под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЛАГОЧЕСТИЕ

В представлении современных людей Б. означает верность религиозным обязанностям, нередко сведенным к одним только благочестивым упражнениям. В Библии свет Б. распространяется шире: в него входят также отношения ч‑ка с другими людьми.

ВЗ

1. Благочестие в человеческих отношениях. – По–евр. словом «благочестие» (хесед) обозначаются прежде всего взаимоотношения между родственниками (Быт 47, 29), друзьями (1Цар 20, 8) или союзниками (Быт 21, 23); это – привязанность, предполагающая действенную и верную взаимопомощь. Выражение «соделать хесед» указывает на проявление Б. в действиях. При сочетании хесед–емет – «благочестие, милость/верность, истина и правда» – (Быт 24, 49; Притч 20, 28; Пс 24, 10) оба слова взаимно проникают одно в другое; второе означает такое расположение души, без к-рого доброта, отмечаемая первым, не была бы совершенной. Для LXX переводящих хесед греч. словом «ελεος» (= жалость, сострадание, милость), сущность Б. заключается, по–видимому, в сострадающей доброте.

2. Благочестие в отношениях с Богом. – Эта, до такой степени крепкая, ч-ская связь, какой представляется хесед, помогает понять ту связь, к-рую Бог, через Союз–Завет, устанавливает между Собою и Своим народом. Божию хесед, т. е. милосердной любви Бога к Израилю, первенцу Его (Исх 34, 6; ср 4, 22; Иер 31, 3; Ис 54, 10), должен отвечать хесед в ином аспекте, а именно сыновняя привязанность, к-рая выражается в неизменном *послушании и в любящем богопочитании, *культе (ср Втор 10. 12 сл.). Из действенной любви к Богу естественно проистекает братская любовь между людьми – уподобление Божией благости и Его попечению о бедных. Так, Михей, чтобы определить истинное Б., ставит его в связь с правдой, любовью и смирением (Мих 6, 8).

Это определение – то же, что у пророков и у мудрецов. Согласно Осии, Б. заключается не в обрядах, но во вдохновляющей их любви (Ос 6, 6 = Мф 9, 13), к-рая в свою очередь неотделима от *справедливости (Ос 12, 6) и от *верности Закону (Ос 2, 21 сл.; 4, 1 сл.). Согласно Иеремии, Бог являет Себя нам как образ хесед и правды (Иер 9, 24). В других местах показано, что Б. подрывается, когда бедные угнетаемы и правда попрана (Мих 7, 2; Ис 57, 1; Пс 11, 2–6). В Псалмах богопочитание у благочестивого ч‑ка (евр. хасид, греч. όσιος или εύσεβής) выражается в любящей, полной упования и радостной *хвале (Пс 30, 24; 149), прославляющей хесед Бога (Пс 102). Однако, такой культ угоден Богу только, когда он сочетается с верностью, праведностью (Пс 49). Бог дарует мудрость (Сир 43, 33) людям благочестивым, не отделяющим поклонения Ему от милосердия (Сир 35, 1–10), и им идут на пользу все блага, сотворенные Богом (Сир 39, 27).

Именно это целостное Б. в маккавейскую эпоху воодушевляет хассидов (от хасидим – «благочестивые»; 1 Макк 2, 42): они борются до смерти за свою веру и Б. дает им силу и уверенность в воскресении (2 Макк 12, 45). Таково также «Б., которое сильнее всего», победа к-рого на последнем Суде воспевается в кн. Прем (10, 12; ср противопоставление праведный – нечестивый в Прем 2–5). Это Б. присуще Мессии, Которому надлежит установить на земле Царство Божие (Ис 11, 2; у LXX–εύσέβεια).

НЗ

1. Благочестие Христа. – Ожидание желавших «служить Богу в благочестии (όσιότης) и правде» исполняется милостью (έλεος) Бога, пославшего нам Христа (Лк 1, 75, 78). Христос есть в абсолютном смысле «Святый», буквально: «благочестивый» (Деян 2, 27; 13, 35: όσιος – Пс 15, 10: хасид). Проникнутый сыновним Б., Он во всем исполняет *волю Бога, Отца Своего (Ин 8, 29; 9, 31), воздает Ему совершенное богопочитание, *культ (Евр 10, 5–10); им вдохновляется Его горячая предсмертная молитва и принесение мучительной жертвы, к-рой Он нас освящает (Мк 14, 35 сл п); являясь т. обр. благочестивым Первосвященником, в каком мы нуждались (Евр 7, 26), Он «услышан был (Богом) за Свое благоговение» (5, 7). Вот почему тайна Христа называется «тайной благочестия» (1Тим 3, 16: εύσέβεια); в Нем Божие милосердие осуществляет свой замысел спасения; в Нем – источник и образец Б. христиан.

2. Христианское благочестие. – Богу и раньше были угодны те люди из всех народов, к-рые, из страха Божия, молитвами и милостынею участвовали в двойном проявлении евр. Б.: в богослужении и в соблюдении праведности; таковы и иудей Симеон (Лк 2, 25), и люди, пришедшие в Иерусалим на Пятидесятницу (Деян 2, 5), и сотник Корнилий (Деян 10, 2, 4, 22, 34 сл.). Это Б. обновляется Христом и дарованием Духа. В Деяниях мы видим нек–рых из таких благочестивых людей (εύλαβής), как Анания (Деян 22, 12) или хр–не, пришедшие похоронить Стефана (Деян 8, 2). На языке Павла, их богопочитание отныне воодушевляется *сыновним духом по отношению к Богу (ср Гал 4, 6) и их праведность есть праведность *веры, действующей любовью (Гал 5, 6). Таково Б., (όσιότης) нового *ч‑ка, подлинное христианское благочестие (Еф 4, 24), к-рое Павел противопоставляет тщетным упражнениям ложного, всего только ч-кого Б. (Кол 2, 16–23); посредством его мы воздаем Богу угодное Ему почитание, с благоговением (εύλάβεια) и *страхом (Евр 12, 28).

В пастырских посланиях и во 2-м посл. Петра, Б. (εύσέβεια) указано в числе основных добродетелей *пастыря, Божия ч‑ка (1Тим 6, 11; Тит 1, 8); оно же необходимо и каждому х-ну (Тит 2, 12; 2Петр 1, 6 сл.). Подчеркиваются две присущие ему черты. Прежде всего оно освобождает от сребролюбия; в противоположность ложному Б., алчному до прибылей, оно удовлетворяется необходимым, и польза от него – уже в самой свободе (1Тим 6, 5–10). Затем, оно дает силу переносить *гонения, составляющие удел тех, кто последовал в Б. Христу (2Тим 3, 10 слл). Без этой отрешенности и этого постоянства есть только видимость Б. (3, 5). Истинному Б. обещаны помощь от Бога во всех Испытаниях этой жизни и жизнь вечная (2Петр 2, 9; 1Тим 4, 7 сл.).

При таком понимании Б. в конечном итоге обозначает хр–скую жизнь со всеми присущими ей требованиями (ср 1Тим 6, 3; Тит 1, 1): чтобы ответить на любовь Того, Кто – буквально – «един благочестив» (Откр 15, 4 – όσιος, рус. «свят») хр-н должен уподобляться Ему и этим явить своим братьям лицо их небесного Отца.

MFL

– > бедные ВЗ III, НЗ II – верность – культ – милосердие – милостыня ВЗ 3, НЗ 1 – молитва – нечестивый – пост 2 – правда А I ВЗ 2, НЗ – ревность – сотворение ВЗ IV 1 – страх Божий IV


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle