под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Последним видимым действием Христа на земле, оставленным Им Своей Церкви и запечатленным в хр–ском искусстве Византии и западного Средневековья, было Его Б. (Лк 24, 50 сл.). Перечислять богатства библ. Б. значило бы, в действительности, выявлять чудеса щедрости Божией и благоговение, вызываемое этой щедростью у созданного Им существа.

Б. есть *дар, соприкасающийся с тайной жизни и выраженный тайной слова. Оно является *словом в такой же мере как даром, благом, как и изречением его (ср греч εύ–λογία и лат bene–dictio), потому что приносимое им благо не есть какой–либо определенный предмет, точно указываемый дар; оно относится не к области обладания, а к области бытия и исходит не из ч-ского действия, а из творения Божия. Благословить – значит свидетельствовать о творческом и животворящем даре, или до его проявления – в форме молитвы – или после – в форме благодарения. Но тогда как молитва Б-ния утверждает заранее Божию щедрость, благодарение говорит о том, как эта щедрость открылась.

В евр., как и в современных европейских языках, несмотря на происшедшее ослабление смысла слова, один единственный корень брк (может быть родственный со словами *колено и *поклонение, а может быть родственный с жизненной силой половых органов) служит для обозначения всех видов Б., всех его степеней. Поскольку Б. есть и то, что даровано, и акт дарования, и определение этого дара, оно может выражаться тремя словами: существительным берака, глаголом барех и прилагательным барух.

1. Благословение (берака). – Даже в смысле наиболее мирском и наиболее материальном, т. е. в смысле подарка, это слово содержит в себе весьма заметный оттенок, указывающий на контакт между людьми. Подарки Авигеи Давиду (1Цар 25, 14–27), Давида людям колена Иудина (1Цар 30, 26–31), исцеленного Неемана Елисею (4Цар 5, 15), Иакова Исаву (Быт 33, 11) каждый раз имеют целью скрепить единение или *примирение. Но чаще всего это слово встречается в религиозном контексте: иногда словом Б. обозначают ценности наиболее материального характера, чтобы указать, что их источником является Бог и Его щедрость (Притч 10, 6, 22; Сир 33, 17) или же уважение со стороны достойных людей (Притч 11, 11; 28, 20; Сир 2, 8). Слово Б. вызывает представление о благосостоянии или о щедрости к обездоленным (Сир 7, 32; Притч 11, 26) и всегда – о благоволении Божием.

Это изобилие и достаток называются у евреев *миром и оба эти слова – Б. и мир – часто встречаются вместе; оба они в одинаковой степени вызывают представление о полноте *богатства, но в основном богатство Б-ния понимается как богатство *жизни и *плодовитости; через Божие Б. процветают (Сир 11, 22 евр), подобно Едему (Сир 40, 17). Его главным символом является *вода (Быт 49, 25; Сир 39, 22); она уже сама по себе является существенным и необходимым Б-м (Иез 34. 26; Мал 3, 10); вызывая представление о жизни, к-рую она поддерживает на земле, она вместе с тем, своим происхождением с небес, напоминает о щедрости и благости Бога, о Его животворящей силе. Пророчество Иакова Иосифу соединяет все эти образы – плодовитую жизнь, воду и *небеса: «Да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы» (Быт 49, 25). Такое живое осознание щедрости Божией, проявляющейся в дарах природы, подготовляет Израиля к принятию щедрых даров Его *благодати.

2. Благословлять. – Этот глагол имеет широкую гамму значений, начиная от самого простого приветствия, обращенного к незнакомому встречному на пути (4Цар 4, 29), или обычных выражений вежливости (Быт 47, 7, 10; 1Цар 13, 10) и кончая высшими дарами Божия благоволения. Благословляющий чаще всего – Сам *Бог, и от Его Б. всегда возникает жизнь (Пс 64, 11; Быт 24, 35; Иов 1, 10). Получить Б. могут только живые существа; неодушевленные предметы посвящаются служению Богу и освящаются Его присутствием, но не получают Б.

После Бога источником жизни является *отец и ему надлежит благословлять. Его Б. действеннее всякого другого и его *проклятие страшно (Сир 3, 8); только дойдя до крайнего изнеможения, Иеремия дерзает проклинать того ч‑ка, к-рый принес его отцу весть о рождении у него мальчика (Иер 20, 15; ср Иов 3, 3).

Как это ни парадоксально, часто бывает, что слабый благословляет сильного (Иов 29, 13; Пс 71, 13–16; Сир 4, 5) и ч-к дерзает благословлять Бога. Это объясняется так: хотя *бедному нечего дать богатому, и ч-ку нечего дать Богу, Б. все же устанавливает между существами жизненную взаимосвязь, благодаря к-рой на меньшего изливается щедрость сильнейшего. Нет никакой несообразности в том, что ч-к благословляет Бога, К-рый «превыше всякого благословения» (Неем 9, 5 евр); этим он исповедует Его щедрость и воздает Ему благодарение, что и составляет первую обязанность тварного существа (Рим 1, 21).

3. Благословенный. – Причастие барух – самое сильное из всех слов, связанных с понятием Б. Оно составляет ядро типично израильской формулы Б-ния: «Да будет благословен такой–то!» Этот возглас – не простое утверждение или пожелание; он вырывается с еще большим восторгом, чем слово *блажен, перед тем, в ком Бог проявил свою силу и щедрость, кого Он избрал между всеми: Иаиль, «благословенную между женами в шатрах» (Суд 5, 24), Израиля – «между народами» (Втор 33, 24), Марию – «благословенную в женах» (Лк 1, 42; ср Иф 13, 18). Здесь проявляется восхищение перед тем, что Бог совершает в Своем *избраннике. Благословенный является в мире как бы *откр–нием Бога, он Ему принадлежит особым обр.: он «благословенный Господом», подобно тому, как есть и «святые Господу». Но тогда как *святость, посвящающая Богу, удаляет от суетного мира, Б. превращает запечатленное Богом существо в объединяющий центр и в источник сияния. Святой и благословенный – оба принадлежат Богу; но в святом открывается скорее Его несказанное величие, а в благословенном – Его неистощимая щедрость.

Так же часто и так же непроизвольно как возглас «Благословен такой–то», параллельная формула «Благословен Бог!» вырывается от изумления при виде действия, в к-ром Бог проявил Свою силу. Этим подчеркивается не столько размах события, сколько его дивная своевременность, его свойство служить знамением. Б. опять представляется откликом ч‑ка на откр. Бога (ср Быт 14, 20, Мелхиседек; Быт 24, 27, Елиезер; Исх 18, 10; Иофор; Руф 4, 14, Вооз к Руфи).

Наконец, оба возгласа: «Благословен такой–то» и «Благословен Бог!» нередко сочетаются и вторят один другому: «Благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; – и благословен Бог Всевышний, К-рый предал врагов твоих в руки твои» (Быт 14, 19 сл.; ср 1Цар 25, 32 сл.; Иф 13, 17 сл.). В этом полном ритме проявляется истинная природа Б. Оно – взрыв восторга перед Божиим избранником, но оно на этом избраннике не останавливается и восходит к Самому Богу, открывшемуся в этом знамении. Он Сам по сущности Своей барук, Благословенный; Он обладает полнотой всякого Б. Благословлять Его вовсе не значит думать, что этим добавляется что–либо к Его богатству, а значит отдаться порыву, вызванному этим откр–нием и призывать мир к воздаянию *хвалы за это благодеяние. Б. всегда есть *исповедание перед всеми Божией силы и благодарение за Божию щедрость.

Вся история есть история Б-ния, обетованного Аврааму (Быт 12, 3) и данного миру в Иисусе, «благословенном *плоде» «благословенного чрева» Марии (Лк 1, 42). Однако в писаниях ВЗ отношение к Б-нию имеет ряд оттенков, и само Б. часто звучит весьма по–разному.

1. До Авраама. – От начала благословенные Творцом (Быт 1, 28), мужчина и женщина своим грехом вызвали проклятие Божие. Все же прокляты были змей (3, 14) и земля (3, 17), а не мужчина и женщина. Их трудом, их страданием, нередко ценою смертных мук, жизнь продолжала свое восхождение (3, 16–19). После потопа новое Б. дало ч-ству силу и плодовитость (9, 1). Но грех не переставал раскалывать и разрушать ч-ство; Б-нию Богом Сима противополагается проклятие Ханаана (9, 26).

2. Благословение патриархов. – С Б-нием Авраама, напротив, мы переходим к новому виду Б-ния. Хотя в мире, по–прежнему разделенном, у Авраама появились *враги и Бог проявил ему Свою верность, проклиная всякого, кто его проклял, однако в этом надо видеть исключение, ибо *замысел Божий – благословить «все племена (*народы) земные» (Быт 12, 3). Все повествования кн. Быт. представляют собою историю этого Б-ния.

а) Звучащие более архаично Б-ния, произносимые отцами (обычно в час их кончины), призывали на сыновей силы *плодовитости и *жизни, «росу небесную и тук земли» (Быт 27, 28), потоки молока и «кровь гроздей» (49, 11 сл.), силу сразить противников (27, 29; 49, 8 сл.), обресть землю для постоянного жительства (27, 28; ср 27, 39; 49, 9) и для продления их *имени (48, 16; 49, 8…) и телесной крепости их. В этих ритмических отрывках и в этих повествованиях сквозит мечта кочевых племен, ищущих земли для поселения, ревниво оберегающих свою независимость и однако уже сознающих, что они образуют некую общину, группирующуюся вокруг нескольких возглавителей или привилегированных родов (ср Быт 49). В общем, это мечта о таком Б-нии, какого люди желают в своей первичной непосредственности и какого они готовы добиваться любыми способами, не исключая насилия и хитрости (27, 18 сл.).

б) В кн. Быт. эти рефрены и народные сказания не порицаются, а ставятся на свое место в действии Божием, и над ними возвышаются обетования и Б-ния, произнесенные Самим Богом. В них говорится также о возвеличении *имени (Быт 12, 2), о бесчисленном потомстве (15, 5), о земле для поселения (13, 14–17), но здесь Сам Бог берет в Свои руки будущность тех, кто Ему принадлежит; Он меняет их имена (17, 5, 15), Он проводит их через Искушения (22, 1) и ведет их к вере (15, 6) и уже устанавливает для них заповедь (12, 1; 17, 10). Его воля – исполнить с избытком ч-ское желание, но при условии наличия веры у ч‑ка.

3. Благословение и Завет. – Эта связь между Б-нием и заповедью составляет первооснову *Союза–Завета: *Закон – это средство для жизни «святого Богу» и потому «благословенного Богом» народа. Это и выражают обряды Союза. В религ. психологии того времени *культ является преимущественным средством заручиться Божьим Б-нием, чтобы, соприкосновением со священными местами, временами, обрядами, обновлять жизненную силу ч‑ка и его мира, силу столь кратковременную и столь хрупкую. В ягвистской религии культ может быть подлинным только в Союзе–Завете и в верности Закону. Б. кн. Завета (Исх 23, 25), угрозы собранию в Сихеме при Иисусе Навине (Ис Нав 24, 19), великие Б. Второзакония (Втор 28, 1–14) предполагают определенный устав Союза–Завета, провозглашающий повеления Божии, затем согласие народа и наконец культовое действие, скрепляющее этот союз и придающее ему священную ценность.

4. Пророки и благословение. – *Пророкам незнаком язык Б. Хотя они являются людьми *Слова и его действенной силы (Ис 55, 10 сл.), хотя они сознают самих себя призванными и избранными Богом, предзнаменованиями Его дела (Ис 8, 18), Его действие в них носит слишком внутренний характер, оно слишком тяжело переносимо, недостаточно видимо и лучезарно, чтобы возбуждать в них и вокруг них возгласы Б. И их свидетельство, к-рое сводится к напоминанию условий Союза–Завета между Богом и людьми и к обличению их нарушений, отнюдь не располагает их благословлять. В употребляемых ими литературных схемах проклятие встречается очень часто, тогда как Б. как бы им незнакомо.

Тем более замечательно, что иногда, в самой гуще проклятий классического типа, у пророков вдруг прорывается образ или утверждение, провозглашающее, что обетование Б-ния остается неизменным, что из запустения возникнет жизнь как «святое семя» (Ис 6, 13). Так именно звучит обетование о краеугольном камне в Сионе среди проклятий на безрассудных правителей, считающих Город неприступным (Ис 28, 14–19); и у Иезекииля великое пророчество об излиянии Духа, содержащее образы Б-ния – как вода, земля, жатва – заканчивается, по божественной логике, осуждением Израиля (Иез 36, 16–38).

5. Песни благословения. – Б. составляет одну из главных тем *молитвы Израиля; оно является ответом на все дело Божие, на Его откровение. Оно очень близко *благодарению, хвале и *исповеданию и строится по тем же схемам, но оно остается ближе, чем те, к тому или иному событию, в к-ром Бог Себя открыл непосредственно перед этим, и вообще продолжает звучать с большей простотой: «Благословен Ягве, что явил мне дивную милость Свою!» (Пс 30, 22), – «Который не дал нас в добычу зубам их!» (Пс 123, 6), – «Он прощает все беззакония твои» (Пс 102, 3). Даже песнь трех отроков в пещи огненной, призывающая всю вселенную воспевать славу Господню, не теряет из виду дела, только что совершенного Богом: «Ибо Он извлек нас из ада» (Дан 3, 88).

Как может Отец, ради нас предавший Сына Своего, отказать нам в чем бы то ни было (Рим 8, 32)? В Нем Он дал нам все, так что нам нет недостатка ни в каком *даровании *благодати (1Кор 1, 7), и мы, «с верным *Авраамом» (Гал 3, 9; ср 3, 14), благословляемы «всяким духовным благословением в небесах» (Еф 1, 3). В Нем мы благодарим Отца за все Его дары (Рим 1, 8; Еф 5, 20; Кол 3, 17). Оба движения Б-ния: нисходящее (благодати) и восходящее (*благодарения) – объединены в *Христе как в Главе. Сверх этого Б-ния нет ничего, и сонм избранных, собранных перед Престолом и Агнцем для прославления их конечного торжества, возглашает Богу: «Благословение и слава и премудрость и благодарение… во веки веков!» (Откр 7, 12).

Если, т. обр., весь НЗ есть не что иное как совершенное Б., полученное от Бога и Ему возвращаемое, то это далеко не значит, что в нем непрестанно встречаются слова Б-ния. Такие слова в нем сравнительно редки и употребляются только в определенной связи, чем окончательно и вполне уточняется смысл библ. Б-ния.

1. Благословен Грядущий! – В Евангелиях можно найти только один пример Б-ния, обращенного к Иисусу; это восклицание народа при Его вступлении в Иерусалим накануне Его Страстей: «Благословен Грядущий!» (Мф 21, 9 п). Между тем, никто и никогда так не олицетворял благословенного, как Иисус, в К-ром Бог ярчайшими *знамениями открыл Свою силу и Свою благость (ср Деян 10, 38). Его пришествие в мир вызывает прилив благословений со стороны Елисаветы (Лк 1, 42), Захарии (1, 68), Симеона (2, 28), Самой Марии (хотя и не произносящей буквально этого слова – 1, 46 сл.). Христос явно в центре этих Б-ний: Елисавета восклицает «Благословен плод чрева Твоего!»; впоследствии другая мать восклицает также: «Блаженно чрево, носившее Тебя!» (11, 27). Он Сам, если оставить в стороне единственный случай входа в Иерусалим, никогда прямо не благословляется. Трудно объяснить это случайностью. Возможно, что в этом выражается благоговение, само собой возникающее у людей при встрече с Иисусом – благословить кого–либо значит известным обр. соединиться с ним – или здесь играет роль незаконченность откр. Христа, пока не свершено Его дело, та неясность, к-рая продолжает окружать Его личность до Его смерти и воскресения. Напротив, в Откр Ин, когда Агнец, преданный смерти, приходит принять власть над миром, беря книгу, в к-рой запечатлены судьбы вселенной, все небо восхваляет Его громким голосом: «достоин Агнец закланный принять силу… и славу и благословение» (Откр Ин 5, 12 сл.). Слово Б. имеет здесь такое же широкое значение и «вес» что и *слава Божия (вес славы – греч 2Кор 4, 17).

2. Чаша благословения. – Перед умножением хлебов (Мф 14, 19 п), перед раздачей хлеба, ставшего Его телом (Мф 26, 26 п), перед преломлением хлеба в Эммаусе (Лк 24, 30), Христос произносит Б., и мы также «благословляем чашу благословения» (1Кор 10, 16). Не имеет значения о каком Б-нии идет речь: об особом действии или особой молитвенной формуле, отличной от слов, произносимых, когда совершается таинство *Евхаристии, или о самой евхаристической формуле. Несомненно то, что описания совершения Евхаристии тесно связывают Б. с благодарением и что в этой связи Б. является обрядовой и видимой стороной – действием или формулой, тогда как благодарение выражает содержание действий и слов. Этот обряд – единственный дошедший до нас из всех тех, к-рые Господь совершал в течение Своей земной жизни, ибо это обряд Нового Завета (Лк 22, 20). Б. находит в нем свое полное завершение; это дар, выраженный словом, наделенным немедленно действующей силой; это совершенный дар Отца Его детям, полнота Его благодати, и это совершенный дар Сына, приносящего Отцу Свою жизнь, полнота нашего благодарения, присоединенного к Его благодарению; это дар плодоношения, тайна жизни и приобщения.

3. Благословение Духа Св. – В Евхаристическом даре содержится все Б. Божие во Христе, последним действием К-рого было Б., оставленное Им Его Церкви (Лк 24, 51), и ответное Б., Им в ней вызываемое (24, 53). Однако в НЗ нигде не говорится, что Иисус Христос есть Б. Отца. Это потому, что Б. всегда – *дар жизни, получаемой и освящаемой. Дар же по преимуществу – это Дух Святой. Это не означает, что Христос нам дарован в меньшей степени, чем Св. Дух, но Дух дан нам, чтобы быть в нас даром, полученным от Бога. НЗ-ное словоупотребление достаточно выразительно. Верно, что Христос – наш, но прежде всего верно, что мы – Христовы (ср 1Кор 3, 23; 2Кор 10, 7). Напротив, о Духе сказано многократно, что Он нам дается (Мк 13, 11; Ин 3, 34; Деян 5, 32; Рим 5, 5), что мы Его получаем (Ин 7, 39; Деян 1, 8; Рим 8, 15) и обладаем Им (Рим 8, 9; Откр 3, 1) настолько, что непосредственно говорится о «даре Духа» (Деян 2, 38; 10, 45; 11, 17). Б. Божие в полном смысле слова – это Святой Его Дух. И этот дар Божий, К-рый есть Сам Бог, имеет все отличительные свойства Б-ния. Главнейшие темы Б-ния – возрождающая вода, рождение и обновление, жизнь и плодовитость, полнота и мир, радость и общение сердец, – все они в равной мере *плоды Духа.

JG

– > Авраам I 3, II 4 – благодарение – блаженство – благодать/милость II 3 – богатство I 1 – вкушать 2 – возложение рук – воля Божия ВЗ 0 – десница 2 – добро и зло II 2 – Евхаристия I – елей – жатва I – жизнь – избрание ВЗ I 3 б – исповедовать ВЗ 1 – мир – молоко 2 – плод – плодовитость I 1 – проклятие – радость ВЗ II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle