под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НАРОДЫ ЯЗЫЧЕСКИЕ

Согласно ВЗ, ч-ский род делится на две части, для к-рых в библ. языке имеются различные наименования. С одной стороны, – *Израиль, *народ Божий (*ам = греч. λαός), на к-ром почиют *избра- ние, *союз–завет и *обетования; с другой стороны – остальные Н. (гойим = греч. έθνη). Различие между ними не только этническое или политическое. оно прежде всего религиозное; другими Н. называются и те, кто «не знают Ягве» (язычники), и те, кто не участвуют в жизни Его Н. (иноплеменники). В НЗ понятие Н. Божия развивается, расширяется, чтобы стать наконец *Церковью, *Телом Христовым. Но перед лицом этого нового Н., открытого всем людям, ч-ство представляется по- прежнему разделенным на–двое: на *Иудеев и на Н. Я. (ср Рим 1, 16; 15, 7–12). Т. обр. ритм развития истории спасения следует диалектике отношений между Израилем и остальными Н. С одной стороны, замысел Божий включается в ч-скую историю благодаря избранию и обособлению Израиля; с другой стороны, этот замысел всегда имеет в виду спасение всего ч-ства. В силу этого, данная перспектива все время колеблется между частным и вселенским, доколе Христос не придет соединить Израиля и Н. Я. в одном новом Человеке (Еф 2, 14 слл).

ВЗ

В исходной точке ВЗ призыв Божий звучит в разделенном мире, в к-ром сталкиваются племена, народы, культуры. В связи с этим историческим фактом возникает ряд вопросов: была ли на это воля Божия? а если нет, то что было этому причиной? В задачи Библии не входило давать на это ответы научного порядка, но тем не менее эта изначальная тайна ч-ского общества в ней исследуется в свете откр.

1. Единство и разнообразие людей. – *Единство рода ч-ского само собой подразумевается в схематических представлениях кн. Быт. От одного Бог произвел весь род ч-ский (Деян 17, 26 греч.). Речь идет не только об отвлеченном тождестве ч-ской природы, но также и об единстве крови: все родословные исходят от *Адама и Евы; после Потопа они опять начинаются с Ноя (Быт 9, 18 сл.). Однако единство не означает единообразия, исключающего различия. Люди должны размножаться и наполнять землю (Быт 1, 28); это предполагает возрастающее разнообразие народов и рас, к-рое рассматривается Писанием как происходящее по воле Божией (Быт 10; Втор 32, 8 сл.).

2. Последствия греха для общества. – Все же нынешнее состояние ч-ства не отвечает намерениям Божиим. В историю вторгся *грех: Адам и Ева возмечтали стать «как боги» (Быт 3, 5); люди, собравшись в земле Сеннаар, захотели построить «башню высотою до небес» (11, 4). В обоих случаях сказывается кощунственное отсутствие чувства меры и люди приходят к одинаковым результатам, открытым судом Божиим (3, 14–24; 11, 5–8). Практическим последствием этих греховных действий являются известные нам по опыту условия человеческого существования. Вот почему многообразное развитие нашего рода, протекающее в греховной атмосфере, приводит к кровавой *ненависти (Каин и Авель: 4, 1–16) и к потере духовного единства (смешение *языков: 11, 17 слл). Таковы условия, в к-рых отдельные Н. возникают в ходе истории, неся на себе двойное клеймо *идолопоклонства, отлучающего их от Бога, и *гордыни, возбуждающей их один против другого. Таков фон картины, на к-ром выделяется призвание Авраама: Бог избирает его среди Я. Н. (Ис Нав 24, 2), чтобы сделать его отцом нового Н., к-рый будет Н. Божиим, в к-ром в конце концов будут благословенны все племена земные (Быт 12, 1 слл).

Израиль сознает свое природное родство с нек- рыми соседними Н. Родословные праотцев подчеркивают это в отношении Измаила (Быт 16) и Мади- ана (25, 1–6), Моава и Аммонитян (19, 30–38), Арамеев (29, 1–14) и Едома (36). В эпоху Маккавеев Иудеи искали даже племенного родства со Спартанцами (1 Макк 12, 7, 21). Но отношение Израиля к Я. Н. определяется побуждениями иного порядка – учением Завета–Союза и замыслом о спасении.

1. Народы, противостоящие Богу. – В силу своего национального призвания Израиль является носителем великих ценностей: знания истинного Бога и поклонения Ему, содержащейся в Завете надежды на спасение и обетований. Я. же Н. представляют в отношении этого двойную угрозу: политического порабощения с одной стороны, религиозного обольщения с другой.

а) Политическая угроза. – Редки те эпохи, когда существование Израиля не находилось под угрозой. Гордыня и алчность движут народами; идет борьба из–за престижа или обладания землями. Втянутый в превратности международной политики, Израиль должен упорно отстаивать вверенный ему залог. Он пережил рабство в *Египте. Впоследствии в *бранях Ягве он противостоит Хананеям, Мадианитянам, Филистимлянам… При Давиде положение на нек–рое время изменяется (ср 2Цар 8) и израильское царство пользуется известным престижем. Но вскоре положение ухудшается вследствие враждебности и алчности малых соседних царств, воли к *могуществу международных гигантов – Египта, Ассирии, *Вавилона… Эпоха царей изобилует кровавыми столкновениями, за к-рыми порой проглядывает их подлинная сущность: как это было во время Исхода (Исх 5–14), Н., обуянные гордыней и поклоняющиеся ложным богам, противятся Богу живому (4Цар 18, 33 слл; 19, 1–7, 12–19). То же явление повторяется снова в позднюю эпоху, когда Антиох Епифан предпринимает эллинизацию Иудеи (1 Макк 1, 29–42). Под этим углом зрения отношения, между Израилеи и Я. Н. могут быть только враждебными.

б) Религиозное обольщение. – Перед лицом Н. Божия другие Н. представляют также опасность язычества, то в форме обольщения, то в форме тирании. Израиль – сам происшедший от предков- идолопоклонников (Ис Нав 24, 2) – нередко склоняется к подражанию им. Во времена Судей он впадает в ханаанское *идолопоклонство (Суд 2. 11 слл). Соломон, строитель Храма, воздвигает святилища и национальным богам соседних стран (3Цар 11, 5–8). В последующие века к ханаанским культам прибавляются культы господствующей Ассирийской державы (4Цар 16, 10–18; 21, 3–7; Иез 8). В эпоху Маккавеев таким же искушением является греческое язычество, сильное своим культурным престижем, к-рое Антиох Епифан пытается навязать всей стране (1 Макк 1, 43–61). В этих условиях можно понять строгие предписания Второзакония: Израиль должен решительно отмежеваться от чужих Н., чтобы не заразиться их язычеством (Втор 7, 1–8).

2. Языческие народы в замысле Божием. – Нельзя, однако, сводить ВЗ-ное учение о Я. Н. только к этому отрицательному аспекту противопоставления и отделения. Ягве – Бог всех народов; все они зависят от Него; и даже нек–рые *начатки из их среды уже включаются в Израиля, дабы воздавать подлинное поклонение Богу.

а) Языческие народы перед лицом Ягве. – Промыслительный план Ягве распространяется на все Н.: как Он вывел Израиля из Египта, так Он же вывел Филистимлян из Кафтора и Арамеян из Кира (Ам 9, 7). Эта очевидность должна была бы исключить всякий религиозный национализм. Но, в свою очередь, все эти народы должны знать, что они так же, как и Израиль, подлежат *суду единого Бога (Ам 1, 3–2, 3). Этими двумя косвенными путями ВЗ уже утверждает универсальность спасительного замысла. Однако, участие Я. Н. в его развитии остается эпизодическим: иногда они служат орудиями Божия *гнева для наказания Израиля (Ис 8. 6 сл.; 10, 5; Иер 27), иногда на них, как, напр., на Кира, возлагается некая спасительная миссия (Ис 41, 1–5; 45, 1–6). Не следует также пренебрегать теми ч-скими ценностями, к-рыми обладают Я. Н.: сами по себе эти ценности – дары Божии. Следовательно, Израиль может ими пользоваться на свое благо: при своем бегстве Евреи обобрали Египтян (Исх 12, 35 сл.); завоевав Ханаан, они пользуются его культурой (Втор 6, 10 сл.); в каждую эпоху происходят новые заимствования у международной культуры (ср 3Цар 5, 9–14; 7, 13 сл.).

б) Начатки народов. – Все эти случаи соучастия в замысле Божием остаются, однако, явлениями внешнего порядка: Н. Я. не пользуются, как Израиль, данными Богом преимуществами. Правда, и здесь существуют исключения. Нек–рые из представителей Я. Н. приносят Богу праведное, угодное Ему поклонение, как напр., Мелхиседек (Быт 14. 18 слл), Иофор (Исх 18, 12), Нееман (4Цар 5, 17)… Нек–рые включаются в Н. Завета: Фамарь (Быт 38), Раав (Ис Нав 6, 25) и Руфь (Руф 1, 16), прародительницы Иисуса Христа (Мф 1, 2–5), жители Гаваона (Ис Нав 9, 19–27), а также те пришельцы, постоянно живущие среди Израильтян, к-рые принимают обрезание (Исх 12, 48 сл.; Числ 15, 15 сл.). Во всем этом слышится отдаленное предвествие универсальности, к принятию к-рой Бог в конце концов приведет Свой народ.

В пророчествах перспектива определяется не опытом текущего дня: пророки предвещают идеальное осуществление замысла Божия в конце *времен. В зависимости от представляемой каждым из них ценности, Н. фигурируют в этой панораме или как подлежащие *суду Божию или как наследники Его *спасения.

1. Суд над народами. – У всех пророков встречаются классические изречения, направленные против Я. Н. (Ис 13–21; Иер 46–51; Иез 25–32). Они приобретают особое значение в позднюю эпоху, когда поражение угнетателей–язычников представляется необходимым условием освобождения Израиля. Когда придет Его *День, Бог сокрушит Гога, князя Магога, олицетворяющего всех этих кровожадных тиранов (Иез 38–39). Он вступит в борьбу со всеми силами вражьими (Иоил 4, 9–14; Зах 14, 1–6, 12 слл), разрушит их города (Ис 24, 7–13) и совершит суд над их царями (Ис 24, 21 сл.). История Иудифи, представляющая собою пример этого суда Божия, и «апокалипсис» Даниила построены на той же теме (ср Дан 7; 11, 21–45), к-рой Антиохово гонение придает трагическую актуальность.

2. Спасение народов. – Но есть и другая створка диптиха. Окончательное спасение не будет исключительным делом Израиля. Хотя грех нарушил с самого начала единство рода ч-ского, окончательное обращение Я. Н. позволит восстановить это единство. Они придут в Иерусалим учиться Божию Закону, и это будет возвращением ко всеобщему *миру (Ис 2, 2 слл). Они обратятся к Богу живому (Ис 45, 14–17, 20–25) и примут участие в поклонении Ему (Ис 60, 1–16; 25, 6; Зах 14, 16). Произойдет обращение Египта и Ассирии, и Израиль послужит им связующим звеном (Ис 19, 16–25). Прекращая *Вавилонское рассеяние, Ягве соберет вокруг Себя все Н. и все *языки (Ис 66, 18–21). Все они признают Его *Царем, все присоединятся к Н. Авраамову (Пс 46), все нарекут Сион *Матерью (Пс 86). По отношению к ним, как и по отношению к Израилю, *Отрок Ягве выступит *посредником (Ис 42, 4, 6). Так, в последний день должен вновь образоваться единый H. Божий, к-рый вновь обретет первоначальную универсальность. Если Закон и придавал Израилю нек–рую видимость исключительности, то пророчества, как мы видим, возвращаются к очень широким перспективам изначальной тайны.

Послепленное иудейство, унаследовавшее как Закон, так и пророков, колеблется между этими двумя тенденциями, в основе к-рых лежат две противоположных причины.

1. Иудейская исключительность. – Первая тенденция заключается в том, чтобы замкнуться от язычества, поскольку причиной прошлых бедствий было его пагубное влияние, зараза его духом и его культами. Поэтому восстановление иудейства во времена Неемии и Ездры и происходит в атмосфере усиленной обособленности (Езд 9–10; Неем 10; 13). В дальнейшем кругозор несколько расширяется, но кризис эпохи Маккавеев вызывает новый прилив религиозного национализма, к-рый еще через два столетия сохранился в сектах *фарисеев и ессеев.

2. Иудейский прозелитизм. – Но в ту же эпоху парадоксальным образом, объясняющимся, однако, дополнительными требованиями иудейской веры, общество Израиля, более чем когда–либо, становится открытым для язычников доброй воли. Религиозный шовинизм порицается: злую карикатуру на него дает, напр., кн. прор. Ионы. Создается официальный статут для прозелитов, желающих присоединиться к Израилю (Ис 56, 1–8), и с одобрением упоминается о том, как это сделали в прежние времена нек–рые из них – Руфь Моавитянка (Руф 1, 16), Ахиор Аммонитянин (Иф 5, 5–6, 20)… Александрийское иудейство выделяется в этом отношении своей инициативностью. Из его среды выходят LXX толковников, переведших Библию на греч. язык; в нем намечается определенная апологетика, образцы к-рой сохранились в конце кн. Варуха (Послание Иеремии) и в кн. Премудрости (Прем 13–15). Следовательно, Израиль осознал свое призвание Н. – *свидетеля, Н. – миссионера.

НЗ

С пришествием Иисуса начинаются последние времена (Мк 1, 15). Можно было ожидать, что Он о самого начала Своего служения станет на путь универсализма, к-рый Ему уже подготовили пророчества. Положение, однако, оказалось более сложным.

1. Контрасты в словах и действиях

а) Проявления обособленности. – Даже во время пребывания на чужой земле Иисус при возвещении Евангелия и совершении чудес не выходит за пределы иудейства: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 15, 24); «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мк 7, 27). *Посылая Двенадцать на проповедь, Он дает им то же указание: «На путь к язычникам не идите» (Мф 10, 5 сл.).

б) Перспективы универсализма. – Однако, наталкиваясь на злую волю этих «погибших овец» и в то же время находя великую веру в Него у нек–рых иноземцев, Он исполняет их просьбы и ставит их в пример. Таковы случаи с Капернаумским сотником (Мф 8, 10 п), прокаженным Самарянином (Лк 17, 17 слл), Хананеянкой (Мф 15, 28)… В *Царстве Божием эти люди – *начатки из Я. Н. И при будущем развитии Царства число их будет возрастать: на эсхатологический пир придут со всех сторон, тогда как Израильтяне – прирожденные члены Царства – окажутся исключенными из него (Лк 13, 28 сл п)… В этой удивительной перспективе прежнее положение Иудеев и Я. Н. оказывается обратно пропорциональным в отношении права на преимущества Завета: Божий *вино- градник будет отнят у Израиля и доверен другим виноградарям (Мф 21, 43).

2. Разрешение антиномии. – У Христа нет противоречия между обособленностью и универсализмом. Но Он действует соответственно чередующимся фазам изменяющегося положения. Вначале Он мекал обращения Израиля, чтобы сделать его посланником Царства в перспективе всеобъемлющего универсализма. Потому Он и не выходил за пределы Своего народа. Но *ожесточение Иудеев противостояло такому намерению. Тогда осуществление замысла о спасении приняло иное направление: отвергнутый Своим народом, Иисус пролил Свою кровь «за многих, во оставление грехов» «(Мф 26, 28), и это жертвоприношение, скрепляя эсхатологический *Союз–Завет, открыло доступ в Царство всем людям. После этого ч-ский род смог вновь обрести свое внутреннее *единство, благодаря восстановлению связи с Богом. Вот почему, когда жертвоприношение было завершено Его славным воскресением, Иисус дал Двенадцати вселенскую *миссию: возвещать Евангелие всякой твари (Мк 16, 15), научить все народы (Мф 28, 19), быть Его свидетелями до предела земли (Деян 1, 8). В свете Христова Воскресения иудейская обособленность была окончательно преодолена.

1. Первохристианская община и язычники

а) Постепенное расширение Церкви. – Несмотря на вселенское значение *Пятидесятницы, когда хвала Богу была возвещена на всех языках (Деян 2, 8–11), первохр–ская община сначала ограничилась проповедью Евангелия Израилю: спасение должно было возвеститься в нем, а затем распространиться на весь мир. Но под действием Духа Церковь постепенно выходит из этого замкнутого круга: Филипп проповедует Евангелие в Самарии (Деян 8); Петр крестит сотника Корнилия, прозелита, еще не присоединенного к Израилю через обрезание (Деян 10); в Антиохии, наконец, Господь Иисус возвещается Эллинам, к-рые обращаются в большом числе (11, 20 сл.). Затем призвание Павла дает Церкви избранное орудие, в к-ром она нуждалась для благовестил Я. Н. (9, 15; 22, 15, 21; 26, 17), согласно пророчествам (13, 47; ср Ис 49, 6).

б) Собор в Иерусалиме. – Этим расширением Церкви ставится основной вопрос: надо ли пришедших к вере язычников понуждать к соблюдению иудейского *Закона? Во время собора в Иерусалиме Павел твердо стоит на том, чтоб на них не налагали такого ярма (Деян 15, 1–5; Гал 2); Петр его поддерживает и Иаков объявляет обращение язычников согласным Писанию (Деян 15, 7–19). Итак, жизненный опыт помогает сделать окончательный логический вывод, к к-рому вели размышления о крестной смерти и воскресении Иисуса: в Церкви – новом *народе Божием – язычники занимают то же место, что и Израиль, и Павел утверждается в своем особом призвании Апостола язычников (Гал 2, 7 слл).

2. Павел – Апостол язычников. – В своей *апостольской деятельности Павел, однако, считается с положением вещей, имеющим корни в ВЗ: он всегда возвещает Евангелие в первую очередь Иудеям; лишь встретив отказ с их стороны, он обращается к язычникам (Деян 13, 45 слл; 18, 5 сл.; 19, 8 слл; ср Рим 1, 16; 2, 10). Но в то же время он ясно объясняет, каково положение Я. Н. в свете *Евангелия.

а) Языческие народы и Евангелие. – На людей, происходящих из Я. Н., так же как и на Иудеев открывается *гнев Божий за всякое нечестие (Рим 1, 18). Бог явил им Себя через Свое творение (1, 19 сл.; Деян 14, 17), а они не признали Его (Рим 1, 21 сл.); Он дал им познать Свой Закон посредством их совести (2, 14 сл.), а они предались своим необузданным похотям, вследствие идолопоклонства (1, 24– 32). Но ныне Богу угодно явить им Свое *милосердие, как и Иудеям, если только они уверуют в Евангелие (1, 16; 3, 21–31; 10, 12). И тем, и другим *вера приносит оправдание: согласно свидетельству Писания, истинные сыны *Авраамовы, *наследники обетованного ему благословения, – те, кто исповедуют веру (Гал 3, 6–9). Народ, теперь облагодетельствованный этим обетованием, включает в себя и *обрезанных, и необрезанных, и т. обр. Авраам становится отцом множества народов (Рим 4).

б) Иудеи и язычники в Церкви. – Итак, в Иисусе Христе единство ч-ства восстановлено. Нет больше ни Эллина, ни Иудея (Гал 3, 28); Иудеи и язычники примирены с тех пор, как пала существовавшая между ними стена *ненависти. Они образуют одно новое *ч-ство, единое здание, в к-ром Христос – краеугольный *камень, единое *Тело, к-рого Он – глава (Еф 2, 11–22). Эта тайна *единства осуществляется уже теперь в Церкви, в ожидании своего небесного свершения. Однако, прежним разрывом ч-ства на–двое по–прежнему определяется диалектика свящ. истории. В первый период Бог отстранил ожесточившийся Израиль за исключением определенного *Остатка; это было для того, чтобы даровать спасение Я. Н. путем их прививки на стволе Израиля (Рим 11, 1–24) и чтобы возбудить у Израиля ревность, к-рая может привести его к покаянию (11, 11). Во второй период, после того как полнота Я. Н. вступит в Церковь, весь Израиль будет спасен в свою очередь (11, 25–29). Пути Божии ведут к конечному спасению всех Н., соединенных с Израилем в народе Божием (15, 7–12).

1. Евангелия

а) Синоптики. – Собирая воспоминания о земной жизни Иисуса, три первых евангелиста проявляют, каждый по–своему, интерес к спасению Я. Н. У Марка исповедание веры сотника–язычника у подножия креста: «Воистину этот человек был Сын Божий» (Мк 15, 39) – является как бы кульминационным пунктом повествования. У Матфея, подчеркивающего наличие женщин–язычниц в родословной Иисуса (Мф 1, 2–6), Христос уже с младенчества проявляет Себя Царем всех народов (2, 1–11); Свое служение Он начинает в «Галилее язычников» (4, 15 сл.); Его последние слова являются повелением благовествовать Евангелие всем народам (28, 19). У Луки родословная Иисуса восходит к Адаму, отцу всего рода ч-ского, спасти к-рый Он пришел (Лк 3, 23–38); старец Симеон славит Его как «свет во откровение язычникам и славу народа Твоего Израиля» (2, 32); как Еванг. от Луки, так и кн. Деян, служащая его продолжением, показывают, что спасение, приобретенное в *Иерусалиме жертвой Христа, распространяется оттуда «до предела земли» (Деян 1, 8).

б) Еванг. Иоанн в меньшей степени касается этой проблемы, потому что он больше занят судьбой неверующих в Иисуса *Иудеев (Ин 12, 37–43). Из народа Божия они, вследствие своего *ожесточения, становятся народом подобным другим (11. 48 слл; 18, 35). Зато уже при жизни Иисуса мы видим людей, с верою приближающихся к Нему и являющихся начатками из Я. Н. (4, 53; 12, 20–32). Наконец, Его смерть осуществляет всеобщее *примирение: Он умирает не только за Свой народ, но чтобы собрать воедино всех рассеянных детей Божиих (11, 50 слл).

2. Откровение Иоанна. – В Откр. Ин., как и в древних пророчествах, уделяется большое внимание двойственному положению Я. Н. в отношении Божия замысла.

а) Суд над враждебными народами. – Новый Н. Божий, как в прошлом Израиль, встречается с враждебными ему Я. Н. (ср Откр 11, 2). В этом смысле надо понимать символы *Зверей, требующих от людей поклонения себе (13), и *Вавилона, богохульной блудницы, упивающейся кровью мучеников (17)… Эти силы и ведут против Христа эсхатологическую *войну (17, 13 сл.; 19, 19; 20, 7 слл), ибо они – носительницы власти *Сатаны. Вот почему они будут судимы и уничтожены (14, 6–11; 18); они падут в борьбе против Христа (17, 14; 19, 15, 20 сл.).

б) Спасение обращенных языческих народов. – Но лицом к лицу с грешным ч-ством, идущим т. обр. к своей гибели, появляется новое ч-ство, спасенное кровью Агнца: «великое множество людей из всех племен, и колен, и народов, и языков» (7, 9–17), славящее Бога как *Царя народов (15, 3 сл.), К-рый навеки будет обитать в новом *Иерусалиме (21. 24 слл). НЗ заканчивается этим видением преисполненным надежды, в к-ром искупленный род ч-ский наконец опять обретает свое единство: «О Царю народов и их упование, камень краеугольный, Который из двух творишь единое, – прииди и спаси людей, которых Ты сотворил из праха!» (Литург. молитва предпраздн. Рожд. Христова в лат. обряде.)

JP & PG

– > Апостолы II 2 – вера ВЗ III 3, IV 2, НЗ 3 о – Египет – единство – Израиль – И/дей I – культ ВЗ II, III – миссия – народ – обрезание – отцы и Отец II 2, 3 – плен 112 – покаяние ВЗ II 5, НЗ III 2 – посещение ВЗ 1 – Пятидесятница II 1, 2 в, г – рассеяние – царь ВЗ I 4 – чужестранец –


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle