под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПАМЯТЬ

В Библии можно найти много фактов, связанных с проявлениями П., как чисто психологического явления, напр., воспоминание о полученном благодеянии (Быт 40, 14) или забвение отцовских советов (Тов 6, 16); но здесь нас интересует только религиозный смысл П., ее роль в отношении к Богу.

В Библии говорится о П. Бога о ч-ке и о П. ч‑ка о Боге. Любое взаимное воспоминание предполагает прошлые события, при к-рых имелось некое взаимоотношение; и, восстанавливая в П. эти события, воспоминание приводит к возобновлению этих отношений. Именно так это происходит между Богом и Его народом. П., как ее понимает Библия, относится к встречам, происходившим в прошлом, при к-рых установился Союз–Завет. Напоминая об этих основоположных фактах, она укрепляет этот Союз и помогает переживать настоящее с интенсивностью присутствия, запечатленного в Союзе. Воспоминание здесь тем более обосновано, что речь идет о событиях исключительного значения, предрешавших будущее и даже уже заключавших его в себе. Только верная П. о прошлом может обеспечить правильное направление в будущем.

1. Возникновение воспоминания

а) Факты. – Самым первым событием является *сотворение мира, знамение непрестанно являемое ч-ку, чтобы напоминать о Боге (Сир 42, 15–43, 33; Рим 1, 20 сл.). Сам ч-к есть нечто большее, чем знамение, он – *образ Бога; оттого он и может помнить о Нем. Следовавшие затем *союзы Бога с ч-ком (Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом) имели своим источником П. Божию: тогда Он вспоминал и обещал помощь (Быт 8, 1; 9, 15 слл; Исх 2, 24; 2Цар 7), чтобы спасать (Быт 19, 29; Исх 6, 5). Спасительным же событием, навсегда давшим направленность П. народа о Боге, является *Пасха (Ос 13, 4 слл).

б) Воспоминание о фактах. – Память располагает многими возможностями продлевать в настоящее действенность прошлого. Смысл евр. глагола зкр, в его различных формах, дает об этом нек–рое представление: помнить, вспоминать, упоминать, но также и хранить и призывать – все это акты, имеющие чрезвычайное значение в духовной и литургической жизни.

Призывание Имени неотделимо от воспоминания о Пасхе (Исх 20, 2); начало Пасхи было положено именно тем, что Ягве открыл тайну Своего *Имени (Исх 3), и в наше время спасение, испрашиваемое этим призыванием (Пс 19, 8), понимается, как возобновление древних чудес (Пс 76; Иоил 3). В *культе есть также некий мемориальный аспект, пробуждающий «память о Завете Его»; это излюбленное выражение священнического предания ясно показывает, что Бог вспоминает о Своем народе и что народ должен вспоминать своего Бога в циклических культовых обрядах (*праздники, *суббота) или в местах, где происходит их встреча (*камень, *жертвенник, *ковчег, *скиния, *храм). Зиждущаяся на спасительных событиях молитва неизбежно творится в атмосфере *благодарения, столь естественной при воспоминаниях пред лицом Божиим (Исх 15; Пс 135).

Сохранение воспоминаний осуществляется передачей *Слова, устной или письменной (Исх 12, 25 слл; 17, 14), в особенности в книгах *Закона (Исх 34, 27; Втор 31, 19 слл). Размышление о Законе становится т. обр. у верных коррелятивной формой воспоминания (Втор; Ис Нав 1, 8); а это постоянное внимание прокладывает путь *Премудрости (Притч 3. 1 слл). *Послушание заповедям является в конечном итоге подлинным выражением этой П. заключающейся в том, чтобы «хранить пути Ягве» (Пс 118; Прем 6, 18; Ис 26, 8).

2. Трагедия забвения. – Но именно здесь ч-ская П. оказывается немощной, тогда как Бог не забывает ни Своего Слова, ни Своего Имени (Иер 1, 12; Иез 20, 14). Несмотря на предупреждения Втор. (4, 9; 8, 11; 9, 7): «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога Твоего… помни, не забудь…» – народ забывает Своего Бога и в этом его грех (Суд 8, 34; Иер 2, 13; Ос 2, 15). По логике *любви, Бог тогда как бы забывает жену неверную, чтобы этим несчастием побудить ее к возвращению (Ос 4, 6; Мих 3, 4; Иер 14, 9). Действительно, всякое бедствие должно пробуждать в ч-ке П. о Боге (2Пар 15, 2 слл; Ос 2, 9; 5, 15). К этому присоединяется проповедь пророков, – многократное «напоминание» (Мих 6, 3 слл; Иер 13, 22–25), имеющее целью вновь привести ч-ское *сердце в то состояние восприимчивости, при к-ром Бог может осуществить Свою Пасху (Иез 16, 63; Втор 8, 2 слл).

Раскаяние – одновременно воспоминание о грехах и призыв к П. Божией (Иез 16, 61 слл; Неем 1, 7 слл); Бог – П. К-рого есть П. любви – даруя *прощение, вспоминает о Союзе со Своим народом (3Цар 21, 29; Иер 31, 20) и предает грех забвению (Иер 31, 34).

3. От воспоминания к ожиданию. – И вот в чем парадокс: Пасха, принадлежащая прошлому, предстоит в будущем. Народ вспоминает о всем, что Ягве сделал для него: прошлое служит доказательством верности Бога. Но настоящее приводит в уныние. Следовательно, в будущем, во времени «грядущем» исполнятся обетования, уже отчасти осуществленные. Верность и уныние открывают в сознании народа Божия перспективу решающих «последних времен». Такое живое понимание будущего через прошлое характерно для П. народа после возвращения из плена; произошла своего рода мутация. Воспоминание становится ожиданием, П. переходит в апокалиптическое видение. Типичный пример этому Иез. (40–48), за к-рым следуют Зах., Дан. и Ин. Богослов в Евангелии и Откр.

В плане общественном славное прошлое составляет среди нынешних скорбей залог освобождения (Ис 63, 15–64, 11; Пс 76; 78; 79; 88). В плане же личном, бедный, как будто забытый Богом (Пс 11, 6; 12, 2), должен, однако, сознавать, что Его любовь с ним (Ис 66, 2; Пс 9, 19). *Испытания оживляют П. (1 Макк 2, 51; Вар 4, 27), дабы подготовить ее к новому событию (Ис 43, 18 сл.).

4. От присутствия к явлению

а) Когда «Ягве – там» (Иез 48, 35; Мф 1, 23), воспоминание совпадает с настоящим и становится *свершением. П. об *обетованиях и Союзе переходит в действие через пришествие Христа, в К-ром – полнота *времен (2Кор 1, 20; Лк 1, 54, 72). В Нем трагедия обоих забвений разрешается возвращением ч‑ка к Богу и Божиим прощением (Кол 3, 13). Так как во Христе «Бог с нами», Бог, помнящий о ч-ке, ч-ку надо искать Бога не в прошлом, а в настоящем, во Христе (Ин 14, 6 сл.; 2Кор 5, 16 сл.). И действительно, *Иисус Христос – это *Ч-к, окончательно присутствующий в Боге, и Бог, окончательно присутствующий в ч-ке. Через Христа- Священника мы имеем доступ к Отцу (Еф 2, 18; Евр 10, 19), и Дух Его вводит нас в общение с Ним (Рим 8, 15 сл.; 8, 26 сл.).

б) Но время еще не свершилось, и хотя Бог теперь присутствует в Союзе новом и вечном, ч-к часто отсутствует, т. е. забывает о Боге, и ему необходимо постоянно вспоминать о Нем. Поэтому *Дух «напоминает» о тайне Христа, не как *книга, но в личном свидетельстве живого Слова: в *предании (Ин 14, 26; 16, 13). Дух осуществляет тайну Христа в Его Теле не как простое воспоминание, но в таинственной актуализации этого Тела, и воскресшего и пребывающего в мире (Лк 22, 19 сл.; 1Кор 11, 24 слл): в литургии. Это «воспроизведение» Пасхи, точно так же, как и в ВЗ, обращено к действию, к жизни: христианская П. заключается в том, чтобы «хранить пути Ягве», хранить Завет Господень, т. е. пребывать в *любви (Ин 13, 34; 15, 10 слл; 1Ин 3, 24). Наконец, – последнее согласование ч-ской П. с П. Божией, – чем глубже Дух проникает жизнь хр–на, тем больше делает его бдительным, внимательным к «знамениям времен», свидетелем, через к-рого ясно является действенное присутствие Господа и открывается приближение Его пришествия (Откр 3, 3; Флп 3, 13 сл.; 1Фес 5, 1–10).

JCo

– > Авраам II 1 – время ВЗ I 2, II 1; НЗ II 3 – Евхаристия I 1, III 3, IV 2, V 2 – жертвенник 1 – знак ВЗ Ι, ΙΙ – камень 2 – культ ВЗ II, НЗ III 1 – Параклет 2 – Союз–Завет ВЗ 1, НЗ I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle