под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

В. НАРОД НОВОГО СОЮЗА-ЗАВЕТА

В греч. языке НЗ мы снова встречаем, и с еще большей ясностью, чем в переводе LXX, дифференциацию слов λαός – Н. Божий и έθνη – Н. языческие. Но для определения спасительной общины, связанной с Богом НЗ-том, на первое место выдвигается тема «культового собрания» – έκκλησία. При этом *Церковь Христа, вступить в к-рую призывается народ ВЗ, а вслед за ним и другие народы, остается сама подлинно Н., со всем разнообразием звучания, присущего этому выражению, ибо заступая место своих прообразов, эсхатологическая реальность не упраздняет их смысла, а Исполняет его.

Итак, через новый *С. – 3., скрепленный в крови Иисуса, Бог создал новый Н., для к-рого во всей полноте осуществляется слово Писания: «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (2Кор 6, 16; ср Лев 26, 12; Евр 8, 10; ср Иер 31, 33; Откр 21, 3). Это Н., грехи к-рого *искупил Иисус (Евр 2, 17), Н., к-рый Он освятил Своею *кровью (13, 12), Н., к к-рому присоединяются *верою (Гал 3, 7; Рим 4, 3…). Оттого и названия Израиля теперь переносятся на него: он Божий «народ особенный» (Тит 2, 14; ср Втор 7, 6), род избранный, народ святой, «люди, взятые в удел» (1Петр 2, 9; ср Исх 19, 5 и Ис 43, 20 сл.), стадо Господне (Деян 20, 28; 1Петр 5, 2; Ин 10, 16) и Его *невеста (Еф 5, 25; Откр 19, 7; 21, 2). ВЗ-ный Н. на опыте познал пути Божии в событиях своей истории; поэтому и опыт спасения, дарованный новому Н., вливается в категории мышления, напоминающие события, прообразующие его: этот Н. должен войти в Божий *покой, прообразом к-рого была *земля обетованная (Евр 4, 9); он должен выйти из *Вавилона – города зла (Откр 18, 4), чтобы собраться в *Иерусалиме – месте обитания Божия (21, 3).

Но на этот раз уровень земной жизни, на к-ром находятся языч. Н., оставлен позади. Трансцендентность Н. Божия – совершенна: будучи «царским священством» (1Петр 2, 9), он не от мира сего (Ин 18, 36); его Отечество на небесах (Евр 11, 13…), там его члены имеют гражданство (*град) (Флп 3, 20), так как они – дети Вышнего Иерусалима (Гал 4, 26), того самого, к-рый при конце времен сойдет с неба на землю (Откр 21, 1 слл). Однако этот Н. еще пребывает на земле. Через него духовное и эсхатологическое выражается в земном и историческом. После парадокса Израиля перед нами парадокс Церкви: в своем земном состоянии она остается видимым Н., призванным развиваться во времени.

Естественно, что Израиль первым призывается войти в состав нового Н.; таково его призвание со времени первого С-3. Иисус был послан в качестве *Пророка, подобного *Моисею (Деян 3, 23), чтобы «спасти народ Свой» (Мф 1, 21), принести ему *свет (Мф 4, 15 сл.), *искупление (Лк 1, 68), познание *спасения (Лк 1, 77), *радость (Лк 2, 10), *славу (Лк 2, 32). Он – Вождь, К-рый призван править им (Мф 2, 6) и наконец умереть за него (Ин 11, 50). Но вокруг Иисуса и затем вокруг возвещения *Евангелия вновь происходит трагедия «народа жестоковыйного», разительные примеры к-рой уже были даны в ВЗ (Мф 13, 15; 15, 8; Деян 13, 45; 28, 26; Рим 10, 21; 11, 1 сл.).

Тогда замысел спасения достигает полностью своей цели. Действительно, смертью Христа, доводящей до предела грех народа ВЗ (Мф 23, 32–36; ср Деян 7, 51 сл.), прекращается само это первое домостроительство. Ею разрушаются преграды, выделявшие Израиль из других Н. (Еф 2, 14…): Христос умирает «не за (Свой) народ только, но для того, чтобы и рассеянных *детей Божиих собрать воедино» (Ин 11, 52). От первого Н. Божия сохраняется *остаток, к-рый обратится и перейдет в новый Н.; но Бог решил и «из язычников взять народ, посвященный имени Его» (Деян 15, 14); тех, кто не был Его Н., Ему угодно теперь сделать таковым (Рим 9, 25 сл.; 1Петр 2, 10), «чтобы получили они удел вместе с освященными» (Деян 26, 18).

Этим сочетанием Израиля и языч. Н. осуществляется, следовательно, эсхатологическое воссоединение «нового человечества» (Еф 2, 15), избранного рода (1Петр 2, 9), в духовном отношении являющегося еще потомством Авраама (Рим 4, 11 сл.), но на деле охватывающего весь род ч-ский, после того как Христос, новый *Адам, в Себе Самом возглавил все потомство первого Адама (1Кор 15, 45; Рим 5, 12…). Святой Н. отныне составляется из людей «всякого колена и языка и народа и племени» (Откр 5, 9; 7, 9; 11, 9; 13, 7; 14, 6) и ветхий Израиль включается в их число. Таков вечный лик Церкви, созерцаемый на небе тайнозрителем Откр. Такова и ее земная реальность, ибо, не будучи уже ни эллинской, ни иудейской (Гал 3, 28), она составляет третий род (tertium genus), как говорили христиане первых веков.

Церковь, т. обр., остается «народом», укорененным в истории. Как и у сынов Израилевых, у ее членов имеется общность происхождения, общность установлений и судьбы, общность отечества, к к-рому они направляются (Евр 11, 16), общность языка, обеспеченная Словом Божиим, общность поклонения Богу, что и есть высшее назначение самой έκκλησία (ср 1Петр 2, 9; Откр 5, 10). Земная судьба этого обособленного народа представляет еще черты, разительно напоминающие судьбу Израиля: те же нарушения верности его грешными членами (ср Евр 3, 7…), те же гонения, исходящие от земных властей, в к-рых воплощается сатанинский *зверь (Откр 13, 1–7; ср Дан 7), та же необходимость покинуть *Вавилон, чтобы избегнуть угрожающей ему гибели (Откр 18, 4…; ср Ис 48, 20). Т. обр., свящ. история и Писания ВЗ остаются насыщенными смыслом для нового Н. до тех пор, пока он находится в пути к своему небесному свершению.

PG

– > брат – власть ВЗ II – возрастание 2 6 – Еврей – единство II – земля ВЗ II – избрание – Израиль ВЗ 1 – испытание ВЗ I – народы – новое рождение 1 – отцы и Отец I, II – пастырь и стадо ВЗ – посещение ВЗ 1 – причастие ВЗ 5 – раскол ВЗ 2 – рассеяние 1 – род – родина – свидетельство ВЗ III – святой ВЗ III 2 – священство НЗ II – Слово Божие ВЗ I 2 – служитель Божий I – созидать I – союз/завет ВЗ I 1 – Церковь


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle