под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОСЛУШАНИЕ

П. есть не вынужденное и пассивное подчинение, а свободное согласие с замыслом Божиим, к-рый содержится еще в *тайне, но уже предлагается вере *Словом. Оно предоставляет ч-ку возможность сделать из своей жизни *служение Богу и войти в Его радость.

В самом *творении, вне ч‑ка, проявляется как бы предчувствие этого П. и этой *радости. Образ бегемота, к-рого только Господь может укротить (Иов 40, 21) или Раава, к-рого Он низложил (Пс 88, 11), символизирует Его верховное владычество; когда Иисус укрощает бурю или изгоняет *бесов, это доказательство того, что «бесы и ветры и море повинуются Ему» (Мф 8, 27; Мк 1, 27), и эти проявления силы вызывают некий религиозный страх; но у ч‑ка Библии вызывает восторг и благодарную хвалу не столько молчание вселенной, признающей своего Владыку, сколько радостный порыв тварей, стекающихся на зов Божий: «*Светила набесные блестят… в радости; Он их зовет и они говорят: «Вот мы!» и блистают радостно Тому, Кто их сотворил» (Вар 3, 34 сл.; ср Пс 103, 4; Сир 42, 23; 43, 13–26). Это рвение, с к-рым самые прекрасные творения выполняют назначение, данное им Богом в Его мироздании, вызывает в памяти ч-ства, «заключенного в непослушание» (Рим 11, 32), мучительное и, может быть, еще неосознанное воспоминание о том, каким должно было быть его П. Через эту картину мироздания Бог дает ему предвидение и надежду на возможность непосредственного и единодушного П. творения, освобожденного П-м Сына Его (Рим 8. 19–22).

1. Уже вначале *Адам ослушался Бога, чем вовлек в мятеж всех своих потомков (Рим 5, 19) и «покорил суете» тварь (8, 20). Мятеж Адама показывает по принципу контраста, что такое П. и какова роль, данная ему Богом: оно есть повиновение ч‑ка *воле Божией, исполнение заповеди, смысла и ценности к-рой мы не видим, но к-рое воспринимаем как повеление Божие. Бог требует нашего П., ибо у Него есть замысел, к-рый должен быть выполнен, есть вселенная, к-рая должна созидаться при нашем сотрудничестве, нашем принятии Его замысла верою. *Вера не есть П., но она хранит в себе его тайну; П. знак и плод веры. Адам ослушался оттого, что забыл *Слово Божие, послушался голоса Евы и искусителя (Быт 3, 4 слл).

2. Чтобы спасти ч-ство, Бог вызывает к жизни веру *Авраама и испытывает ее, проводя через П.: «Выйди из земли твоей» (Быт 12, 1); «Ходи передо Мною и будь непорочен» (17, 1); «Возьми сына твоего… принеси его во всесожжение» (22, 2). Вся жизнь Авраама покоится на Слове Божием, но это Слово постоянно требует от него идти как бы вслепую и выполнять действия, смысл к-рых ему неясен. Поэтому П. для него – *испытание, искушение Богом (22, 1), а для Бога оно – некое неоценимое свидетельство: для Меня ты «не пожалел сына твоего» (22, 16).

3. Союз–Завет предполагает точно такой же подход: «Все, что сказал Ягве, сделаем и будем послушны» отвечает Израиль на договор, к-рый ему предлагает Господь (Исх 24, 7). В *Завет входят определенный устав, *Закон, ряд заповедей и установлений, организующих существование Израиля так, чтобы он жил как *народ Божий. Многие из этих правил обязывают людей к разным формам П. По отношению к людям, к родителям (Втор 21, 18–21), царям, пророкам, священникам (17, 14–18, 22). Часто эти обязанности уже вписаны в самую природу ч‑ка, но Слово Божие, включая их в свой Завет, делает из ч-ского повиновения П. в вере. Так как *верность Закону подлинна только при внутреннем приятии Слова Божия и Союза с Ним, то П. этим предписаниям – не рабская покорность, а дело *любви. Уже первое Десятисловие устанавливает эту связь:

«…Любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх 20, 6); Второзаконие возвращается к ней и ее развивает (Втор 11, 13, 22); псалмы прославляют в Законе великий дар любви Божией к людям и источник П. в любви (Пс 18, 8–11; 118).

Но кто послушен Богу? Израиль это – «мятежный дом» (Иез 2, 5), «возмутившиеся сыновья» (Ис 1, 2); он «хвалится Законом, а преступлением Закона бесчестит Бога» (Рим 2, 23); он не может приписывать себе какое–либо превосходство над язычниками, он вместе с ними «заключен в непослушание» (3, 10; 11, 32). Будучи *рабом *греха, ч-к, хотя и стремится в глубине своего существа к П., однако он неспособен быть послушным Богу (7, 14). Чтобы он мог достичь этого П. и найти «Закон во внутренности» своей (Иер 31, 33), нужно, чтобы Бог послал *Отрока Своего, «каждое утро пробуждая [его] ухо» (Ис 50, 4), так, чтобы Отрок мог сказать: «Вот, иду… исполнить волю Твою» (Пс 39, 7 слл).

«Как непослушанием одного ч‑ка сделались многие грешными: так и послушанием одного соделаются праведными многие» (Рим 5, 19). П. Иисуса Христа есть наше спасение, и благодаря ему мы обретаем вновь П. Богу. Жизнь Иисуса Христа была от самого Его «вхождения в мир» (Евр 10, 5) и «до смерти крестной» (Флп 2, 8) П-м, т. е. единением с Богом, осуществляющимся через целый ряд посредников: лиц, событий, установлений, Писаний Его народа, ч-ских *властей. Придя «не для того, чтобы творить (Свою) волю, но волю Пославшего» Его (Ин 6, 38; ср Мф 26, 39), Он всю Свою жизнь проводит в выполнении обыденных обязанностей П. родителям (Лк 2, 51), законным властям (Мф 17, 27). Во время же Своих *Страстей Он доводит П. до высшей точки, предавая Себя без сопротивления в руки бесчеловечных и неправедных властей, «страданиями навыкая послушанию» (Евр 5, 8), претворяя Свою смерть в самое ценное для Бога *жертвоприношение – жертву П. (10, 5–10; ср 1Цар 15, 22).

Став через Свое П. *«Господом» (Флп 2, 11), облеченным «всякой властью на небе и на земле» (Мф 28, 18), Иисус Христос имеет право на П. Ему всякой твари. Им, через П. Его Евангелию и слову Его *Церкви (2Фес 3, 14; Мф 10, 40 п), ч-к и достигает Бога в вере (Деян 6, 7; Рим 1, 5; 10, 3; 2Фес 1, 8), избавляется от первородного непослушания и вступает в *тайну спасения: Иисус Христос – единственный *Закон для хр–нина (1Кор 9, 21). В этот закон входит также и П. законным ч-ским властям, родителям (Кол 3, 20), господам (3, 22), супругам (3, 18), гражданским властям, поскольку «власть от Бога» (Рим 13, 1–7). Но хр–нин повинуется только там, где этим повиновением он служит Богу; если же нужно, он должен быть способен противостать любому несправедливому повелению и «слушаться больше Бога, чем людей» (Деян 4, 19).

СА & JG

– > Авраам I 2, II 3 – благочестие ВЗ 2 – вера – верность – власть – воля Божия – грех 11, IV 3 – добродетели и пороки 1 – Закон – замысел Божий – призвание – Раб–Отрок III 3 – следовать 1 – служить II 2 – слушать 1 – союз ВЗ II 2 – узничество


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle