под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЕЛЫЙ

В Библии белый цвет связан с праздниками и проявлениями радости. Он говорит о невинности, *радости, чистоте; он вызывает восхищение. Белизна, цвет *света и *жизни, противопоставляется черноте, цвету мрака и траура. В Библии встречаются все эти значения (Екк 9, 8; Сир 43, 18), но им дается новое, эсхатологии, измерение; белый цвет становится отличительным знаком святых: причастных славе Божией существ небесных и преображенных.

1. Небесные силы. – Особенно часто о белом цвете говорится в Откр Ин, в описании небесного мира, чем и подчеркивается его эсхатологический смысл: белый камень (Откр 2, 17), облако (14, 14), конь (19, 11), престол (20, 11). Но и во всей Библии, в ВЗ и в НЗ, подчеркивается светозарность, белизна существ, приходящих с неба – будь то ч-к в белой одежде у Иезекииля (9, 2), или ангелы, вестники Божии, в «блистающих одеждах» (Лк 24, 4 п; Деян 10, 30), или 24 старца перед престолом Божиим (Откр 4, 4), или «Сын Человеческий» (Откр 1, 13 сл.), Сам Христос, уже возвещенный «Ветхим деньми», на к-ром «одеяние бело как снег и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан 7, 9).

2. Преображенные существа. – Белый цвет, небесный цвет Христа, появляется в Его земной жизни только в славный час *Преображения, когда *одежды Его «сделались блистающими, белыми весьма, такими, что белильщик на земле не может так выбелить» (Мк 9, 3 п). Белый цвет – также цвет преображенных существ, святых, к-рые после очищения от своих грехов (Ис 1, 18; Пс 50, 9) убелены кровью Агнца (Откр 7, 14) и становятся причастными бытию Божию во славе (7, 9–13). Они «будут ходить в белых одеждах» с Победителем (3, 4 сл.), – великое торжествующее множество возглашающих радость свою на вечном празднике света: Агнец сочетается с Женой, облеченной «в виссон чистый и светлый» (19, 1–14).

Во все времена белые льняные одеяния (Лев 6, 3) употреблялись при совершении обряда крещения; белая срачица (рубашка) надевалась на новокрещеного, участвующего по благодати во славе небесного состояния, к-му присущи невинность и радость.

GB

– > одежда 11 4 – радость – свет – слава – чистый


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle