под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

А. НАРОД ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Для обозначения более или менее значительных ч-ских объединений в евр. языке имелось два слова: «ам» и «гой». И то и другое, в основном, в почти одинаковой степени заключало в себе два понятия: кровная связь и устойчивая общественная структура. Но постепенно они получили на языке ВЗ особые применения: *ам (ед. число) стало обозначать по преимуществу Израиль, Н. Божий, тогда как гойим (множ. ч.) относилось уже только к чужим *языч. Н. (уже в Числ 23, 9); правда, были исключения. Равным обр. в греч. Библии Н. Б. обозначается словом λαός (иногда словом δήμος, когда подчеркивалась его политическая организация), тогда как слово έθνη (мн. число) применялось к Н. языческим: здесь также имеются исключения. Этот лингвистический факт показывает, что была потребность в отдельном слове для выражения особого характера Израиля, – Н. настолько отличного от других тайной своего призвания, что его национальный опыт приобрел религиозное значение и в нем начала открываться одна из существенных сторон спасительного замысла.

1. *Избрание, *призвание, *союз–завет. – Израиль, как все другие Н., принадлежит ч-ской истории; но от самого его возникновения откр. представляет его превосходящим исторический порядок вещей. Он существует оттого, что Бог его избрал (Втор 7, 7; Ис 41, 8) и призвал (Ис 48, 12), притом не за его численность, силу или заслуги (Втор 7, 7; 8, 17; 9, 4), а по *любви (Втор 7, 8; Ос 11, 1). Отличив его т. обр. среди других, Бог искупил его и избавил во время Исхода (Втор 6, 12; 7, 8; 8, 14…; 9, 26). Составив из него независимую нацию, Он особым обр. его *сотворил (ср Ис 43, 15), образовал его как младенца в материнской утробе (Ис 44, 2, 24). Т. обр. появление у Израиля национального самосознания сопровождается живым сознанием его полной зависимости от Бога. Затем появляется *Союз–Завет и этот основополагающий акт подчеркивает, что отныне для Израиля все будет располагаться в двух плоскостях: в плоскости истории и в плоскости веры. Священный договор, в к-ром двенадцать колен выступают в качестве одной из заключающих его сторон, скрепляется *кровью *жертвоприношения (Исх 24, 8); так Ягве становится Богом Израиля, а Израиль – народом Ягве (ср Втор 29, 12; Лев 26, 12; Иер 7, 23 и др.; Иез 11, 20 и др.). Между Богом и определенной ч-ской общиной устанавливается т. обр. единственная в своем роде связь; всякий, кто через *обрезание присоединяется к этой общине, становится также участником этой связи (ср Быт 17, 10…).

2. Наименования и различные служения народа Божия. – Израиль – Н. *святой, посвященный Ягве, выделенный для Него (Втор 7, 6; 14, 2), Его достояние (Исх 19, 5; Иер 2, 3), Его *наследие (Втор 9, 26). Он – Его паства (Пс 79, 2; 94, 7), Его *виноградник (Ис 5, 1; Пс 79, 9), Его *сын (Исх 4, 22; Ос 11, 1), Его *жена (Ос 2, 4; Иер 2, 2; Иез 16, 8). Он – «*царство священников» (Исх 19, 6), где Бог царит над Своими подданными, посвященными на служение Ему. Это культовое назначение Союза–Завета показывает в то же время, в чем заключается служение Израиля в отношении других Н.: Свидетельствуя перед ними о едином Боге (Ис 44, 8), он – Н.*посредник, через к-рый возобновится связь между Богом и ч-ством в целом, так, чтобы к Богу возносилась хвала всей земли (Ис 45, 14 сл, 23 сл.) и чтобы все народы участвовали в *благословении Божием (Быт 12, 3; Иер 4, 2; Сир 44, 21).

Итак, в силу С. – Завета Израиль осуществляет в истории ч-ства некий парадокс: будучи общиной определенно религ. характера, трансцендентной по самой своей природе, Н. Божий в то же время принадлежит к этому миру и включает все земные элементы, составляющие жизнь Н. – ов здесь на земле. Вследствие этого, его национальный опыт, в к-ром все другие Н. смогут узнать и свое собственное лицо, приобретает некое религ. вероучительное значение.

1. Племенная общность. – Израильский народ представляет себе свое внутреннее единство вытекающим из единства происхождения. *Евр. патриархи – *отцы племени: воспоминания об истории, предшествовавшей Исходу, кристаллизуются в рамках родословной, к-рая от *Авраама через Исаака ведет к Иакову–Израилю, отцу двенадцати сыновей, давших свои имена двенадцати коленам. Правда, в течение веков это племя включило в себя немало чужеродных элементов: уже при выходе из Египта (Исх 12, 38), в пустыне (Числ 11, 4; Суд 4, 11), после завоевания Ханаана (Ис Нав 9; Суд 3, 1…)… Но в позднюю эпоху наблюдается большая забота о *чистоте иудейской крови: браки с иноплеменниками ставятся под запрет для охраны «семени святого» (Езд 9, 2) от языческих Н., у к-рых идолопоклонство в крови. Есть тенденция идеализировать прошлое, присоединяя к родословной праотцев нек–рых иноплеменников, с давних пор включенных в состав Израиля, напр., род Халева (1Пар 2, 18; ср Числ 32, 12 и Быт 15, 19). Дело в том, что избрание Израиля началось с его праотцев: на каждом этапе их родословной показано, что соседние Н. в лице своих отцов бывали отстранены от спасительного замысла (Быт 19, 30; 21, 8…; 25, 1…; 36). Значит, чтобы быть причастным к Божиим обетованиям и С. – З., надо быть из племени Авраама, друга Божия (Ис 41, 8; 51, 2; ср 63, 16; Иер 33, 26; Пс 104, 6; 2Пар 20, 7). В теории сохраняется нек–рый универсализм на мысленном горизонте, поскольку Авраам должен стать «отцом множества народов» (Быт 17, 5 сл.). Но *иноплеменники, обращающиеся в иудейство, – прозелиты (Ис 56, 8) – фактически должны совершенно ассимилироваться в избранном племени, чтобы получить участие в его религ. преимуществах, общей веры еще недостаточно для образования Н. Божия; его конкретную основу составляет определенная этническая ветвь, избранная Богом среди других.

2. Общность установлений. – Племя, происшедшее от праотцев, не аморфная масса, а организованное общество. Его основные ячейки – это семья и род (мишпах), где мы снова видим общность крови; они проходят через века и им удается даже пережить тот отрыв от почвы, к-рым является рассеяние (Езд 2; Неем 7). И именно ими определяется в области экономической собственность на стада, на землю, на право выгона скота; они же играют преобладающую роль в таких обычаях, как кровная *месть (Числ 35, 19), левират, т. е. обязанность жениться на вдове своего брата (Втор 25, 5…), право выкупа (Рф 4, 3). Именно через них каждый отдельный ч-к осознает свою общественную принадлежность, к-рая одновременно и охраняет его и налагает на него обязательства. Сами роды в свою очередь группируются в колена – основные политические единицы, и первой формой, к-рую принимает организованная нация, является конфедерация 12-ти колен, связанных между собою договором С. – Завета (Исх 24, 4; Ис Нав 24). Впоследствии, когда израильское государство упрочилось, над ними установилась централизованная монархия, однако не упразднившая их (2Цар 2, 4; 5, 3), так что после крушения монархического здания, когда нация оказалась в рассеянии, идеалом Иудеев, стремившихся к ее восстановлению, осталась конфедерация колен (ср Иез 48). Это развитие установлений определяется различными историческими факторами, но в первую очередь они зависят от одного определенного начала, превосходящего давление исторических обстоятельств: от *Закона, существенные основы к-рого заложены Моисеем и к-рый, развиваясь, обеспечивал в течение веков неизменное сохранение одного и того же духа в нравах и обычаях (ср Неем 8). Через него все израильские установления получали смысл и ценность соответственно замыслу Божию: он – провиденциальный «детоводитель» народа Союза-3. (Гал 3, 24).

3. Общность судьбы. – Параллельно с установлениями, на к-рые опирается народный строй, общую душу всем членам Н. дает общность судьбы: опыт кочевой жизни, порабощения и освобождения, странствования по пустыне и битв за обладание определенным отечеством, национального единства, дорогою ценою оплаченного, и расцвета царства, политического разделения, предвещающего гибель обеих половин государства, разгрома и рассеяния… И каждый из этих опытов имеет религ. значение; они составляют как–бы конкретный опыт путей Божиих. Их светлая сторона ясно показывает *дары, посылаемые Богом Своему Н., и помогает предугадывать Его тайные намерения; а их темная сторона дает представление о *гневе Божием, проявления к-рого служат назиданием в Его *судах. Т. обр., история становится откровением. Из своего многовекового опыта Н. Б. извлекает основные направления своего мышления, в к-рые затем укладывается и последующий опыт (ср 1 Макк 2, 51…; 2 Макк 8, 19); в своем прошлом он находит опорные точки, позволяющие ему представлять себе свое собственное будущее и выражать предмет своих надежд (ср Ис 63, 8…).

4. Укорененность в определенном отечестве. – Из пустыни – своего первоначального местожительства – Н. Б. был приведен в Ханаан. Это та *земля, где жили его праотцы и где находились их гробницы (Быт 23; 25, 9 и т. д.); земля обетованная (Быт 12, 7; 13, 15), затем дарованная ему Богом в *наследие (Исх 23, 27…; Втор 9, 1…; Иер 2, 7; Пс 77, 54 сл.); земля, завоеванная в ходе ч-ских предприятий, выполнявших Божий замысел (Ис Нав 1, 13…; 24, 11…). Это уже не Ханаан, страна языческая, а земля Израиля, святая земля, где Сам Бог, присутствующий среди Своего Н., установил Свое местопребывание (3Цар 8, 15). *Иерусалим, жилище Ягве и политическая столица, представляет собою ощутимый знак единства одновременно и национального и религиозного (Пс 121). Оттого и *рассеяние, следующее за национальной катастрофой, только усиливает привязанность Н. Б. к своей земле. Мистика Сиона появляется уже с момента указа Кира (Езд 1, 2) и остается живой в последующие века (Езд 7). Даже живя среди иноземцев, Иудеи никогда не чувствуют себя окончательно оторванными от родной почвы, ибо там у них еще одно Отечество, в к-ром находятся гробницы их отцов (Неем 2, 3) и к к-рому они обращаются лицом для молитвы (Дан 6, 11).

5. Общность языка. – Завоевав св. землю, Израиль сделал «язык ханаанский» (Ис 19, 18) своим собственным языком. У всякого Н. *язык является фактором единства, он способствует общности народного характера и служит опорой определенной культуры и мировоззрения; он – подлинное духовное отечество. У Израиля же само Божие откр. выражается на евр. языке, применяясь к категориям мышления, выкованным семитической культурой и пользуясь конкретностью и динамичностью этого языка. Из века в век оформляется настоящая национальная культура, в к-рой заметны весьма различные ч-ские привнесения (ханаанское, ассиро- вавилонское, иранское, даже греч.); но откр. непрестанно производит в них отсев, устраняя неусваиваемые элементы, придавая словам и понятиям новое содержание в связи с замыслом Божиим. Под конец, когда Иудеи заговорят по–арамейски или по–греч., евр. язык остается «святым языком», хотя применение таргумов и перевода LXX позволяет арам, и греч. языкам служить в свою очередь проводниками богооткровенного учения, не искажая его. Т. обр., над культурным развитием Израиля господствует Слово Божие, закрепленное в св. Писаниях; но, чтобы стать понятным, Слово Божие отлилось в евр. форме.

6. Общность культа. – В обществах древнего Востока культ был одной из основных сторон гражданской жизни. У Израиля в *культе единого Бога заключается, в силу Союза–Завета, высшее назначение нации. В евр. языке имеются технические термины для обозначения народа, собранного для выполнения своего культового назначения. Он образует общину (седах), священное собрание (микра), собрание, общество (кагал), и из этих терминов, транспонированных на греч. яз., возникли слова συναγωγή и έκκλησία. Ищущее своего идеала в той св. общине, к-рая, по описаниям Пятикнижия, существовала в пустыне, иудейство, конечно, еще не есть *Церковь в полном значении этого слова, так как оно остается связанным с земным строем определенной нации; но черты Церкви в нем уже намечаются, поскольку особые свойства израильского Н. с наибольшей четкостью выявляются им в его качестве культовой общины (кагал – έκκλησία).

Со времени заключения ВЗ-ного Союза уже намечена социальная структура спасительного замысла: ч-к не может быть спасен Богом, если он уклоняется от исторического пути; он не сможет найти Бога в одиночестве религиозной жизни, отрезанной от мира. Связь с Богом он должен устанавливать, разделяя жизнь и судьбу общины, избранной Богом с тем, чтобы она была Его народом. Этот Божий замысел получает у Израиля начало осуществления, так как члены народа С. – З. обладают уже в действительности жизнью по *вере, опирающейся на национальные установления и историю так же, как на Слово Божие и на культовые собрания. Здесь сказывается, однако, несовершенный характер этого подготовительного и временного осуществления. Жизнь по вере была уже положительным реальным опытом союза с Богом и несла в себе обетование окончательного спасения. Но она еще продолжает быть связанной с условиями, к-рые с двух сторон ее ограничивают: ее перспективы не идут дальше земного порядка вещей, с одной стороны, и кругозора одной единственной нации – с другой. И все же самым этим сочетанием трансцендентной реальности («народ Божий») с реальностью национальной и земной, в к-рой она находит видимую опору, нечто от ее глубинной тайны стало постижимым для людей: исходя из переживаний Израиля как народа здешнего мира, постепенно, под покровами *прообразов, наметились различные стороны святого общества, в к-ром спасительный замысел свершится окончательно.


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle