под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПАРАКЛЕТ, УТЕШИТЕЛЬ

Слово П. (греч. παράκλητος) встречается в писаниях Ин. Оно определяет лицо не по его природе, а по его функции: тот, кто «призван вместе с кем–нибудь» (παρακαλέω; ad–vocatus) в качестве активного помощника, ходатая, заступника (в расширенном смысле оно может пониматься как «утешитель»). Это назначение выполняется и Иисусом Христом, К-рый на небе «наш Ходатай пред Отцом», заступающийся за грешников (1Ин 2, 1), и здесь на земле Духом Св., К-рый, являясь для верующих тем, кто открывает и защищает Христа (Ин 14, 16 сл, 26 сл.; 15, 26 сл.; 16, 7–11, 13 слл), актуализирует Его присутствие.

Приход П. связан с уходом Христа (Ин 16, 7), что указывает на новый этап в истории присутствия Божия посреди людей. В Своем Слове после Тайной Вечери Христос возвестил, что Он снова вернется и не только в конце времен (14, 3), но уже и в послепасхальные дни (14, 18 слл; 16, 16–19); при *виде Воскресшего исполнилось *радостью сердце учеников Его (16, 22). Это присутствие Его между своими было однако не чувственного порядка, а духовного. До этого времени Он «находился со Своими» (14, 25). Теперь во *Имя Его (14, 26), по Его молению, Отец даст им другого П. (14, 16), К-рого пошлет Сам Иисус (15, 26; 16, 7). Будучи «иным» нежели Иисус, Дух Св. помогает ощутить полноту присутствия Иисуса. Как и Иисус, Он в них (14, 17; 17, 23). Как и Иисус, Он остается с верующими (14, 17, 23), но «навеки» (14, 16; см Мф 28, 20), ибо Он предвосхищает *обители, к-рые Иисус пошел приготовить для них в Доме Отца (14, 2 сл.). Он – Дух *Истины (14, 17; 16, 13), к-рая есть Сам Иисус (14, 6), в противоположность отцу *лжи (8, 44), Истины, к-рая отныне характеризует поклонение Отцу (4. 23 сл.). Он – Дух *Св. (14, 26), К-рого Иисус Святый Божий (греч. 6, 69), посредством Своего посвящения (17, 19), дал им (20, 22; 7, 39). Он их посвящает (17, 17), делая их не от *мира сего (17, 16). Как Христос не являет Себя миру (14, 21 сл.), ненавидящему Его (7, 7; 15, 18 сл.), так и Дух Св. не принят миром (14, 17).

П. деятельно пребывает в общине учеников. Он должен прославить Иисуса (Ин 16, 14), прежде всего актуализируя Его *учение. Он «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (14, 26). Это учение и эта память в тесной связи с Иисусом, именно так, как Иисус исполнил Свою *миссию в непрестанном единении со Своим Отцом. Как Иисус располагает всем, чем обладает Его Отец Небесный (16, 15; 17, 10), так и Дух Св. «от Моего возьмет и возвестит вам» (16, 14 сл.). Он напомнит то, что говорил Иисус, потому что «Он не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит». Итак, Иисус все слышал от Своего Отца Небесного (5, 30; 8, 40; 15, 15), Он говорил не «от Себя» (8, 28; 12, 49 сл.; 14, 10). Как видевший Иисуса видел и Отца (14, 9), так *помазание (χρίσμα) учит всему (1Ин 2, 27), т. е. Дух Св. «наставляет на всякую истину» (Ин 16, 13): Он вновь показывает происшедшие события в свете Воскресения Христова (см 2, 22; 7, 39; 11, 51 сл.; 12, 16; 13, 7). Этим Он Свидетельствует о Христе (15, 26) и дает ученикам возможность свидетельствовать с Ним и через Него (15, 27).

П. не только открывает истину, противоположную заблуждению, но и оправдывает истину перед *ложью мира. В этом Он снова проявляет Себя как «Дух Истины», свидетельствуя о ней на Суде, к-рый мир начал против Христа, в сердцах Его учеников. В то время как по синоптическому преданию Дух Св. защищал учеников, вызванных на царский суд (Мк 13, 11 п), у Иоанна Он защитник Христа: из обвиняемых Его ученики становятся судьями своих судей, каким был Иисус в Своей земной жизни (Ин 5, 19–47). П. обличает мир в трояком его заблуждении (16, 8–11): о грехе, ибо недоверие ко Христу – грех; о правде, ибо правда со Иисусом, прославляемом вместе с Отцом Небесным; о Суде, ибо осуждение уже вынесено князю мира сего. Так, благодаря П., верующий воспринимает и слышит, хранит в сердце своем убеждение: прав не мир, а Христос, прав и он сам, веруя и страдая за дело Своего Господа. С Ним он уже победитель мира и диавола (16, 33).

XLD

– > Дух Божий НЗ II – мир НЗ III 2 – миссия НЗ III – присутствие Божие НЗ II – судебный процесс III 3 – учить НЗ II


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle