под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОЛ

Хотя во многих статьях нашего словаря говорится попутно о половом вопросе, полезно собрать здесь различные библ. высказывания на эту тему.

Слово сексуальность не встречается в Библии, но в ней неоднократно упоминается о различии между полами, для разъяснения тайны отношений между мужчиной и женщиной. Сохраняя особенности подхода к этому вопросу в ВЗ и НЗ, не следует все же придерживаться строго хронологического порядка, ибо многочисленные данные ВЗ обретают свой полный смысл лишь с пришествием Иисуса Христа.

В кн. Бытия сказано: «Мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27), апостол же Павел возглашает: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо вы все одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 28). Между этими двумя утверждениями – нек–рая натяженность, но противоречия нет: они взаимно объясняют и обусловливают друг друга.

1. «Мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27). – В ВЗ различие П-в прежде всего связано с убеждением, что ч-к был создан «по *образу и подобию Божию». В непосредственном контексте этого пассажа священнический составитель ограничивается тем, что он связывает половое различие мужчины и женщины с *плодородием Бога, К-рый передает *жизнь и господствует над миром (Быт 1, 28). Точка зрения ягвиста отличается большей полнотой. По его мнению, половое различие основано на необходимости для ч‑ка жить в обществе: «Не хорошо быть ч-ку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2, 18). К плодовитости, на к-рую, впрочем, указывает и ягвистский автор (3, 20), т. обр. присоединяются отношения, основанные на разности П-в. Эти две мотивации ставят каждого ч‑ка в определенные общественные соотношения. В идеальном райском окружении встреча двух существ происходит совершенно просто: «И оба были наги, Адам и жена его, и не стыдились» (2, 25). Но грех, к-рый есть отпадение от Бога, вводит в эти отношения отчуждение и страх. Отныне половые отношения двусмысленны. Они не перестают быть положительными в своей основе, но подпадают под власть силы разделения, т. е. греха. Вместо радости перед неизменным различием другого, у четы появляется *желание эгоистичного обладания (3, 16). Сексуальный порыв, отмеченный экстраверсией, омрачен движением интроверсии: вместо того чтобы обратиться к другому, ч-к замыкается в себе.

Положительное значение и ценность половых отношений в *браке никогда не вызывало сомнений в Библии. Не только в Песни Песней (4, 1; 5, 9; 6, 4), но также и в большинстве других книг мы видим, как по поводу брака отмечаются эти два аспекта, т. е. разность П-в и чадородие: «Утешайся женой юности твоей» (Притч 5, 18; см Иез 24, 15; Сир 26, 16 слл; Екк 9, 9). Чего хочет единый ч-к, созданный Богом от мужа и жены? «Он желал получить от Бога потомство» (Мал 2, 14 слл). Иисус, приводя точный текст кн. Бытия, подчеркивает нераздельность так созданной четы: «они уже не двое, но одна плоть» (Мф 19, 4 слл). Павел же, к-рого иногда напрасно считают враждебным половой жизни аскетом, преподает супругам наставления, вполне пригодные и в наше время (1Кор 7, 1–6). В ответ на иллюзорные желания абсолютного воздержания, выраженные Коринфянами, он призывает к естественному пути в браке, к долгу половых отношений: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (7, 5; см 1Тим 4, 3; 5, 14). Следовательно, положение, созданное при сотворении, поддерживается и даже обретает еще большую ценность. Общность супругов отныне распространяется до высокой области молитвы.

2. «Нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 28). Это утверждение никак не отрицает предыдущих перспектив, но пришествие Иисуса определило во взаимоотношениях мужчины и женщины решительную перемену, к-рая дает П-у его подлинное значение.

Иисус не создавал какой–либо теории, но Он усвоил лично Себе особое поведение и с соответствующим призывом обратился к людям. Действительно, Он жил не как евр. учителя–раввины, к-рые по обычаю должны были быть женаты. Вероятно безбрачие иессеев (Кумран) способствовало отсутствию изумления и соблазна, к-рые могло вызвать такое положение. Но в аскетизме Иисуса не было никакой враждебности к женщинам. Для его понимания нужно обратиться к собственным словам Иисуса: «И есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19, 12). Эти слова обращены к тем, «кто может вместить». В параллели у Луки такая же резкость: чтобы стать учеником Иисуса, надо отказаться от своей жены (Лк 14, 26). Такой путь жизни можно понять лишь в свете новой реальности, откровение к-рой – в Иисусе: пришествие Царства Божия, куда входят, «следуя за Ним». Приобщение к этому новому порядку вещей может привести к тому, что заповедь сотворения будет перенесена в более высокий план и добровольное воздержание получит весь свой смысл.

По стопам Иисуса идет Павел. Он становится поборником девственности, хотя раньше он, может быть, и был женат. Есть два основания для этого нового поведения: *харизма особого призыва, подобного тому, к-рый он услышал (1Кор 7, 7), и положение, созданное концом *времен, открывшимся в Иисусе. Жизнь в «последние времена» приводила к различению двух новых ч-ских категорий: к старому противоположению мужчина/женщина присоединилось новое – женатый/девственник (или замужняя/девственница). Эти два типа мужчин или женщин необходимы для создания и добавочного выражения полноты Царства Божия. Поэтому было бы ошибочно сказать, считаясь лишь с утверждениями ВЗ, что мужчина или женщина могут найти свое полное выражение лишь через брачный союз. Действительно, в целокупном ч-ском обществе, представленном Иисусом Христом, возможно сопричастие с другим «Я» – с «Ты», при отказе от плотского полового общения.

1. Религии народов, окружавших Израиль, возвышали П. даже до мира божественного. В них встречается огромное количество богов–отцов и матерей, богов любви, к-рые вступают в брак и между собой и с людьми; т. наз. свящ. проституция олицетворяла отношения божеств. В Израиле знали Ваалов и Астарт, колы, вонзенные в землю, символизирующие союз неба и земли. Израиль входил даже до некоторой степени в соглашение с этими ложными богами, напр., сотворив «золотого тельца» (Исх 32, 4), символ мужской силы. Однако борьба с этими ложными религиями завершилась победой ягвизма, даже если еще есть указания на существование священной проституции (3Цар 14. 24; 15, 12; 22, 47; 4Цар 23, 7; Ос 4, 4; Мих 1, 7), вопреки запрещению, выраженному в Втор 23, 18.

Даже после того, как Израиль уже очистился от этих языческих обычаев, у него сохранилась связь между половым и священным. Но эта сакрализация получила другое обоснование. Дело уже не в том, чтобы подражать обожествленной половой жизни, но чтобы совершать деяния, вызванные словом Божиим, приобщаясь к Его собственной творческой силе. Ева, став матерью, восклицает: «Приобрела человека от Господа» (Быт 4, 1). Первое последствие этого нового вида сакрализации проявляется в употреблении половой символики (родительской или супружеской) для выражения отношений Израиля со своим Богом. Сюда относится совершение обрезания для обозначения *союза с Ягве (Быт 17, 9–14; Лев 12, 3).

Другой аспект этой сакрализации П. касается обрядов, относящихся к чистому и нечистому, к-рые Израиль унаследовал от древних восточных обрядов. При рождении ребенка женщина считается нечистой и не может посещать святилище (Лев 12, 6); то же относится и к периоду месячных (15, 19–30) или к мужчине, имевшему поллюцию ночью (15, 1–17; Втор 23, 11). После половых сношений люди на время не допускаются к участию в культе (Лев 15, 18; Исх 19, 15; 1Цар 21, 4 сл.; 2Цар 11, 11). Это касается в особенности священников (Исх 20. 26; 28, 42; Втор 23, 2). Такие предписания вызваны не пренебрежением к половой жизни, но ее сакрализацией; вернее, они проистекают из некоей двузначности понятия священного в этой области и понятия культовой чистоты. Между актом, физически приобщенным к творческой силе Божией и культовым актом, жестами избражающим отношения с божеством, есть своего рода конфликт.

2. Все эти запреты исчезли при христианстве. Или, вернее, тогда совершился переход от древней сакрализации к новому пониманию *святости. Т. обр. объясняются некоторые утверждения Павла: «Неверующий муж освящается женою (верующей)… иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор 7, 14). Это объективное состояние происходит уже не от свящ. характера половых отношений, но от внедрения в св. народ, в конечном итоге от присутствия Духа Св. Именно к этому дару Духа следует отнести наставления Павла, данные, вероятно, после первоначальных поучений Закону Божию и касающиеся требований половой чистоты, характеризующей хр–скую жизнь «ибо воля Божия есть освящение наше, чтобы вы воздерживались от блуда. Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. А не в страсти похотения, как и язычники не знающие Бога» (1Фес 4, 3 слл). Отныне даром Духа *тело освящено и «не для блуда, но для Господа» (1Кор 6, 13).

Что касается половой символики, то она транспонируется на Христа и Церковь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф 5, 25). Приводя заповедь Создателя: «… человек прилепится к жене своей и будут двое едина плоть», Павел прибавляет: «тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» (Еф 5, 31 сл.). Та же символика выражает любовь, соединяющую верующего с Богом. Жена, сидящая на *звере багряном – блудница (Откр 17), тогда как истинные верующие следуют за Агнцом, ибо они «девственники» (14, 4).

1. Половая нравственность является предметом множества предписаний в ВЗ. Они порождены не желанием осудить половую жизнь и не чрезмерным вниманием к нравственности в этой особой области, но той сакрализацией, о к-рой уже говорилось выше. Кроме того, в этом выражается защитная реакция против порочного мира, к-рый часто скрывал любострастие под личиной религиозности. И, наконец, не надо забывать воспитательного значения Закона, заботившегося о здравоохранении народа Божия. Было бы утомительно перечислять исчерпывающим образом все эти предписания. Отметим перечень в Лев. 20, 10–21, где осуждается блуд (см Втор 22, 23–29), половые сношения с женщиной во время ее месячных, *прелюбодеяние (см Втор 5, 18; 22, 22; с указанием на вожделение в Исх 20, 17 и в Притч 2, 16; 6, 25; 7, 14 слл; Сир 9, 9), кровосмешение (см Втор 22, 30), гомосексуальность (см Быт 18, 20; 19, 5), скотоложство (см Исх 22, 19). Но осуждение того, что называют онанизмом, не имеет своего основания в грехе Онана, состоявшего в отказе дать потомство своему умершему брату (Быт 38, 9 сл.). Кроме того, существуют особые предписания для священников: они не могут жениться ни на блуднице, ни на жене, отвергнутой мужем (Лев 21, 7, 13 сл.). Заметим еще, что за исключением свящ. проституции, сама проституция как таковая не вызывает особого порицания (Быт 38, 15–23; Суд 16, 1…), хотя книги Премудрости, выказывая бесспорный прогресс по сравнению со старыми повествованиями, предупреждают об опасности, к-рую она собой представляет (Притч 23, 27; Сир 9, 3 сл.; 19, 2).

2. Иисус ничего не говорит о предыдущих ритуальных предписаниях. Он не настаивает на осуждении совершенного греха, как, напр., в случае женщины «взятой в прелюбодеянии» (Ин 8, 11), или же когда Он говорит, что блудницы, благодаря, своей вере войдут в Царство Божие прежде, чем фарисеи (Мф 21, 31 сл.; см Евр 11, 31). И в то же время Он углубляет понимание предписаний ВЗ, указывая на корень греха в вожделении и во взгляде (Мф 5, 28; 15, 19 п).

Иисус жил среди евреев. Павел же оказался в Коринфе, в распутной среде большого портового города. Поэтому он и восстает с такой силой против зла всякого вида: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор 6, 9; ср Рим 1, 24–27); он постоянно предостерегает от блуда (1Кор 6, 13 слл; 10, 8; 2Кор 12, 21; Кол 3, 5). Зная жизнь, он запрещает общаться с теми «кто называясь братом, остается блудником» (1Кор 5, 11), но не вообще с блудниками «ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1Кор 5, 10).

Почему в это увещание он влагает столько силы? Чтобы оградить хр-н не евр. происхождения от заблуждений плоти, Павел не может больше опереться на евр. Закон со всеми его тщательными предписаниями. Правда, он не боится сказать: «Все мне позволено» (1Кор 6, 12), ибо он знает, что нравственность не зависит от того или иного письменного предписания, всегда обусловленного культурой своего времени, но в гораздо большей степени зависит от отношения, к-рое отныне создается между телом и Господом. Тело есть храм Духа Св. и член Христов: «Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?… Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1Кор 6, 15 сл.)… «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13, 14; см Гал 5, 16–19).

Так с приходом Христа и с учением Павла половая жизнь постепенно изымается из области священного. Это направление может и должно быть продолжено, при условии поддержания святости, к-рая преображает телесность ч‑ка и дает ей постоянно пребывать в мире божественном, со всех сторон окружающем ее.

XLD

– > бесплодие – брак – грех IV 3 а – девство ВЗ 1, НЗ 3 – дела ВЗ II 2 – желание II – женщина ВЗ I, НЗ 2 – любостяжание НЗ 1 – одежда I 1, II 1 – плодовитость I – плоть II – пост 0, 1 – прелюбодеяние 1 – супруг ВЗ 0, 1 – тело I – человек I 1 б, III 2 – чистый ВЗ I 1, II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle