под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОМАЗАНИЕ

По евр. представлениям, *елей проникает глубоко в тело (Пс 108, 18), давая ему силу, здоровье, радость и красоту. Можно понять, что в религиозном плане П. елеем рассматривались как знаки веселия или уважения; они также применялись в качестве обрядов исцеления или освящения.

1. Елей, в особенности *благовонный, был символом радости (Притч 27, 9; ср Екк 9, 8); им в частности пользовались при празднествах (Ам 6, 6). Быть лишенным возможности умащать себя елеем считалось несчастием (Втор 28, 40; Мих 6, 15); воздержание от П. в соединении с *постом было знаком печали (Дан 10, 3; ср 2Цар 12, 20). Однако Иисус предписывал постящемуся помазывать свою голову, как для пиршества (Мф 6, 17), чтобы его покаяние не выставлялось напоказ пред людьми.

Образ П. служил для выражения *радости израильского народа, когда он собирался в Иерусалиме на большие праздники (Пс 132, 2), или *утешения скорбящим на Сионе после плена (Ис 61, 3); этот образ входил также в описания мессианского пира: «на этой горе будут они пить радость, будут пить вино: помажутся миром на горе этой» (Ис 25, 6 сл LXX, слав). Особенно в этом контексте мессианского торжества часто повторяется выражение «елей радости» (Ис 61, 3; Пс 44, 8; Евр 1, 9).

2. Возлияние елея на гостя было знаком почета. Выражение это появляется в псалмах для изображения изобилия Божиих милостей: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою» (Пс 22, 5; ср 91, 11). В Еванг. дважды упоминается о том, что этот знак почета был оказан Христу женщиною. Первый раз это была грешница у Симона фарисея: этот последний, хотя Иисус был его гостем, не излил елея на голову Его, женщина же помазала миром ноги Его (Лк 7. 38, 46). Накануне же входа в Иерусалим Мария, сестра Лазаря, повторила это свидетельство благоговения, помазав Иисуса драгоценным миром к соблазну Его учеников (Мф 26, 6–13 п; Ин 12, 1–8). Но Иисус одобрил Марию и в то же время придал ее поступку новое, пророческое значение, ссылаясь на обычай (Мк 16, 1) помазывать благовониями мертвые тела: поступок женщины становился предвосхищением и знаком погребального обряда, к-рый должен был быть совершен над телом Иисуса после Его смерти на кресте (Ин 19, 40).

1. Для исцеления *больных также применяли елей, напр., для лечения ран (Ис 1, 6), как это сделал милосердный Самарянин (Лк 10, 34); согласно Лев. 14, 10–32, выздоровевших прокаженных помазывали елеем в качестве обряда очищения. Когда ученики были посланы Христом проповедовать Царство Божие, они получили власть изгонять нечистых духов и исцелять всякую болезнь и всякую немощь (Мф 10, 1; Лк 9, 1 сл.); исполняя эту *миссию, они мазали маслом многих немощных и чудесно исцеляли их (Мк 6, 13). От этих П., совершавшихся Апостолами, вероятно, по указанию Иисуса, произошел обряд П. больных в Церкви. Посл. ап. Иакова предписывает пресвитерам помазывать больных во имя Господне: «Молитва веры спасет болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Болезнь есть одно из последствий греха, поэтому П., совершённое «во имя Господне», осуществляет «Опасение» больного: оно дает ему участие в *победе Христа над грехом и смертью либо его исцелением, либо увеличением сил для встречи смерти.

1. Изгнание *бесов, в Мк. 6, 13, тесно связано с исцелением больных: та и другая чудодейственная сила были знамением пришествия Царства. Поэтому многие Церкви впоследствии совершали обряды П. над новообращенными для заклинания злых духов перед *крещением.

П., о к-рых говорится в ВЗ, в большинстве случаев являются освящающими обрядами.

1. Некоторые богослужебные предметы освящались П., в частности *жертвенник (Исх 29, 36 сл.; 30, 26–29; Лев 8, 10 сл.), тем самым становившийся «*святыней великой». Аналогичный, очень древний обряд, вероятно ханаанский, применялся патр. Иаковом: после своего ночного видения он воздвиг памятный камень и излил елей на его вершину, чтобы отметить место присутствия Божия: отсюда название Вефиль – «дом Божий» (Быт 28, 18; ср 31, 13; 35, 14).

2. *Царское помазание занимает место в своем роде единственное среди обрядов освящения. Оно совершалось каким–либо Божиим ч-ком, пророком или священником. Саул (1Цар 10, 1) и Давид (1Цар 16, 13) были помазаны Самуилом, Ииуй – пророком, к-рого послал Елисей (4Цар 9, 6). Иудейские цари получали П. в Храме и само П. совершалось священником: Соломон был помазан Садоком (3Цар 1, 39), Иоас – первосвященником Иодаем (4Цар 11, 12). Смысл этого обряда был в том, чтобы отметить внешним знаком, что эти люди *избраны Богом, чтобы стать Его орудиями в управлении народом. Через П. царь становился причастным *Духу Божию, как это было с Давидом: «Взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Ягве на Давиде с того дня» (1Цар 16, 13). Поскольку П. утверждало царя в его служении и являлось внешним выражением того, что он избран Богом быть Его Служителем, понятно, что наименование «Помазанник Ягве», сначала применяемое к царю Израиля, могло быть применено метафорически и к языч. царю Киру (Ис 45, 1), так как именно он, прекратив Вавилонский плен, позволил избранному народу вернуться в Израиль.

Свое полное значение тема царского П. обрела в применении к *Мессии. Пс 2, в к-ром говорится о Ягве и Его Помазаннике (ст 2), истолковывался в иудейском и в хр–ском предании в мессианском смысле (Деян 4, 25 слл). Для первых хр-н это наименование звучало еще как царское; свой настоящий смысл оно получило только, когда Иисус воссел одесную Отца и получил от Него П. елеем радости (Евр 1, 8 сл.; ср Пс 44, 7 сл.). Через это царское П. Он стал по праву *Господом и «Христом»/Мессией (Деян 2, 36; ср Флп 2, 11). Последующее хр–ское предание в связи с наименованием «помазанник» стало говорить о тройном П. Христа как царя, священника и пророка.

3. Священники, а в особенности Первосвященник, также помазываются (ср *священство). По повелению Ягве (Исх 29, 7) Моисей дает П. *Аарону (Лев 8, 12), и в предписаниях, предназначаемых для Первосвященника, этот последний несколько раз назван «священник помазанный» (напр., Лев 4, 5; 16, 32). В иных случаях П. дается простым священникам – «сынам Аарона» (напр., Исх 28, 41; 40, 15; Числ 3, 3). Эти различные тексты принадлежат, однако, к священническому кодексу послепленной эпохи. Поэтому вполне вероятно, что в период монархии помазывался только царь; в эпоху второго Храма вместо него П. получал Первосвященник, ставший возглавителем народа; вскоре этот обряд распространился на всех священников. Около 1-го века Кумранская община ожидала не только «Помазанника» от Иуды – царя, но также и «Помазанника» эсхатологического, происходящего от Левия – священника.

4. *Пророки не помазывались елеем; слово «помазание» – метафорически только применялось к ним, обозначая возложение на них миссии: Илия получил повеление помазать Елисея (3Цар 19, 16), но в момент призвания этого последнего Фесвитянин только набросил на него свой плащ и передал ему дух свой (3Цар 19, 19; 4Цар 2, 9–15). Автор Ис. 61 пишет: «Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим» (Ис 61, 1), чтобы объяснить свое пророческое призвание.

5. Помазание Христа. – В НЗ упоминается только одно единственное П. Иисуса в течение Его земной жизни (относительно царского П. при Его возведении на небесный престол ср Евр 1, 9), – то, к-рое Он получил при крещении: «Помазал Его Бог Духом Святым и силою» (Деян 10, 38). Относя к Себе текст Ис. 61, 1, Иисус в начале своего общественного служения Сам объяснил это П., как П. пророка (Лк 4, 18–21). чтобы возвещать Благую Весть, а апостольская община, вдохновляясь словами Иисуса (Мк 10, 38; Лк 12, 50), истолковала крещение в перспективе смерти Христа (Деян 4, 27; ср Рим 6, 3 сл.): миссия, полученная Им в начале Его общественной жизни, была еще только проповеднической миссией Отрока–Пророка (Ис 42, 1–7); она должна была завершиться на Голгофе (ср 1Ин 5, 6) жертвоприношением страждущего Отрока.

6. Хр–нин в свою очередь получает П. (2Кор 1, 21; 1Ин 2, 20, 27), но здесь речь идет не об обряде таинства (крещение или миропомазание), а об участии в П. Иисуса как пророка, духовном помазании верою. Прежде чем получить *печать *Духа при крещении, новообращенный был уже «помазан» Богом (2Кор 1, 21; ср Еф 4, 30): Бог дал проникнуть в него *евангельскому учению, вызвал в его сердце веру в слово истины (ср Еф 1, 13). Вот почему ап. Иоанн называет слово, исходящее от Христа, «елеем помазания» (χρίσμα): внутренне принятое верою под действием Духа (Ин 14, 26; 16, 13), «помазание в нас пребывает» (1Ин 2, 27), оно дает нам знание истины (ст 20 сл.), научает нас всему (ст 27); поэтому Иоанн может сказать, что хр–нин больше не нуждается в том, чтоб его учили: осуществляется надежда пророков на новый Союз (Иер 31, 34; ср Ис 11, 9). Это учение о внутреннем П. занимает важное место в хр–ском предании и духовности. Климент Александрийский приписывает Христу такой призыв и такое обетование, обращенное к язычникам: «Я помажу вас помазанием веры»; св. же Бернард считает отличительной чертою сынов Божиих то, что «помазание научает их всему».

JdIP

– > благовония – болезнь НЗ II 1 – Давид 2 – Дух Божий ВЗ I 2, 3 – елей 2 – Мессия – Параклет 2 – погребение 2 – священство ВЗ I 4 – царь ВЗ I 1, 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle