под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЕСПЛОДИЕ

В глазах народа Божия *чадородие представляет двойную ценность: оно отвечает призыву Создателя при сотворении ч‑ка и оно же дает возможность потомству Авраама стать бесчисленным согласно Обетованию. Б. же препятствует осуществлению этого замысла Божия; оно есть зло, против к-рого Израиль борется непрестанно и смысл к-рого Бог постепенно ему открывает.

1. Бесплодие есть зло, как *страдание и как *смерть; действительно, оно кажется противным заповеди Творца, К-рому угодны продолжение и умножение ч-ческой жизни. Не обеспечить жизни своему *имени считается *стыдом. Отсюда сетования Авраама: что мне от усыновленного слуги, если я умру бездетным? (Быт 15, 2 сл.). И Сарра, его жена, чувствует, что их служанка презирает ее (16, 4 сл.). Рахиль кричит своему мужу: «Дай мне детей; а если не так, я умираю» (Быт 30, 1); но Иаков гневно возражает ей: «Разве я Бог, К-рый не дал тебе плода чрева?» (30, 2). Один Бог может разверзнуть бесплодную утробу (29, 31; 30, 22).

2. С этим злом надо бороться. – Рахиль так и поступает: как прежде ее свекровь Сарра (Быт 16, 2), следовавшая, вероятно, обычаю, восходящему к своду законов Хаммураби, она дает своему мужу одну из своих служанок, чтобы та «родила на колена ее» (Быт 30, 3–6); так поступила и Лия, когда она, после четвертого ребенка, временно перестала рождать (30, 9–13). Так, уловкою ч-к обходит препятствие, создаваемое бесплодием, передавая своим приемным сыновьям те же права, как если бы они произошли от его чресл.

3. Бог, победитель бесплодия. – Но это всего лишь приемы, дозволенные или недозволенные, чтобы преодолеть приостановление потока жизни. Победить Б. может только один Бог, и Он показывает Свою верность обетованию (Исх 23, 26; Втор 7, 14), возвещая этим еще более великую тайну. Библ. писатель намеренно подчеркивает, что у трех предков избранного народа жены – Сарра (Быт 11, 30; 16, 1), Ревекка (25, 21) и Рахиль (29, 31) – были неплодны до того, как им было даровано потомство (ср напр., 13, 2–5). Длинное изложение обстоятельств рождения Исаака имеет целью показать тайну и незаслуженного *избрания и плодотворной *благодати. Как это истолковал впоследствии Павел, ч-к должен признать свое бессилие и с верою исповедать, что Бог силен вызвать жизнь на пустынной земле: *вера торжествует над бесплодной смертью и пробуждает жизнь (Рим 4, 18–24). Бесплодная Анна прославляет это незаслуженное избрание (1Цар 2, 1–11): «Бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает» (2, 5; ср Пс 112, 9).

Бог «посещает» неплодных женщин, показывая тем самым, что напрасно люди смотрят на Б. как на простое *наказание. Таковым оно в нек–ром смысле и является, ибо Бог повелевает Иеремии оставаться бесплодным в ознаменование Б. народа, погрязшего в грехе (Иер 16); и когда покинутая супруга возвращается в милость, пророк утешает ее так: «Возвеселись, неплодная, нерождающая… у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис 54, 1). Исповедуя свой грех, Иерусалим признает, что Б. знаменовало его разрыв с Богом; он приготовляется к новой плодовитости, еще более дивной: отныне *народы числятся среди его детей (ср Гал 4, 27).

То, что имеет определенный смысл в общественном плане, может быть лишь медленно понято в плане индивидуальном. Закон вступался за «жену нелюбимую» (Втор 21, 15 слл), имевшую детей. Он запрещал скопцам приносить жертвы (Лев 21, 20), приравнивая их к незаконнорожденным детям (Втор 23, 3 слл): они по существу исключены из состава народа (23, 2). Только в результате бедствия плена подрывается такая безоговорочная оценка плотской плодовитости; после возвращения из плена возвещается совершенно новое Божие пророчество: «Да не говорит евнух: вот я сухое дерево. Ибо Ягве так говорит об евнухах: к-рые… крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное *имя, к-рое не истребится» (Ис 56, 3 слл). Т. обр. ч-к осознавал, что физич. плодовитость не необходима для посмертного продления его жизни, по крайней мере в памяти Божией.

То же развитие мысли наблюдается и у Мудрых. Сначала они решают эту религиозную проблему в духе довольно обыденного здравого смысла; «Лучше один праведник, нежели тысяча грешников и лучше умереть бездетным, чем иметь нечестивых детей» (Сир 16, 1–4); но вместе с верой в совершенную и славную посмертную жизнь верующие открывают и провозглашают существование подлинной духовной *плодотворности: «Блаженна женщина неплодная, но непорочная! Она получит плод при воздаянии *святых душ. Блажен и евнух, рука к-рого не делает зла. Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна» (Прем 3, 13 сл.; 4, 1). Отныне взоры верующего не прикованы неотступно к земной плодовитости, они уже могут видеть смысл в *плодах *дел, совершаемых добродетелью и дающих бессмертие; для этого было необходимо принять и преодолеть то зло, каким является бесплодие.

Дочь Иеффая, обреченная умереть бездетной, оплакивала свое «девство» (Суд 11, 37 сл.), Иеремия же приемлет Божие повеление оставаться безбрачным (Иер 16, 1 сл.): этим он символизирует пока только отрицательную сторону дела – греховное неплодие народа (ср Лк 23, 29). Но посредством *образов ВЗ уже предвозвещал определенно плодотворную *девственность. Знамением, полученным Марией при Благовещении, является именно чудесная беременность Ее родственницы Елисаветы (Лк 1, 36 сл.): той, к-рая своим неплодием (1, 7, 25) напоминает историю всех неплодных женщин, ставших плодоносными благодаря *посещению их Богом, и знаменует для Марии возвещенное Ей девственное материнство. В Марии зачинается новая эра, Ее Плод – Сам Сын Божий, являющий полноту жизни преизбыточествующей.

В этой новой эре Иисус призывает идти за Ним «скопцов, к-рые оскопили самих себя для Царства Небесного» (Мф 19, 12). То, что приходилось терпеть как *проклятие, или, в лучшем случае, переносить как зло, добрый плод к-рого созреет на небе, в глазах ап Павла превращается в *харизму (1Кор 7, 7); тогда как в кн. Бытия говорилось: «Не хорошо быть ч-ку одному» (2, 18), Павел дерзает (но с какими предосторожностями!) провозгласить: «хорошо ч-ку оставаться так» (1Кор 7, 26), т. е. оставаться безбрачным, одному, без детей. Достигнув этой стадии, добровольное бесплодие может уже завершиться в девственности.

XLD

– > брак ВЗ II 3 – девство – женщина НЗ 1 – мать I 1, II 2 – молоко 2 – одиночество I – плод I – плодовитость – скала 2 – стыд I 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle