под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

Б. ОБЕТОВАНИЕ О НОВОМ НАРОДЕ

Домостроительство, основанное на союзе ВЗ, было ограничено не только указанными выше пределами; оно не было в состоянии что–либо «довести до Совершенства» (Евр 7, 19; 9, 9; 10, 1), осуществить на земле «народ Святой», стать к-рым Израиль был призван. Это показали сами факты: грехи Израиля навлекли на него суровое *наказание, к-рым было изгнание и *рассеяние. *Замысел Божий от этого не потерял силу; поэтому пророки в своих эсхатологических прозрениях возвещают наступление *нового домостроительства в «последние *времена»; тогда Бог обретет тот совершенный Н., для к-рого прежний служил начертанием и семенем.

1. Превосходство Нового Союза–Завета. – Как некогда Израиль, новый Н. должен родиться по Божию изволению. Но на этот раз Бог восторжествует над *грехом, нарушившим Его первоначальный план: Он очистит Свой Н., переменит его Сердце, вложит в него Свой *Дух (Иез 36, 26…); Он удалит грешников из Н., чтобы сохранить *остаток, смиренный и праведный (Ис 10, 20 сл.; Соф 3, 13; Иов 3, 5). С этим народом, Им Сотворенным (Ис 65, 18), Он заключит новый *Союз–Завет (Иер 31, 31…; Иез 37, 26). Это будет «народ святой» (Ис 62, 12), стадо Ягве (Иер 31, 10), Супруга Его (Ос 2, 21). Описанная т. обр. внутренняя праведность составляет контраст к духовному состоянию Израиля, народа грешного; она напоминает состояние ч-ства, предшествовавшее грехопадению его первого *отца (Быт 2).

2. Вселенскость нового народа. – В то же время границы замысла Божия расширяются, ибо к Израилю примкнут Н. языч. (Ис 2, 2…); они вместе с ним будут участвовать в *благословении, обещанном Аврааму (Иер 4, 2; ср Быт 12, 3), и в С. – З., посредником к-рого будет таинственный *Отрок Ягве (Ис 42, 6). Обособление Израиля Богом представляется т. обр. временным этапом в развитии Божьего плана; в конце времен вновь будет достигнута первоначальная вселенскость.

Чтобы конкретно начертать образ нового Н., пророкам достаточно обратиться к прошлому опыту Н. израильского: если устранить его несовершенства и теневые стороны, то этот опыт представится *прообразом «последних времен».

1. Новое племя. – Израиль войдет в новый Н. в качестве племени *Авраамова (Ис 41, 8). Но *Н. языч. также примкнут к Н. Бога Авраамова (Пс 46, 10), как бы с тем, чтобы стать в свою очередь духовным потомством этого праотца. Сиону, символической матери святого Н., все будут говорить «мать» (греч. Пс 86). Следовательно, весь род ч-ский обретет опять свое первоначальное *един- ство, когда соберутся уцелевшие из Н-ов, рассеянных со времени Вавилонского столпотворения (Ис 66, 18 слл; ср Быт 10–11; Зах 14, 17).

2. Новые установления. – Чтобы заранее описать новый Н. как организованную общину, обращаются также к установлениям, его прообразующим: *Закон, начертанный в сердцах (Иер 31, 33; Иез 36, 27); объединение двенадцати колен (Иез 48) и прекращение вражды между Израилем и Иудой (Иез 37, 15…); царство Отрасли Давида (Ис 9; 11; Иер 23, 5; Иез 34, 23; Зах 9, 9) и т. д. Здесь также вселенскость начинает ломать рамки прежних установлений. *Царь, Сын Давидов, царствует над всеми народами (ср Пс 2; 71); особенно подчеркивается, что все они признают своим *Царем единого Бога (Зах 14, 16; Пс 95, 10) и Он учит их Своим путям, дабы принести им *свет (Ис 2, 2…; 42, 1, 4). Так, не утрачивая своей индивидуальности, они органически включаются в Н. Божий.

3. Спасительные события. – Исторический опыт Израиля помогает также представить себе спасительные события: новый *исход, к-рый, подобно первому, *будет *искуплением и избавлением (Иер 31, 11; Ис 43, 16…; 44, 23); новый переход через *пустыню, при к-ром повторяются прежние чудеса (Ос 2, 16; Иер 31, 2; Ис 40, 3; 43, 14; 48, 21; 49, 10), возвращение в *землю обетованную (Ос 2, 17; Иер 31, 12; Иез 37, 21), торжество *царя над окружающими врагами для вступления в мирное царствование (Ис 9)… Кругозор снова расширяется: участие в обещанном восстановлении получит не только Самария, но даже и Содом (Иез 16, 53…), образ грешного города; всеобщий *мир, т. обр. восстановленный в конце истории *спасения (Ис 2), вернет род ч-ский в то состояние, к-рого он не знал уже со времени Каинова греха (ср Быт 4, 8).

4. Новая святая земля. – Естественным обр. святая *земля будет местом собирания нового Израиля (Иез 34, 14; Иер 31, 10…). Но тогда она будет наделена дивным *плодородием, к-рое оставит далеко позади самые восторженные описания Второзакония (Иез 47, 12; Иоил 4, 18). Это будет буквально вновь обретенный *рай (Иез 36, 35; Ис 51, 3). *Иерусалим, ее столица, станет средоточием всего мира (Ис 2). Так, в «заново сотворенной» вселенной (65, 17), Бог создаст единство всех *отечеств, чтобы обеспечить Своим избранным райские счастье и *мир (Ос 2, 20; Ис 65, 17–25).

5. Собирание всех языков. – Не напрасно Бог сделал язык Ханаана святым языком; в последние времена, когда Египет обратится, он на святом языке призовет Ягве (Ис 19, 18…). Но эсхатология пророков идет еще дальше: Бог очистит *уста всех народов, чтобы каждый из них мог хвалить Его на своем собственном *языке (Соф 3, 9). Так, в *богопочитании (*культ), ставшем снова единодушным, совершится собирание Н. и языков (Ис 66, 18); этим прекратится раздробленность рода ч-ского, что и будет знаком восстановления духовного единства, как при начале Божиего замысла (Быт 11, 1).

6. Новое богослужение. – Эсхатологический *культ описывается, разумеется, чертами израильского богослужения (ср Иез 40–48). Но замечательно, что при этом все время утверждается его универсальность. Общим *служением единому Богу ч-ство приобретет опять свое единство (Ис 2, 2…; 56, 6 сл.; 66, 20 сл.). Его конечное собирание выразится в паломничествах, при к-рых Н. Божий будет объединяться для *праздника Кущей (Зах 14, 16) и в культовых *трапезах, к-рыми он вступит в *общение с Богом (Ис 25, 6). Хотя соответствующее слово и не встречается в текстах, мысль обращается к новому «собранию святых», на подобие существовавшего в пустыне кагала (= εκκλησία), в к-ром прочие Н. присоединятся к остатку Израиля.

Итак, Н. нового С. – З. заранее обрисовывается на основе израильского исторического опыта, прообразующее значение к-рого т. обр. становится ясным. Однако данные этого опыта оказываются превзойденными в двух направлениях: нацональ- ные рамки оставлены позади, и новый Н. становится открытым всему ч-ству; ч-ство и даже вселенная приобретают опять свое первоначальное совершенство, потерянное вследствие ч-ского греха.

Но в этом символическом изображении остается местами нек–рая неясность, за к-рую ответственен отчасти опыт Израиля. В восстановлении ч-ского единства вокруг ВЗ-ного Н., его Царя и его святого города сохраняются порою некоторая узость (ср Ис 52, 1), националистические отзвуки (Ис 60, 12), даже известная воинственность (Пс 2; 71), заключающая в себе тенденцию проявиться в эсхатологической *брани (Иез 38–39). В особенности же, если счастье, обещаемое новому Н., и предполагает упразднение всякого нравственного и физического зла *страдания: Ис 65, 19; даже *смерти: Ис 25, 8), то кругозор чаще всего остается земным, прикованным к земным *радостям. Даже «народу *святых Всевышнего» (Дан 7, 22, 27), устремленному к преодолению этих ограничений и приобретающему трансцендентный облик, приписывается господство, напоминающее господство сильных мира сего (Дан 7, 27; ср 14).

Для рассеяния этой неясности нужно было, чтобы эсхатологический Н. со Христом и с Его Церковью вступил в свою очередь в поле ч-ского опыта.


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle