той или иной мере П. или ходатаями. Бог Израилев един. Он пребывает один в Своей абсолютной трансцендентности. Итак, кто может быть посредником между этими двумя совершенно несоизмеримыми реальностями: между Богом и людьми? Как пишет Павел: «Посредник при одном не бывает» (Гал 3, 20). С другой стороны, библ. ч-к нередко обладает острым чувством своей личной ответственности перед Богом. Это было уже в те времена, когда отдельный ч-к целиком растворялся в коллективе: «Если ч-к согрешит против Господа, говорил престарелый Илий, – то кто будет ходатаем о нем?» (1Цар 2, 25). Поэтому Иов имеет полное основание говорить Богу: «Нет никого между нами» (евр Иов 9, 33; LXX: μεσίτης). Вследствие этого, парадоксально встретить в ВЗ многочисленных П. – даже если они П. в широком смысле слова – к-рым Бог поручает исполнить какую–либо *миссию по отношению к людям. Этот парадокс свидетельствует, что Единый не замыкается в Своем одиночестве, а хочет войти в контакт с людьми. П., к-рых Он посылает, подготовляют и прообразуют пришествие того П., К-рый тоже будет Един.

В НЗ *примирение Бога и людей совершается через Иисуса. Слово (Слово Божие), ставшее *плотью, может действительно говорить и действовать одновременно от имени Бога и от имени людей. Тогда, в первый и единственный раз, приходит кто–то заслуживающий полностью и в самом точном смысле слова наименование «посредника (μεσίτης) между Богом и людьми» (1Тим 2, 5; ср Евр 8, 6; 9, 15; 12, 24).

1. Исторические посредники

Авраам это тот, к-рым «благословятся вся племена земные» (Быт 12, 3); через него – как Богом благословенного предка – Израиль должен получить *благословения землей и потомством. По нек- рым преданиям Авраам играет роль ходатая, напр., когда он вступается за языческого царя Авимелеха 20, 7, 17 сл.) или за Содом (18, 22–32).

*Моисей получил от Ягве призвание освободить Израиля и заключить Союз, дать Израилю Его Закон и установить Его *культ. Ответственный за свой народ перед Господом, он действует как вождь и законодатель во имя Божие и часто ходатайствует за него (Исх 32, 11 сл, 31–34). Очевидно, благодаря значительности своей миссии, он является в Библии единственным лицом, к-рое называют, как Иисуса, П-м (Гал 3, 19), правда в широком смысле.

После Исхода, возложенные на Моисея обязанности распределяются между разными лицами: *священство левитское – это колено, избранное Богом для служения культу и Закону. В израильских богослужениях оно напоминает народу о дивных делах в свящ. истории, высказывает Его требования, низводит Его благословение (Числ 6, 24–27). Оно приносит Богу хвалу и молитву общины и отдельных людей.

*Царь продолжает дело Судей по наитию *Духа (Суд 6, 34; 1Цар 10, 6; 16, 13). Пророки открывает ему его избрание на благо народа (1Цар 9–10; 16). Он Помазанник, *Мессия Ягве, К-рый относится к нему как к сыну (2Цар 7, 14; Пс 2, 7). Его подданные смотрят на него как на *Ангела Ягве (2Цар 14, 17). Он представляет весь свой народ перед Богом и, хотя ему не дается звание священника, он исполняет нек–рые культовые обязанности: носит ефод, совершает жертвоприношение, произносит молитву от имени Израиля. Наконец, так как Бог Израилев ведет всю историю ч-ства, нек–рые пророки без колебания признают за нек–рыми иноземными царями, как, напр., Навуходоносор (Иер 27, 6) или Кир (Ис 41, 2–5; 44, 28; 45, 1–6), известную роль в исполнении замысла Божия.

В отличие от священника и от царя, должность к-рых наследственна, *пророком становятся через личное призвание. Ягве прямо входит в жизнь пророка, чтобы возложить на него соответствующую *миссию. Прежде всего ему надлежит возвещать Слово Ягве народу Его: Его требования, Его суд над грехом, Его обетования верным. В свою очередь пророк чувствует себя неразрывно связанным со своими братьями, к к-рым Бог его посылает, и он постоянно ходатайствует за них; таковы, напр., Самуил (1Цар 7, 7–12; 12, 19–23), Амос (7, 1–6), Иеремия (15, 11; 18, 20; 42, 2… ср грозный отказ Ягве в 7, 16; 11, 14; 14, 11… и видение Иуды Маккавея: 2 Макк 15, 13–16); Иезекииль (9, 8; 11, 13) видит себя даже как стража, поставленного Богом для предостережения сынов народа Его (33, 1–9; 3, 17–21).

Так на всем протяжении истории Израиля Бог воздвигал людей, к-рых Он облекал ответственностью за Свой народ и на к-рых возлагал обязанность обеспечивать правильное исполнение Союза- Завета. Этими служениями не упраздняются личные отношения между Богом и отдельными людьми, но они происходят в пределах народа, от имени и ради к-рого осуществляются различные виды посредничества.

2. Эсхатологические посредники. – Эсхатология пророков переносит в последние времена многие элементы исторических случаев посредничества; она даже идет дальше, рисуя таинственные образы, к-рые предвещают в различных формах Посредничество Иисуса.

В указаниях на новый народ снова встречаются различные П., значение к-рых аналогично прежним: это или *Мессия–Царь, или *Пророк, возвещающий спасение (Ис 61, 1 слл; Втор 18, 15 в истолковании иудейского предания), реже – Священник новых времен (Зах 4, 14 – тема, развитая в кумранских преданиях).

*Отрок Божий в Ис. 40–55 представляет собой таинственный прообраз, к-рый быть может среди прочих значений является олицетворением *Остатка Израиля в роли П. между Богом и людьми. Он – пророк, призванный Богом «возвестить народам суд» (Ис 42, 1), собрать рассеянный Израиль, быть «светом для язычников» (42, 6; 49, 5–6) и «заветом народа» (42, 6; 49, 8), т. е. образовать новый народ, к-рый объединит искупленный Израиль и обращенные языч. *народы. Его миссия не только нести весть о спасении и ходатайствовать, как делали предшествующие пророки: Он теперь «понесет на Себе грех многих» и Своими собственными Страданиями завершит их искупление (Ис 52, 14; 53, 12). Предлагая т. обр. свою собственную жизнь в жертву *умилостивления (Ис 53, 10), Он как бы предлагает новый вид священнического посредничества.

В Дан 7, 13, 18 *Сын Ч-ский представляет сначала «народ святых», угнетаемый языч. державами, прежде чем быть вознесенным судом Божиим. В конце концов Он воцарится над всеми *народами (7, 14, 27) и этим обеспечит *царство Ягве над миром.

Связь между этими различными эсхатологическими П. недостаточно ясно установлена в ВЗ. Только исполнение этих пророчеств в Иисусе покажет в будущем слияние этих посредников в лице единого П. спасения.

3. Небесные посредники. – Язычники давно почувствовали недостаточность всякого ч-ского посредничества; оттого они и прибегали к небесному посредничеству низших богов. Израиль отвергает это многобожие, но его учение об *ангелах предуготовляет народ Божий к откр. о трансцендентном П. Согласно древнему повествованию, Иаков в Вефиле видел во сне ангелов святилища, устанавливающих связь между небом и землей (Быт 28, 12). После же плена учение об ангелах получает все более значительное развитие. В это время описывается их ходатайство за Израиль (Зах 1, 12 сл.), их действие в его пользу (Дан 10, 13, 21; 12, 1), помощь, к-рую они оказывают верным (Дан 3, 49 сл.; 6, 23; 14, 34–39; Товит), чьи молитвы они приносят Господу (Тов 12, 12). Малахия описывает даже таинственного вестника, Ангела Завета, чей приход в святилище положит начало эсхатологическому спасению (Мал 3, 1–4). Здесь уже речь идет не о посредничестве какой–либо твари: через этого таинственного Ангела действует Сам Бог, чтобы очистить и спасти свой народ.

В преддверии НЗ Гавриил, небесный П., начинает беседу между Богом и ч-ком, составляющую вступление к новому *Завету (Лк 1, 5–38). Решающий ответ ему дается *Марией. Говоря от имени своего народа как «дочь Сиона», она соглашается стать *матерью Царя–Мессии, Сына Божия. Иосифу (Мф 1, 18–25), Елисавете (Лк 1, 39–56), Симеону и Анне (2, 33–38), всем, кто «ожидал *утешения Израиля», остается только принять «Спасителя» (2, 11), пришедшего через Нее. Т. обр., сначала через Нее ч-ство узнает Иисуса, а Иисус – ч-ство. Хотя Он Сын Божий (2, 41–50), Он повиновался ее воле и воле Иосифа (2, 51 сл.) до того дня, когда приступил к Своему служению (Ин 2, 1–12).

1. Единственный Посредник. – *Иисус Христос есть Посредник НЗ (Евр 9, 15; 12, 24) между Богом и ч-ством, Завета лучшего, чем ветхий (8, 6). Отныне люди приходят к Богу через Него (7, 25). В различных формах эта истина пронизывает весь НЗ. Иисус умирает, воскресает, получает Духа во имя и на благо Остатка Израиля и всех людей. Его посредничество сказывается даже на всем *творении (Кол 1, 16; Ин 1, 3) и на истории прежнего завета (1Петр 1, 11). Иисус есть П. оттого, что призвал Его к этому Отец Его (Евр 5, 5) и Он ответил на этот призыв (10, 7 слл). Так это происходило и с ветхозаветными П-ми (ср 5, 4). Но в отношении Иисуса призыв и ответ на него заключены в самой глубине тайны Его существа: Он, К-рый был «Сыном» (1, 2 сл.), стал «причастен плоти и крови» (2, 14) и Сам сделался «*человеком» (1Тим 2, 5). Так Он принадлежит к обеим сторонам, к-рые Он примиряет в Самом Себе.

Сын кладет конец прежним видам посредничества, осуществляя посредничество эсхатологическое. Именно в Нем, в «семени Авраама» (Гал 3, 16), Израиль и *языч. народы наследуют *благословения, обетованные отцу народа Божия (3, 15–18; Рим 4). Он есть новый Моисей, вождь нового Исхода, П. нового Союза–Завета, глава нового народа Божия, но все это потому, что Он Сын, а не служитель (Евр 3, 1–6). Он одновременно и Царь, сын Давидов (Мф 21, 4–9 п), и Отрок Божий, предсказанный Исаией (12, 17–21), Пророк, возвещающий спасение (Лк 4, 17–21), Сын Ч-ский, Судия последнего дня (Мф 26, 64), Ангел Завета, Своим пришествием очищающий храм (ср Лк 19, 45 сл.; Ин 2, 14–17). Он раз и навсегда осуществляет освобождение, спасение, искупление Своего народа. В своем лице Он объединяет царство, священство и пророчество. Он Сам есть *Слово Божие. В историю всех видов ч-ского П-чества Его пришествие вносит нечто коренным образом и окончательно новое: в Храме «нерукотворенном» (Евр 9, 11) Он пребывает П., К-рый жив всегда, чтобы ходатайствовать за братьев Своих (7, 25). Действительно, «един Бог, един и Посредник» (1Тим 2, 5) вечного Завета.

2. Единый Посредник и Его Церковь. – То, что Христос – единый П., не отменяет, однако, роли людей в истории спасения. Посредничество Иисуса обращается к людям, к-рым Он поручает определенное служение в отношении Церкви; к Своему П-честву Иисус известным обр. приобщает всех членов Своего Тела.

Уже при Своей земной жизни Иисус призывает людей трудиться с Ним, возвещать Евангелие, совершать знамения, обнаруживающие присутствие Царства (Мф 10, 7 сл п); Его посланцы продолжают т. обр. посредничество, к-рое Он начал. *Миссия, к-рую Он на них возложит на время после Своей смерти и воскресения, распространит на весь мир и на все грядущие века (Мф 28, 19 сл.) посредничество, к-рое Он будет тогда осуществлять невидимо. Его *Апостолы ответственны за Его Слово, за Его Церковь, за крещение, за Евхаристию, за прощение грехов.

Начиная с Пятидесятницы, Он Сам сообщает Своей Церкви *Духа, полученного Им от Отца; с той поры есть «одно Тело и один Дух», как есть «один Господь, один Бог» (Еф 4, 4 слл). Но чтобы присоединять к этому Телу новых членов, нужно преподавать крещение (Деян 2, 38), а чтобы сообщать Духа, нужно *возложение рук (8, 14–17). Дух обеспечивает жизнь и рост Тела Христова, распределяя *харизмы. Харизмы обеспечивают служения, обусловленные обстоятельствами, и постоянные служения, продолжающие нек–рые функции самих Апостолов в организме Церкви. Те, кто исполняет эти служения, не являются, собственно говоря, П-ками, они не добавляют чего–либо нового к посредничеству единого П.; они всего лишь конкретные орудия, посредством к-рых Он хочет достичь всех людей.

Когда члены Тела Христова соединятся со своим Главой в Его слове, это служение, очевидным обр., прекратится. Но тогда, в отношении членов Церкви, еще подвизающихся на земле, хр–не, уже победившие, выполняют назначение иного рода. Приобщенные к *царской власти П-а (Откр 2, 26 сл.; 3, 21; ср 12, 5; 19, 15), они приносят Богу *молитвы святых, к-рые на земле (5, 8; 11, 18), умоляющих Бога ускорить час Его правды (6, 9 слл; 8, 2–5; 9, 13). Конечная победа будет одержана и «кровью Агнца» и «свидетельством» мучеников (12, 11). От вознесения до Второго пришествия Иисус т. обр. осуществляет Свою царскую власть, давая в ней участие Своему народу, пребывающему и на земле (12, 6, 14; 22, 17; ср 7, 1–8), и уже в славе (12, 1; 21, 2; ср 14, 1–5).

В осуществлении посредничества Иисуса воскресшего особое место принадлежит *Марии. Ее материнское призвание, когда пришел на землю Посредник, и Ее ходатайство, когда Иисус явил Свое первое *знамение (Ин 2, 1–12), побуждают поставить вопрос: какая невидимая роль принадлежит Ей в Церкви? В первохр–ской Церкви Мария является одним из членов, хотя бы и самым исключительным, среди других (Деян 1, 14); Она не несет никакого служения, к-рое можно сравнить со служением Апостолов или их преемников. Но умирающий Посредник поручил Ей материнскую миссию по отношению к Своим, представленным любимым учеником (Ин 19, 26 сл.). Закончилась ли эта миссия со смертью Марии? Не продолжает ли Она исполнять ее в области невидимого? Мария причастна, как и все избранные, к царской власти Иисуса и к Его роли Ходатая перед Отцом (1Ин 2, 1); но в НЗ по меньшей мере подразумевается еще, что Она соединена с Ним теснейшим обр.: как Мать Сына и «мать» Его учеников.

3. Единый посредник и небесные посредники. – П. пришел от Бога и к Нему возвратился; это по видимости сближает Его с небесными посредниками ВЗ. Эта близость привела нек–рых христиан, частью подвергшихся влиянию малоазиатского языческого гнозиса, к тому, что они стали Христа и *ангелов ставить более или менее на одну плоскость. Эти заблуждения потребовали разъяснений (Кол 2, 18 сл.; Евр 1, 4–14; ср Откр 19, 10). П. есть «глава» ангелов (Кол 2, 10), к-рых хр–не будут судить вместе с Ним (1Кор 6, 3). В НЗ ангелы продолжают выполнять свое назначение как ходатаи и как орудия замыслов Божиих (Евр 1, 14; Откр), но делают они это в качестве «ангелов Сына Ч-ского» (Мф 24, 30 сл.), единого П.

Заключение. – Многочисленные П-чества, к-рые Бог установил между Собою и Своим народом, подготовили и возвестили то П-чество, к-рое Его народ должен был осуществить между Ним и всем ч-ством. Это П-чество Израиля завершается в П-честве Христа, единого П., К-рый один пребывает в неисследимом величии, принадлежащем Ему, ибо Он есть Сын. Однако, будучи главой нового Израиля, Он осуществляет свое П-ство только в Своем Теле и через Него. Парадоксальность различных ч-ских посредничеств в истории спасения не только не исчезает с приходом Сына, но еще более утверждается. Последнее основание этого парадокса в том, что Единый есть Любовь (1Ин 4, 8): желая быть с людьми (Мф 1, 23; Откр 21, 3) и разделять с ними Свое «Божеское естество» (2Петр 1, 4), Он сотрудничает уже с ними в осуществлении Своего замысла и через *общение людей с людьми дарует общение с Собою (1Ин 1, 3).

AAV & JDu

– > Бог НЗ I – дверь НЗ 2 – Закон – Иисус Христос II 1 б, г – Мария V 3 – Моисей 0, 2 – пастырь и стадо НЗ 1 – примирение – пророк ВЗ I 3 – священство – служение 0 – союз ВЗ III 2, НЗ II 2 – царь 0


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle