под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОЛНОТА

Для обозначения спасающей силы Христа, получившего всякую власть на небе и на земле, слово «полнота», вызывающее представление о *совершенстве при изобилии, особенно подходит. Однако, передающее это понятие греч. существительное (πλήρωμα) несет в себе большее смысловое разнообразие: оно означало сначала содержание, наполняющее некое пространство, море (1Пар 16, 32) или землю (Пс 23, 1; ср 1Кор 10, 26), или нечто восполняющее что–либо (Мф 9, 16; Мк 2, 21; Кол 1, 24); оно может также обозначать содержащее или же совокупность (Рим 11, 12), изобилие (Рим 15, 29), свершение (Рим 13, 10).

1. Полнота времен. – Как для Елисаветы (Лк 1, 57) и для Марии (Лк 2, 6) «исполнились» дни, когда им предстояло родить, так «*исполнилось» время (срок) и для земли (Мк 1, 15) и можно говорить о П. мессианских и эсхатологических *времен (Гал 4, 4; Еф 1, 10). Эта наконец полная мера, наводящая на мысль о наполнившихся песочных часах, соответствует не какому–либо созреванию людей или достигнутому ими совершенству, а сроку установленному Богом. Именно тогда Иисус и «выполняет», «*исполняет» пророчества.

2. Полнота, обитающая во Христе. – Богу было благоугодно, чтобы в воскресшем Христе «обитала вся Полнота» (Кол 1, 19 греч); в объяснение этого выражения заслуживают быть отмеченными два толкования. Согласно первому, более статичному, «плерома» – это вселенная, наполненная *присутствием Божиим. В таком случае надо предполагать, что Павел испытал влияние широко распространенного тогда стоицизма и среды, связанной с письменностью Мудр., ибо Премудрость «наполняет вселенную и держит все в единстве» (Прем 1, 7). По второму толкованию, более динамичному, у Павла воспроизводятся другие образы письменности Мудр.: как воды самых больших рек, Премудрость течет, наполняя все свое русло, переливается через край и растекается дальше. Будучи обширнее моря, больше бездны, она наполняет мудреца, к-рый сначала является просто как бы отводным каналом, но потом сам превращается в реку и в море (Сир 24, 25–31; ср Притч 8, 12 слл). С другой стороны, Бог установил в Израиле жилище Премудрости (Сир 24, 8–12). Во Христе же, в К-ром обитает вся П. (Кол 1, 19; 2, 9), сокрыты именно все сокровища Премудрости (Кол 2, 3). Эти сокровища не имеют ничего общего с нагроможденными и скупо хранимыми богатствами, они подобны разливающимся живым водам, они – П. *жизни, противостоящая пустоте смерти (Флп 2, 7), преизобильная спасающая *сила, вытекающая из *Имени, К-рое выше всякого имени (Флп 2, 9). Это преизобилие видно всюду в Посл. Павла, в особенности же в более лирических местах, как Рим 5, 15–22; 8, 31–39; 11, 33–36; Флп 2, 9 слл; оно прорывается с особой силой в гимне Посл. к Еф., где в неисчерпаемо богатом стиле отображается переливающее через край богатство *благодати, к-рой Бог нас преисполнил в Своем Сыне возлюбленном.

3. Церковь – Полнота Христова. – Во Христе, в Его совершенстве, преисполненном Божия всемогущества (Кол 1, 19; 2, 9), верные приобщаются к Его П. (Кол 2, 10; Еф 3, 19). Поистине, жизнь вечная и пре- изобильное освящение, телесно обитающее в прославленном Теле Христа (Кол 2, 9), сообщаются Церкви, к-рая становится Его Телом. Поэтому отныне Церковь может называться П. Христовой (Еф 1, 23). Эти два наименования, т. е. Тело и П., применяются не ко вселенной, а только к Церкви. Однако Церковь должна постоянно развиваться, чтобы прийти в меру полноты возраста Христова (Еф 4, 13).

Это возрастание происходит одновременно и в глубину (ср 4, 14 слл) и в ширину. Церковь предназначена распространяться на всякую тварь, стенающую в ожидании (см Рим 8, 19–23), дабы всех собрать и всех спасти. Так, через ее посредство Христос постепенно исполняет вселенную Своей П. (Еф 1, 20 слл; 4, 10).

В прологе Еванг. от Ин. излагается то же учение в более простых выражениях: в Своей славе Сын Единородный, «полный благодати и истины» (Ин 1. 14), изливает на людей неисчерпаемое изобилие благоволения Божия. «Ибо из полноты Его мы все приняли» (Ин 1, 16).

PL

– > благословение – богатство – возрастание – время НЗ – замысел Божий НЗ I – исполнить – Откровение НЗ I 3, II 3, III 3 – прообраз НЗ – совершенство НЗ 6 – Тело Христа III 2 – Церковь V 1 – числа II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle