под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЛЮБОВЬ

«Бог есть любовь» – «Любите друг друга». Прежде чем достигнуть этой вершины НЗ-ого откр., ч-к должен очистить свое узкоч–ское представление о Л., дабы принять тайну Л. Божией – тайну, явленную крестной смертью Христа. Словом «любовь» обозначается множество различных явлений, плотских и духовных, эмоциональных и интеллектуальных, серьезных и легкомысленных, созидательных и разрушительных. Любят приятную вещь, животное, товарища по работе, друга, родителей, детей, женщину. Библ. ч-к знал все это на опыте. О чувствах такого рода говорится и в Бытии (ср Быт 2, 23 сл.; 3, 16; 12, 10–19; 22; 24; 34), в истории Давида (ср 1Цар 18, 1 слл; 2Цар 3, 16; 12, 15–25; 19, 1–5), в Песне Песней и в ряде др. книг. Нередко эти чувства принимают греховную окраску, но чаще они отличаются прямотой, глубиной и искренностью, высказанными обычно в сдержанных и кратких выражениях.

Для Израильтян, мало склонных к отвлеченному мышлению, слова имели часто эмоциональную окраску: *познать уже значило и любить; их *верность общественным и семейным связям (хесед) была порывиста, непосредственна, великодушна (ср Быт 24, 49; Ис Нав 2, 12 слл; Руф 3, 10; Зах 7, 9). На языке ВЗ «любить» (евр. ахаб; греч. άγαπαν; между греч. словами, означавшими Л. LXX выбрали этот мало употребительный глагол, к-рый в НЗ получил исключительно религиозный смысл.) по своему значению столь же многогранно, как наше «любить».

Библ. ч-к знает и ценность эмоционального влечения (ср Притч 15, 17), и связанные с ним опасности (Притч 5; Сир 9, 1–9). Когда понятие Л. проникает в его религиозную психологию, оно уже насыщено богатым и конкретным ч-ским опытом. В то же время у него возникает множество вопросов. Может ли Бог, столь великий и столь чистый, снизойти до того, чтобы любить ч‑ка, столь ничтожного и грешного? И если Бог все же любит его, как может ч-к ответить на такую Л.? Каково соотношение между Л. Божией и Л. ч-ской? Каждая религия старается по–своему ответить на эти вопросы, обычно впадая при этом в одну из двух противоположных крайностей: или относя Л. Божию в область недоступного, чтобы сохранить расстояние между Богом и ч-ком, или принижая Л. Божию до уровня Л. чисто ч-ской, чтобы дать ч-ку ощущение присутствия Бога. На эти тревожные религиозные искания ч‑ка в Библии дается ясный ответ: Бог благоизволил начать диалог Л. с людьми и во имя этой Л. Он обязывает и учит их любить друг друга.

ВЗ

Повествования о сотворении мира, хотя само слово любовь не встречается в них (Быт 1; 2–3), дают первое откровение о Л. Божией, говоря о благости, проявленной Богом к Адаму и Еве. Бог желает дать им полноту *жизни; но этот дар предполагает с их стороны свободное единение с Его *волей; Бог начинает этот диалог Л. заповедью. Но Адам захотел силой овладеть тем, что предназначалось ему в качестве дара: он согрешил. Тогда тайна благости углубляется, переходя в *милосердие, выраженное к грешнику в *обетованиях спасения; итак, узы Л. между Богом и ч-ком постепенно восстанавливаются. История пребывания в раю и изгнания из него представляет как бы краткое предвестие всей свящ. истории.

1. Друзья и наперсники Божии. – Призывая *Авраама, избранного среди язычников (Ис Нав 24, 2 сл.), стать Его другом (Ис 41, 8), Бог выражает Свою Л. в форме *дружбы: Авраам становится доверенным Его тайных намерений (Быт 18, 17). Объясняется это тем, что Авраам ответил требованиям Божией Л.: следуя призыву Божию, он покинул свое отечество (12, 1); и он должен дальше проникнуть в тайну *страха Божия, к-рый есть Л.: ему повелевается принести в жертву своего единственного сына, а значит и свою Л.: «Возьми сына твоего, к-рого ты любишь» (Быт 22, 2).

*Моисей не подвергся этому испытанию: перед ним не стоял вопрос о принесении в жертву своего сына; но зато стояло под вопросом существование всего народа вследствие конфликта между святостью Божией и грехом. Душа его как бы раздирается между Богом, пославшим его, и народом, к-рый он представляет (Исх 32, 9–13). Он остается верным, ибо с момента призвания (3, 4) и до самой смерти он неустанно идет по пути все большей близости с Богом, беседуя с Ним «как с *другом» (33, 11); ему открылась безмерная *благость Божия – такая Л., к-рая, ни в чем не поступаясь своей *святостью, есть *милосердие (34, 6 сл.).

2. Откровение пророков. – *Пророки тоже наперсники Божии (Ам 3, 7), возлюбленные Богом по избранию, «взятые в удел» (Ам 7, 15; ср 1Петр 2, 9) в силу этого избрания, к-рое иногда даже раздирает их душу (Мер 20, 7 слл), но и преисполняет ее радостью (20, 11 слл): *пророки – свидетели Л. и *гнева Ягве (Ам 3, 2). Осия, затем Иеремия и Иезекииль приносят откр. о том, что Бог – *Супруг Израиля, хотя Израиль постоянно неверен и платит только неблагодарностью и изменой за эту сильнейшую и ревностную Древность) Л. Но Л., даже отвергнутая, сильнее греха (Ос 11, 8); она *прощает и дает Израилю *новое *сердце, способное любить (2, 21 сл.; Иер 31, 3, 20, 22; Иез 16, 60–63; 36, 26 сл.). Другие образы, как, напр., *Пастыря (Иез 34) или *Виноградника (Ис 5; Иез 17, 6–10), выражают ту же ревность Божией любви и ту же драму.

Второзаконие, вновь провозглашенное (4Цар 22) в условиях, когда народ, казалось, окончательно предпочел Л. Божией поклонение идолам, – напоминает непрестанно о том, что Л. Божия дается Израилю не по заслугам (Втор 7, 7 сл.) и что Израиль должен «любить Бога всем сердцем своим» (6, 5). Эта Л. выражается *поклонением и *послушанием (11, 13; 19, 9), предполагающими решительный выбор, отрыв от зла, чего бы это ни стоило (4, 15–31; 30, 15–20). Но такая Л. возможна только, если Бог Сам приходит *обрезать сердце Израиля и сделать его способным любить (30, 6).

3. Путь к личному диалогу. – После *пленения Израиль, очищенный Испытанием, постепенно открывает, что жизнь с Богом есть не что иное, как диалог Л. По всей вероятности, с этой точки зрения он перечитывает и Песню Песней; в ней чередуются мотивы обладания и искания, приводя к тому, что *Супруг и супруга любят друг друга «крепкой, как смерть, любовью» (8, 6).

В период после пленения отдают себе больший отчет о том, что Бог обращается к сердцу каждого: Он любит не только народ в целом (Втор 4, 7) или его вождей (2Цар 12, 24 сл.), но каждого Иудея, и особенно праведного (Пс 36, 25–29; 146, 8), *бедного и нищего (112, 5–9). Постепенно намечается даже та мысль, что Л. Ягве распространяется не только на иудеев, но и на язычников (Ион 4, 10 сл.) и даже на все сотворенное (Прем 11, 23–26).

Т. обр. в эпоху, предшествовавшую приходу Христа, *благочестивые иудеи (евр. хасид: Пс 4, 4; 131, 9, 16) размышляющие над содержанием Библии, начинают сознавать, что их любит тот Бог, милосердную *верность К-рого *союзу с Израилем (Пс 135; Иоил 2, 13), благость (Пс 33, 9; 99, 5) и *милость (Быт 6, 8; Пс 85, 15; Ис 30, 18) они славят. В свою очередь они непрестанно говорят о своей Л. к Богу (Пс 30, 24; 72, 25; 115, 1) и ко всему, что с Ним связано: к Его *Имени, Его *Закону, Его премудрости (Пс 33, 13; 118, 127; Ис 56, 6; Сир 1, 10; 4, 14). Эта Л. часто доказывается, вопреки примеру и давлению *нечестивых (Пс 10; 39, 14–17; 72; Сир 2. 11–17), вплоть до *мученичества, как это было в эпоху Маккавеев (2 Макк 6–7) и впоследствии – с Равви Акибой, погибшим за свою веру в 135 г. по P. X.: «Всем сердцем возлюбил я Его, – сказал он, – и всем, что имею; но у меня не было случая возлюбить Его всем моим существом (*душа). Теперь это время пришло». Эти возвышенные слова прозвучали в ту эпоху, когда полнота откр. уже была дана людям *Иисусом Христом.

НЗ

Л. между Богом и людьми открывалась в ВЗ через целый ряд событий: то были Божии благоизволения и ч-ские отказы, страдания отверженной Л. и мучительного преодоления себя, чтобы достичь уровня подлинной Л. и принять ее как благодатный дар. В НЗ Божия Л. выражена в едином событии, сама природа к-рого коренным образом преображает все положение вещей: Иисус приходит, чтобы как Богочеловек пережить драму диалога Л. между Богом и ч-ком.

1. Дар Отца. – Пришествие Иисуса есть прежде всего дело Отца. После пророков и обетований ВЗ Бог, «в память о милости Своей» (Лк 1, 54 сл.; Евр 1, 1), открыл Себя (Ин 1, 18); Он являет Свою Л. (Рим 8, 39; 1Ин 3, 1; 4, 9) в Том, Кто не только есть ожидаемый *Мессия–Спаситель (Лк 2, 11), но Его собственный *Сын (Мк 1, 11; 9, 7; 12, 6), возлюбленный Им (Ин 3, 35; 10, 17; 15, 9; Кол 1, 13).

Л. Отца выражается здесь с ничем не превосходимою силою. Осуществляется новый *Завет, заключается вечный брачный союз *Жениха с ч-ством. Щедрость Божия, уже проявленная при возникновении Израиля как народа (Втор 7, 7 сл.), достигает теперь своей полноты: принимая Сына, ч-к тем самым отказывается от всякой *гордыни, от всякой гордости, основанной на собственных заслугах: дар Л. Божией совершенно безвозмезден (Рим 5, 6 сл.; Тит 3, 5; 1Ин 4, 9–19). Это дар окончательный, выходящий за пределы земной жизни Христа (Мф 28, 20; Ин 14, 18 сл.); он доведен до самого крайнего предела, ибо Отец согласен даже на смерть Сына, чтобы *мир имел жизнь (Рим 5, 8; 8, 32) и чтобы мы стали *детьми Божиими (1Ин 3, 1; Гал 4, 4–7). «Так возлюбил Бог мир, что дал Сына Своего Единородного» (Ин 3, 16), чтобы люди имели *жизнь вечную; но осуждают сами себя те, к-рые отказываются уверовать в Посланного и «возлюбили больше тьму, чем свет» (3, 19). Выбор неизбежен: или Л. верою в Сына, или *гнев за отказ в вере (3, 36).

2. Совершенная любовь, открывшаяся в Иисусе. – Эта драма Л. отныне развертывается не только при контактах людей с Иисусом, но посредством Самой Его личности. Уже самим Своим существованием Иисус есть конкретное откр. Л. Он – *человек, осуществляющий сыновний диалог с Богом и свидетельствующий о нем перед людьми. Иисус есть Бог, пришедший жить среди людей в полноте Своей Л. и возвестить ее пламенный зов. В Его лице ч-к любит Бога и Бог любит ч‑ка.

а) Вся жизнь Иисуса свидетельствует об этом двойном диалоге. От начала предавшийся Отцу (Лк 2, 49; ср Евр 10, 5 слл), живущий в молитве и благодарении (ср Мк 1, 35; Мф 11, 25), а главное в полной согласованности с *волей Божией (Ин 4, 34; 6, 38), Он все время *слушает Бога Отца (5, 30; 8, 26, 40), зная, что и Его слышит Отец (11, 41 сл.; ср 9, 31). Что же касается Его отношения к людям, вся Его жизнь отдана не только нек–рым *друзьям (ср Мк 10, 21; Лк 8, 1 слл; Ин 11, 3, 5, 36), но всем (Мк 10, 45); Он ходил, делая добро (Деян 10, 38; Мф 11, 28 слл), совершенно бескорыстно (Лк 9, 58), внимательный ко всем, а в особенности к наиболее презираемым и недостойным (Лк 7, 36–50; 19, 1–10; Мф 21, 31 сл.); из этой же среды Он избрал тех, кого хотел (Мк 3, 13), чтобы сделать их Своими друзьями (Ин 15, 15 сл.).

Такая Л. призывает к ответной Л.; заповедь Второзакония остается в силе (Мф 22, 37; ср Рим 8, 28; 1Кор 8, 3; 1Ин 5, 2), но отныне ее исполняют, любя Иисуса, ибо любя Его, любят и Отца (Мф 10, 40; Ин 8, 42; 14, 21–24). В конечном итоге, любить Христа означает полностью соблюдать Его *слово (Ин 14, 15, 21, 23) и *следовать за Ним, отрешаясь от всего (Мк 10, 17–21; Лк 14, 25 слл). Итак, на всем протяжении Евангелия происходит разделение (Лк 2, 34) между теми, кто принимает и теми, кто отвергает эту Л., к к-рой оставаться нейтральным нельзя (Ин 6, 60–71; ср 3, 18 сл.; 8, 13–59; 12, 48).

б) На *Кресте Л. окончательно открывает свою силу и трагизм. Христу должно было *пострадать (Лк 9, 22; 17, 25; 24, 7, 26; ср Евр 2, 17 сл.), чтобы полностью открылись Его *послушание Отцу (Флп 2, 8) и Его Л. к Своим (Ин 13, 1). Совершенно свободно (ср Мф 26, 51–54; Ин 10, 18), проходя через искушение и претерпевая кажущееся *молчание Отца (Мф 26, 39–44; 27, 46; ср Евр 4, 15), в полнейшем *одиночестве по Своему ч-скому естеству (Мк 14, 50; 15, 29–32), однако продолжая прощать оскорбляющих Его и принимать приходящих к Нему (Лк 23, 28, 34, 43; Ин 19, 26), Иисус приближается к часу той Л., больше к-рой «никто не имеет» (Ин 15, 13). Он все, без остатка, отдает Богу (Лк 23, 46) и всем людям без исключения (Мк 10, 45; 14, 24; 2Кор 5, 14 сл.; 1Тим 2, 5 сл.). Крестною смертью окончательно *прославляется Отец (Ин 17, 4); «Человек Иисус» (1Тим 2, 5), а с Ним и все ч-ство удостаиваются безграничной Л. Божией (Ин 10, 17; Флп 2, 9 слл). Бог и ч-к «совершены воедино» (*единство), согласно первосвященнической молитве Христа (Ин 17, 23). Нужно, однако, свободное принятие ч-ком такой полнейшей и требовательной любви, к-рая должна его вести к самопожертвованию по примеру Христа (17, 19). На этом своем пути ч-к встречает *соблазн креста, и это не что иное, как безумие Л. В этом и проявляется полнота дара Мужа жене (Еф 5, 25 слл; Гал 2, 20), но для людей также возникает и крайнее искушение быть неверными.

3. Вселенская любовь в Духе. – Голгофа – место совершенной любви и форма, в к-рой эта Л. проявляется, есть решающее *испытание: друзья Распятого *оставляют Его (Мк 14, 50; Лк 23, 13–24), ибо для принятия Божией Л. недостаточно личного контакта или ч-ского рассуждения, одним словом «знания по *плоти» (2Кор 5, 16): необходим дар *Духа, создающего в ч-ке «*новое *сердце» (ср Иер 31, 33 сл.; Иез 36, 25 слл). Дух Св., излитый в день *Пятидесятницы (Деян 2, 1–40), согласно обетованию Христову (Ин 14, 16 слл; Лк 24, 49), с той поры присутствует в мире (Ин 14, 16) через Церковь (Еф 2, 21 сл.) и *научает людей тому, что сказал им Иисус (Ин 14, 26), давая им усвоить это изнутри, подлинным религ. *знанием; будь или нет они Свидетелями земной жизни Иисуса, все люди в этом равны между собою без различия времени и расы. Каждый ч-к нуждается в Духе, чтобы быть в состоянии сказать «Отче!» (Рим 8, 15) и прославлять Христа (Ин 16, 14). Так изливается в нас Л. (Рим 5, 5), к-рая нас «объемлет» (2Кор 5, 14), так что ничто больше не может нас от нее отлучить (Рим 8, 35–39), и она готовит нас к окончательной встрече в Л., когда мы «познаем, подобно тому, как мы познаны» (1Кор 13, 12).

4. Бог есть любовь. – Ведомый т. обр. Духом, дабы жить со Своим Господом в диалоге Л., хр-н приближается к самой тайне Бога. Ибо Бог не сразу открывает, Кто Он, а говорит, призывает, действует, и ч-к этим путем восходит к познанию более глубокому. Отдав Своего Сына, Бог открывает, что Он Тот, К-рый дарует Себя из Л. (ср Рим 8, 32). Пребывая со Своим Отцом в абсолютном диалоге Л. и открывая этим, что Отец и Он «одно» от вечности (Ин 10, 30; ср 17, 11, 21 сл.) и что Он Сам – Бог (Ин 1, 1; ср 10, 33–38; Мф 11, 27), «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» являет нам Бога, «К-рого никто никогда не видел» (Ин 1, 18). Бог этот – Он и Его Отец в единстве Духа. И «ученик, к-рого любил Иисус», познавший на опыте Л. и веру, сформулировал то, что есть очевидно последнее слово всего: «Бог есть любовь» (1Ин 4, 8, 16). Из всех ч-ских слов, со всем их богатством и всеми их пределами, именно слово «любовь» может лучше всех дать нам прозрение тайны Бога–Троицы, взаимного и вечного дара Бога Отца, Сына и Духа.

ВЗ

Уже в ВЗ заповедь Л. к Богу дополнена «второю заповедью»: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19, 18), хотя эта заповедь представлена менее торжественно, чем первая (ср Лев 19, 1–37 и Втор 6, 4–13), и слово *ближний берется здесь несомненно в довольно узком смысле. Но Израильтянин уже призван внимательно относиться к «другому». Начиная с древнейших текстов, равнодушие или вражда к ближним представлена как оскорбление Самого Бога (Быт 3, 12; 4, 9 сл.), и Закон к требованиям, касающимся отношений к Богу, добавляет другие, касающиеся отношений между людьми: и в Десяти Заповедях (Исх 20, 12–17) и в «Своде Завета», содержащем множество предписаний оказывать внимание *бедным и убогим (Исх 22, 20–26; 23, 4–12). Все пророческое предание (Ам 1–2; Ис 1. 14–17; Иер 9, 2–5; Иез 18, 5–9; Мал 3, 5) и все предание кн. Мудр. (Притч 14, 21; 1, 8–19; Сир 25, 1; Прем 2, 10 слл) имеют ту же направленность: нельзя угодить Богу, не уважая других людей, особенно самых покинутых, наименее «заслуживающих внимания». Никогда не считалось, что можно любить Бога без внимания к людям: «Отец твой производил суд и правду… Он разбирал дело бедного и нищего… Не это ли значит *знать Меня?» (Иер 22, 15 сл.). Это изречение относится непосредственно к царю Иосии, но касается всего Израиля (ср Иер 9, 4).

Обязанность эта не всегда называется Л. (Лев 19, 18; 19, 34; Втор 10, 19). Однако, когда предписывается любить *пришельцев, заповедь обоснована обязанностью поступать, как Сам Ягве во время *Исхода: Ягве «любит пришельца и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца; ибо сами были пришельцами в земле Египетской» (Втор 10, 18 сл.). Следовательно, основанием здесь служит не просто естественная солидарность, а сущность истории спасения.

Незадолго до пришествия Христа в Л. к ближнему включают противника–иудея или даже *врага- язычника; Л. становится более вселенской, хотя Израиль сохраняет за собой центральное положение. «Люби мир, – говорит Гиллел. – Желай мира. Люби тварей, приводи к Закону». Начинают постигать то, что любить значит продолжать действие Самого Бога: «Как Святый – да будет Он благословен! – одевает нагих, утешает скорбящих, погребает умерших, так и ты одевай нагих, посещай больных» и т. д. После этого уже было легко установить связь между обеими заповедями – Л. к Богу и к ближнему; настал день, когда это и сделал книжник, пришедший к Иисусу (Лк 10, 26 сл.).

НЗ

Если в иудейском понимании оставалась возможность считать, что братская Л. стоит в ряду других заповедей на равных основаниях, то в хр–ском мировоззрении ей отводится уже центральное, даже в своем роде единственное место.

1. Два вида любви. – От начала и до конца НЗ Л. к *ближнему представляется неотделимой от Л. к Богу: обе заповеди являются вершиной Закона и ключом к нему (Мк 12, 28–33 п); братская Л. есть исполнение всех нравственных требований (Гал 5, 14; 6, 2; Рим 13, 8 сл.; Кол 3, 14); она в конечном итоге единая заповедь (1Ин 15, 12; 2Ин 5), единственное и вместе с тем многообразное *дело всякой живой *веры (Гал 5, 6.22): «Не любящий брата своего, к-рого видит, как может любить Бога, К-рого не видит?… Мы любим детей Божиих, когда любим Бога» (1Ин 4, 20 сл.; 5, 2). Невозможно лучше выразить, что в сущности есть только одна Л.

Итак, Л. к ближнему религиозна по существу: ее нельзя смешивать с простой филантропией. Она религиозна и по своему образцу, к-рый есть Л. Самого Бога (Мф 5, 44 сл.; Еф 5, 1 сл, 25; 1Ин 4, 11 сл.). И наконец она религиозна по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас: как могли бы мы быть *милосердными, подобно Отцу небесному (Лк 6, 36), если бы Сам Господь не научил нас этому (1Фес 4, 9) и Дух не изливал любви в наши сердца (Рим 5, 5; 15, 30)? Л. эта – от Бога и пребывает в нас оттого именно, что Бог усыновляет (*сын) нас (1Ин 4, 7). Придя к нам от Бога, она к Нему и возвращается: любя братьев своих, мы любим Самого Господа (Мф 25, 40), ибо все вместе составляем *Тело Христово (Рим 12, 5–10; 1Кор 12. 12–27). Такова данная нам возможность ответить на ту любовь, к-рой Бог прежде нас возлюбил нас (1Ин 3, 16; 4, 19 сл.).

В ожидании второго пришествия Господня Л. есть основное требование, по к-рому люди будут судимы (Мф 25, 31–46). Таково завещание, оставленное Иисусом: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13, 34 сл.). Христово дело любви продолжает выражаться через действия Его учеников. Эта заповедь, хотя и древняя, потому что она связана с самыми истоками откр. (1Ин 2, 7 сл.), – в то же время *новая; Иисус своей жертвой положил начало новой эре, основав новое общество, возвещенное пророками, и даруя каждому Духа, творящего новые сердца. Т. обр., обе заповеди соединяются воедино, ибо Л. Христа продолжает выражаться в любви, проявляемой друг к другу Его учениками.

2. Любовь есть дар. – Л. хр–ская, особенно у синоптиков и у Павла, представлена по образу Бога, безвозмездно отдающего Сына Своего за спасение всех грешных людей без всякой заслуги с их стороны (Мк 10, 45; Рим 5, 6 слл). Эта Л. вселенская, не оставляющая места никаким социальным или расовым преградам (Гал 3, 28), не презирающая никого (Лк 14, 13; 7, 39); более того, она повелевает любить *врагов (Мф 5, 43–47; Лк 10, 29–37). Л. не может поддаться унынию: ее закон – безграничное *прощение (Мф 18, 21 сл.; 6, 12, 14 сл.), естественно оказываемое благодеяние сопернику (5, 23–26), *терпение, воздаяние добром за зло (Рим 12, 14–21; Еф 4, 25–5, 2). В *браке она проявляется как полная отдача себя по образу жертвы Христа (Еф 5, 25–32). Для всех она в конечном итоге – служение друг другу (*раб) (Гал 5, 13), при к-ром ч-к, вместе с распятым Христом, отказывается от самого себя (Флп 2, 1–11). В «гимне любви» (1Кор 13) Павел объясняет ее сущность и величие. Не пренебрегая ее требованиями в повседневной жизни (13, 4 слл), он утверждает, что без любви ничто не имеет цены (13, 1 слл) и что только она переживет все: любя, как Христос, мы уже живем в божественной и вечной реальности (13, 8–13). Любовью *созидается Церковь (1Кор 8, 1; Еф 4, 16); ею ч-к становится совершенным для *Дня Господня (Флп 1. 9 слл).

3. Любовь есть общение. – Хотя Иоанн и говорит о вселенскости и изначальности Божией любви (Ин 3, 16; 15, 16; 1Ин 4, 10), его душе ближе другой ее аспект: *общение Отца с Сыном в Духе. Он подчеркивает следствия этого общения для взаимной Л. хр-н. Их братство должно быть полным взаимным общением, в к-рое каждый включается со всей своей способностью любить и веровать. Перед лицом *мира, в к-ром он не может любить царство «лукавого» (1Ин 2, 14 сл.; ср Ин 17, 9), хр–нин должен любить своих *братьев Л. требовательной и деятельной (1Ин 3, 11–18), в к-рой действует закон самоотречения и смерти, без чего не может быть настоящей плодотворности (Ин 12, 24 сл.). Этой Л. верующий пребывает в общении с Богом (1Ин 4, 7–5, 4). Такова была первосвященническая молитва Иисуса: «Любовь, к-рой Ты возлюбил Меня, да будет в них и Я в них» (Ин 17, 26). Переживаемая учениками среди мира, к к-рому они не принадлежат (17, 11, 15 сл.), эта братская Л. есть *свидетельство, через к-рое мир может уверовать во Христа как в Посланного Отцом (17, 21): «По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (13, 35).

CW

– > благовония 1 – благочестие ВЗ 2, НЗ 2 – благодать – ближний – Бог НЗ II 4, III – брак – брат – верность – воздаяние III 2 – воля Божия – враг II 3, III – гнев – голубь III – гостеприимство – дар – девство – дела НЗ II 2 – добродетели и пороки – доверие 3 – друг – единство – Закон Б II 3, Г – знать – желание – жертва НЗ II 1 – избрание ВЗ II 1 – искать III – Искупление НЗ 5 – кротость 3 – милосердие – милостыня – надежда – насилие IV 2, 3 – ненависть – огонь ВЗ II 3 – отцы и Отец – пастырь и стадо – пол – право НЗ предопределять – прелюбодеяние 1 – пример НЗ – причастие – провидение – прощение – раскол НЗ – рвение – сердце – смирение – совершенство – Союз – страх Божий 0, 3 – супруг(а) – терпение – чудо


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle