под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПАЛОМНИЧЕСТВО

Принятый в большинстве религий обычай П. гораздо древнее написания Библии. Он заключается в путешествии верующих к месту, освященному явлением Божества или деятельностью учителя–подвижника, где они могут возносить молитву в особо благоприятных условиях. Обычно посещение святых мест, являющееся целью П., подготовлено обрядами очищения и совершается в собрании, к-рое является выражением общности верных той или иной религии. П. есть т. обр. искание Бога и встреча с Ним в культовой обстановке.

ВЗ

1. Направляясь к древним святилищам. – До установления единства святилища реформой Второзакония времен Иосии в Израиле было много мест П., мест, связанных со свящ. историей, куда народ приходил *искать своего Бога. История праотцев содержит только один рассказ о П. (Быт 35, 1–7). Но, говоря о теофаниях в собственном смысле этого слова, к-рых удостоился Авраам (Быт 12, 6 слл в Сихеме; 18, 1 в Мамре), Исаак (26, 24 в Вирсавии), Иаков (18, 12; 35, 9 в Вефиле; 32, 31 в Пенуэле), повествователи стремятся узаконить обычаем предков признание некрых хананейских святилищ. Они объясняют, что характеризует эти святилища: *жертвенники (Быт 12, 7 сл.; 13, 4; 26, 25; 33, 20), плиты (28, 18), священные деревья (12, 6; 18, 1; 21, 33)… Они обосновывают обряды, совершаемые последующими паломниками: призывание *имени Ягве под разными наименованиями (12, 8; 13, 4; 21, 33; 33, 20), помазания елеем (28, 18; 35, 14), очищения (35, 2 слл), десятина (14, 20; 28, 22).

Впоследствии можно констатировать долгое сохранение религиозных собраний и, следовательно, паломничеств в святилища разной значимости: Сихем (Ис Нав 24, 25; Суд 9, 6; 3Цар 12, 1–9), Вефиль (1Цар 10, 3 с указанием на паломников; 3Цар 12. 29 слл; Ам 5, 5; 7, 13), Вирсавия (Ам 5, 5). Появляются также святилища в Офре (Суд 6, 24) и в Сорее (13, 19 сл.), где чтится память явлений *ангела Ягве, святилище в Силоме, где находится *ковчег и где ежегодно имеет место праздник в честь Ягве (21, 19). Очевидно Елкана «восходил» на этот праздник со своими женами (1Цар 1, 3). Древние рассказы говорят о других религиозных собраниях в Массифе (7, 5 сл.), Гилгале (11, 15), в Гаваоне (3Цар 3, 4), в Дане (12, 29). Однако со времени установления ковчега завета в Иерусалиме (2Цар 6) и постройки Храма Соломона (3Цар 5–8) П-ам в Иерусалим принадлежит первенствующая роль (3Цар 12, 27).

Уже давно древние кодексы Союза–Завета (ягвистский: Исх 34, 18–23; элогистский: Исх 23, 14–17) предписывают всем жителям мужеского пола представать три раза в год перед Господом Ягве. Это предписание должно приводиться во исполнение в разных святилищах страны по случаю *праздников.

2. Направляясь к единому святилищу. – Реформа Иосии, начатая Езекией (4Цар 18, 4, 22; 2Пар 29–31), упраздняет местные святилища и учреждает празднование в Иерусалиме Пасхи (4Цар 23; 2Пар 35) и двух других *праздников: Седмиц и Кущей (Втор 16, 1–17). Ее цель собирать народ пред лицо своего Бога и предохранить его от заражения местными идолопоклонническими культами. Эта реформа ставится очевидно под вопрос после смерти Иосии. Но после возвращения из Плена Иерусалимский Храм становится единственным святилищем. Паломники со всей Палестины, а также из Рассеяния, к-рое в это время начинает увеличиваться, стекаются на большие ежегодные праздники. «Псалмы восхождений» (120–134) выражают молитвы и чувства паломников: их привязанность к дому Божию и ко святому *граду, их веру, поклонение, их радость осуществить совместно в литургическом собрании глубокое единение народа Божия.

Этот опыт, часто переживавшийся в Израиле, дает эсхатологической надежде потрясающее выражение: *День спасения представляется по примеру совместного П. народа Божия и наконец присоединившихся язычников (Ис 2, 2–5; 60; 66, 18–21; Мих 7, 12; Зах 14, 16–19; Тов 13, 11).

НЗ

На первый взгляд НЗ не приносит в этом плане ничего нового: Иисус, когда Ему исполняется двенадцать лет, «восходит» в Иерусалим со Своими родителями, чтобы исполнить Закон (Лк 2, 41 сл.), и в течение всего исполнения Своей миссии Он неоднократно «восходит» туда на разные праздники (Ин 2, 13; 5, 1; 7, 14; 10, 22 сл.; 12, 12); сам Павел, больше чем через двадцать пять лет после распятия Иисуса, считает своим долгом совершить П. на Пятидесятницу (Деян 20, 16; 24, 11).

Однако Иисус предрек разрушение Храма (Мк 13. 2 п), и отказ Израиля завершил разрыв между Церковью и иудаизмом. Более того, после воскресения Иисуса культ верных сосредоточивается не на каком–либо месте на земле (Ин 2, 19–21; 4, 21–23), а на Воскресшем, вошедшем в славу; Он и есть новый *Храм. С этих пор настоящим эсхатологическим П. является сама жизнь народа Божия (2Кор 5, 6 слл; Евр 13, 14). Это П. есть также некий Исход под водительством Господа Иисуса (Деян 3, 15; 5, 31; Евр 2, 10). Его целью являются реальности духовные: гора Сион, небесный Иерусалим, собрание первородных, имена к-рых записаны на небесах (Евр 12, 22 слл), и *Храм, к-рый есть Господь, Бог Вседержитель… также как и Агнец (Откр 21, 22–26).

Церковь так связана с историей, что не может отказать в значении П. на места земной жизни Христа и Его проявления в жизни святых: она считает эти собрания на местах деятельности Христа поводом к общению верных в вере и молитве; в таких случаях она им напоминает, что они находятся на пути к своему Господу и под Его водительством.

АG

– > гора III 1 – жертвенник 1 – Иерусалим ВЗ III 3, НЗ I 4 – Пасха I 5, 6 – присутствие Божие ВЗ III 1 – праздники II 2 – путь I 1 – Храм ВЗ I 4 – чужестранец II


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle