под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Наше слово «любостяжание» больше всего соответствует греч. слову πλεονεξία (от πλέον–έχεΐν: иметь больше), к-рое в Библии LXX и в НЗ означает жажду обладать все большим, не заботясь о других и даже в ущерб им. Л. в большой мере совпадает с вожделением, т. е. извращением *желания (έπίθυμία), но как бы усиливает нек–рые его особенности: это вожделение неистовое и почти ненасытное (Еф 4, 19), совершенно противоположное любви к ближнему, в особенности к бедным, и устремленное преимущественно к земным благам, богатству, деньгам.

Как и у греч. философов, в Библии приводится много примеров зла, порождаемого Л.; рассматривая его в плане религиозном, недоступном язычеству, библ. авторы проникают до самой сущности этого зла: Л. не только наносит ущерб ближнему, но оскорбляет Бога Завета, являясь настоящим идолопоклонством.

1. Проявления и последствия любостяжания. – Библ. повествователи, пророки и мудрецы обличают посягательства на права ближнего, вызванные Л. Именно оно толкает купца, к-рому при его профессии трудно оставаться вполне добросовестным (Сир 26, 27–27, 2), обвешивать, обсчитывать и на всем наживаться (Ам 8, 5 сл.), богача заставляет брать взятки (Ам 5, 12), захватывать чужое имущество (Ис 5, 8; Мих 2, 2, 9; ср 3Цар 21), эксплуатировать бедных (Неем 5, 1–5; ср 4Цар 4, 1; Ам 2, 6), даже отказывать в заработанной плате (Иер 22, 13), а вождя и судию – требовать взятки (Ис 33, 15; Мих 3, 11; Притч 28, 16), чтобы извращать правосудие (Ис 1, 23; 5, 23; Мих 7, 3; 1Цар 8, 3).

Л., т. обр., прямо противоположно любви к ближнему, в особенности к *бедным, к-рых закон должен защищать от него (Исх 20, 17; 28, 24 сл.; Втор 24, 10–21). В то время как Ягве предписывает: «не ожесточи сердца твоего» (Втор 15, 7), любостяжатель остается безжалостным злодеем с иссохшей душой (Сир 14, 8 сл.; 27, 1). Начальники любостяжатели поглощены только своей выгодой, «как волки, раздирающие добычу», они прибегают даже к насилию, чтобы повысить свою «прибыль» (евр. беса, греч. πλεονεξία, как у Авв 2, 9; Иер 22, 17) и удовлетворить свою корысть (Иез 22, 27).

2. Сущность любостяжания в плане религиозном. – Но и овцы, и волки, их раздирающие, одинаково принадлежат Ягве, Богу Завета (Иез 34, 6–16). Значит, в конце концов, Л. наносит ущерб Ему, оно – «пренебрежение Господом» (Пс 9, 23–25). В ВЗ уже намечается его родство с идолопоклонством и ягвистское предание рассматривает грехопадение Адама и Евы как вожделение (Быт 3, 6): чтобы «стать как боги» (3, 5), они отказываются от доверия к Богу и не признают своей зависимости от Него в качестве твари. Кн. Быт. как бы указывает т. обр., что Л. – начало всякого греха (ср Иак 1, 14 сл.): желая наслаждений только для себя, желая получать лишь от себя самого то, что дается любовью Божией за служение Ему, грешник ставит на место Бога некое тварное благо и наконец самого себя. Вот почему в таргуме, комментирующем заповедь «не пожелай» (Исх 20, 17; Втор 5, 21), язычники- грешники отождествляются (Гал 2, 15) с теми, «кто вожделеет», и Павел, имея в виду вероятно рассказ Бытия, сводит к тому же правилу весь Закон (Рим 7, 7), так же как относит все грехи поколения пустыни (1Кор 10, 6) к вожделению (см Числ 11, 4, 34), как к выражению отказа от духовного опыта, предписанного Богом (Втор 8, 3; см Мф 4, 4). Гоняясь за непрочными благами (Екк 6, 2; Притч 23, 4 сл.; 28, 22), вечно ненасытный (Притч 27, 20; Екк 4, 8) любостяжатель понесет кару за свое небрежение к Богу и за ущерб, нанесенный ближнему: чужое имущество «отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч 1, 19), тогда как «ненавидящий корысть продолжит дни» (Притч 28, 16).

НЗ углубляет учение ВЗ в трех главных пунктах. В нем раскрываются все значения любви, антитезой к-рых является Л. и т. обр. разоблачается скрытое в нем идолопоклонство. Л. представляется нам во всей глубине своей злокозненности.

1. Проявления и последствия любостяжания. – В Евангелиях слово πλεονεξία (любостяжание) употребляется только у Марка (7, 22), в перечне *грехов, внутренний источник к-рых открывает Христос, и у Луки (12, 15): «берегитесь любостяжания». Этот краткий итог поучения, к-рое особенно дорого Луке, является переходной ступенью между отказом Господа разрешить тяжбу о наследстве между двумя братьями (13 сл.) и притчей о беспечном богаче, спокойном за завтрашний день, к-рый как будто ему принадлежит (15–21). Т. обр. у Луки Л. является одновременно и желанием увеличить свои богатства, даже в ущерб ближнему, и привязанностью по «скупости» (см 2Кор 9, 5) к уже приобретенному богатству.

Павел чаще упоминает о Л. в сочетании его с блудом (1Кор 5, 10 сл.; 6, 9 сл.; Рим 1, 29; Кол 3, 5; Еф 5, 3, 5; 1Фес 4, 6: πλεονεκτεΐν – эксплуатировать в связи с нечистотой). Многозначительное сопоставление: касается ли это материальной выгоды или чувственных удовольствий, своим ближним пользуются, а не служат ему. В обоих случаях дело идет о греховном вожделении, к-рое заглушает Слово Божие (Мк 4, 19) и толкает грешника на сторону язычества (Рим 1, 24, 29), мира (Тит 2, 12; 1Ин 2, 16 сл.; 2Петр 1, 4), зла (Кол 3, 5), *плоти (Гал 5, 16; Рим 13, 14; Еф 2, 3; 1Петр 2, 11), ветхого ч‑ка (Еф 4, 22), смертного тела (Рим 6, 12). Любостяжатель приносит других себе в жертву, если надо, то и насилием: «Желаете и не имеете; убиваете и завидуете… (Иак 4, 2).

Иисус Христос, будучи равен Богу, уничижил Самого Себя, приняв образ раба (Флп 2, 6, 7); любостяжатель же вожделеет все большего, похищает чужое и ревниво бережет захваченное. В противоположность Христу, К-рый «будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетой» (2Кор 8, 9), любостяжатель эксплуатирует бедных (Иак 5, 1–6; Лк 20, 47 п).

Недостойное всякого христианина Л. было бы великим соблазном, если бы ему поддался Апостол, чье призвание быть «всем рабом» (Мк 10, 44; 1Кор 9, 19). Вот почему Павел так подчеркивает, что его действиями никогда не руководила корысть (1Фес 2, 5); он не только не желал от верных серебра, золота или одежды (Деян 20, 33), но работал своими руками, чтобы не жить на их средства, хотя он имел на это право (Деян 20, 34; 1Фес 2, 9; 1Кор 9, 6–14; 11, 9 сл.; 2Кор 12, 16 и сл.), и чтобы не подавать никакого повода к каким–либо подозрениям в стяжательстве (1Кор 9, 12; ср Флп 4, 17). Такое поведение Апостола должно служить примером и для меньших служителей Божиих (Деян 20, 34 сл.). Да не будут ни епископ (1Тим 3, 3; Тит 1, 7), ни диаконы (1Тим 3, 8) привержены к деньгам и к постыдной наживе!

Напротив, Л. – свойство лжеучителей (Тит 1, 11; 2Тим 3, 2). Под видом благочестия они ищут наживы, не довольствуясь тем, что имеют (1Тим 6, 5 сл.). Петр говорит, что из Л-я они спекулируют льстивыми словами с целями далеко не возвышенными (2Петр 2, 2, 10, 18; 3, 3; см Иуд 16).

Идеал истинных служителей Евангелия – ничего не иметь, но всем обладать (2Кор 6, 10).

2. Сущность любостяжания в плане религиозном. – Павел придает греху Л. особое значение, ясно понимая то, что в ВЗ лишь намечалось: «любостяжание есть идолослужение» (Кол 3, 5). Т. обр. он следует Иисусу, согласно К-рому быть сребролюбцем (Лк 16, 14) – значит отдать земным сокровищам сердце, принадлежащее только Богу (Мф 6, 21 сл.), сделать богатство своим господином, пренебрегая единым подлинным Господом: Богом (6, 24 п). Т. обр. изречение «ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим 6, 10) принимает трагическую глубину; избирая себе ложного бога, люди отторгают себя от Единого Истинного и обрекают себя на погибель (6, 9), подобно Иуде, корыстолюбивому предателю (Ин 12, 6; Мф 26, 15 сл.), сыну погибели (Ин 17, 12). С другой стороны, преходящие блага теперь теряют ценность по сравнению с будущей жизнью (Лк 6, 20, 24), о к-рой древние мудрецы имели лишь смутное представление. Оттого НЗ может лучше, чем они, показать, до какой степени безумно поведение любостяжателя (Лк 12, 20; Еф 5, 17; ср Мк 8, 36 п): «богатство – неправедно» (Лк 16, 9–11; ср 13: Маммона), т. е. вероятно по первичному арамейскому значению – ложно и обманчиво (ср Мф 6, 19 сл.), ибо смерть – переход к вечной жизни, о к-рой богатство заставляет забывать, – приводит к полному изменению положений (Лк 16, 19–26; 6, 20–26).

РТ

– > бедные ВЗ II, III – безумие – богатство II, II – грех – добродетели и пороки – желание II – идолы II 3 – насилие II – плоть II 1, 2 б – половая жизнь III – правда А I, ВЗ 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle