под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЛАГОУТРОБИЕ

В Библии часто встречается евр. слово «рахамим», т. наз. множественное усилительное от «рехем» (материнское чрево, утроба), переводимое в русском тексте Библии словами: благоволение, милосердие, любовь, жалость, человеколюбие, Б. Оно обозначает чувства женщины к плоду своего чрева (3Цар 3, 26), людей к своим чадам или к своим близким (Быт 43, 30) и в особенности чувства Самого Бога к Своим созданиям.

1. Божие благоутробие. – Бог поистине *Отец (Пс 102, 13) и *Мать (Ис 49, 14 сл.; 66, 13). Его милосердие, превышающее ч-ское, создает детей по Его образу и подобию (Быт 1, 26; 5, 1–3), оно дается не по заслугам (Дан 9, 18), всегда бдит (Ос 11, 8; Иер 31, 20; Ис 63, 15), необъятно (Ис 54, 7; Вар 2, 27; Сир 51, 3), неисчерпаемо (Пс 76, 10; Неем 9, 19, 27, 31), обновляется каждое утро (Плач 3, 22 сл.), пребывает вечно (Пс 24, 6; Лк 1, 50), обращено ко всем без исключения (Сир 18, 12; Пс 144, 9), в особенности к самым обездоленным, к сиротам (Ос 14, 4), и способно соединить Его друзей по ту сторону смертной черты (2Мак 7, 29).

Эта любовь, не знающая преград, проявляется в ряде благодеяний (Ис 63, 7), даруя жизнь (Пс 119. 77, 156), спасение, освобождение (Втор 30, 3; Зах 1, 16) и даже наставительные испытания (Плач 3, 32; Прем 11, 9). Но Господня благость и *милосердие (Ис 55, 7; Дан 9, 9) открываются превыше всего в *прощении. Каждый грешник, будь то целый народ (Ос 2, 25) или отдельный ч-к (Пс 50, 3), может и должен рассчитывать на это неизмеримое Б., не для того, конечно, чтобы продолжать грешить (Сир 5, 4–7), но чтобы возвратиться к Отцу, ожидающему его (Пс 78, 8; Лк 15, 20).

«Господь милосердый и многомилостивый» – это первое наименование, к-рое дает Себе Ягве и к-рое за Ним признается после Исхода (34, 6) Второзаконием (4, 31), Псалмами (85, 15; 102, 8; 110, 4; 144, 8), Пророками (Иоиль 2, 13; Ион 4, 2), историч. книгами (2Пар 30, 9; Неем 9, 17, 31) и Мудрецами (Сир 2, 11; Прем 15, 1). Т. обр. эпитет «милостивый» всегда относится к Богу (см Пс 77, 38; 114, 5); только один раз ч-к называется милосердным (Пс 111, 4). Итак, верующий находит опору у Господа своего, как дитя у своей матери (Пс 130). Такое сыновнее отношение мы видим у Иисуса, в К-ром и через К-рого раскрывается во всей своей полноте благоутробное милосердие Бога нашего (Лк 1, 78).

2. Человеколюбие Божие во Христе и через Христа. – Во Иисусе нам явилось ч-колюбие Божие (Тит 3, 4–7), в Нем открылся Отец, исполненный сострадания (2Кор 1, 3; Рим 12, 1), давший нам высшее свидетельство милосердия в воскресении Своего Сына – залог нашего воскресения (Еф 2, 4–6; 1Петр 1, 3).

Иисус не только принимает благоволение Божие; Он исполнен того же благоволения и распространяет его на нас. Подобно Отцу, К-рый как пастух заботится о Своем рассеянном стаде (Иез 34, 16), Он испытывает жалость к Своим овцам, изголодавшимся по Благой Вести (Мк 6, 34), как по хлебу (Мк 8, 2), Он милосердствует к обездоленным, прокаженным (Мк 1, 41), слепым (Мф 20, 34), матерям и сестрам, утратившим близких (Лк 7, 13; Ин 11, 33); милосердие Иисуса, неисчерпаемое как Б. Отца, торжествует над грехом и простирается вплоть до прощения грешников – самых несчастных из всех людей (Лк 23, 34).

3. Милосердие Божие к христианину и через христианина. – Бог хочет, чтобы милосердие проникло в сердца людей (Зах 7, 9; Пс 111, 1, 4; Сир 28, 1–7). Так как люди бессильны обрести его сами, то Он им дает (Зах 12, 10) его в дар при обручении (Ос 2, 19) с Ним в новом С. – Завете, запечатленном Иисусом. Божественное Б., став милосердием вочеловечившегося Сына, теперь может стать милосердием людей, рожденных чадами Божиими во Иисусе. Единственное желание Павла – любить людей любовью Христа (Флп 1, 8; Флм 20). Оттого он и призывает христиан «облечься в милосердие Божие» (Кол 3, 12; Еф 4, 32; см 1Петр 3, 8). Евангелисты выражают ту же мысль: затворить свое сердце от братьев своих – значит затворить его любви Божией (1Ин 3, 17); отказать в прощении своему ближнем, значит отказаться от прощения Богом (Мф 18, 23–35). Все сыны Божии должны быть подобны своему Отцу (Лк 6, 36), иметь, как и Он, сердце, открытое состраданию к своим ближним (Лк 15, 20, 31), т. е. ко всем людям без исключения, по примеру милосердного Самарянина (Лк 10, 33), имевшего любовь не только эмоциональную, но и действенную. Т. обр. люди приобщаются к вечно–действенному Б. Божию; оно простирается на них от Отца через Иисуса, в Духе любви (Флп 2, 1), и уносит их к вечному счастью, за пределы греха и смерти, согласно упованию, выражаемому в латинской литургической молитве «nobis quoque peccatoribus» – «И нам грешным, уповающим на обилие милосердия Твоего, благоволи даровать нек–рую часть и общение с Твоими святыми…»

РЕВ

– > благодать – дитя I – любовь – мать II 1 – милосердие – молоко 1 – отцы и Отец III 3 – прощение – утешение


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle