под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЕЗУМИЕ

В Библии Б. противопоставляется *мудрости (напр., Притч 10, 1, 14). Критерием для определения как мудрости, так и Б., служит нравственный уровень жизни и стремление к *познанию Бога. Безумный – это глупый, неосторожный, а также *нечестивый ч-к (Притч 1, 22–32; Сир 22, 9–18), не принимающий ни Закона (ВЗ), ни Христа (НЗ).

1. Мудрые предостерегают молодого неопытного ч‑ка против соблазнов, к-рые могут привести его к безумному поведению: от развратных женщин (Притч 7, 5–27), от Б., к-рое есть олицетворение *нечестия (Притч 9, 13–18). Они дают изображение безумного, чтобы показать своим ученикам, во что они могут обратиться при отсутствии дисциплины (Сир 21, 14–20). Не дойдут ли они до того, что станут думать, будто бы Господь не может покарать, или что Он ничего не видит (Сир 16, 17–23), или даже, что Его нет (Пс 13, 1)? А затем не сочтут ли они праведников за безумцев (Прем 5, 4), а смерть их за окончательную погибель (Прем 3, 2)?

В слав. Библии встречается выражение «не даде Б. Богу»; оно означает «не богохульствовал» (напр., Иов 1, 22).

2. По отношению к Царству Божию, пришедшему в лице Христа, Б. заключается не только в нечестии, отвергающем Божий Закон, но и в такой мудрости, к-рая не принимает Божией благодати. Всем необходимо коренное обращение, чтобы принять слова Христа и применять их к жизни, без чего ч-к становится безрассудным (Мф 7, 26). Б. – опираться на свое *богатство, как беззаботный и *алчный богач (Лк 12, 20); Б. – не отвечать на требования Божии, как неразумные девы (Мф 25, 1–13) или стараться их обойти как *фарисеи (Мф 23, 17). В глазах того, кто признает связь между болезнью, грехом и бесами, Б., преобразившееся в любовь, может символизироваться рассказом о Гергесинском свирепом бесноватом, устрашавшем всех жителей своей области, а после исцеления хотевшем следовать за своим Спасителем – Иисусом (Мф 8, 28–33 п). Согласно Павлу, подлинное Б. – не верить в Премудрость Божию, открывающуюся нам во Христе *распятом и в юродстве его *проповеди (1Кор 1, 18–29). Верующий должен даже быть готов, как Сам Христос (Мк 3, 21), казаться неразумным в глазах мира сего (1Кор 3, 18–20); так Павел был признан безумным (1Кор 4, 10; Деян 26, 24); и каждый апостол Христа распятого будет иметь ту же участь, так как он возвещает *спасение, к-рое есть «немудрое Божие» (1Кор 1, 25), Б. любви, т. е наивысшую премудрость.

JA

– > воспитание I – Крест I 1 – любостяжание НЗ 2 – мудрость, премудрость – нечестивец ВЗ 2 – соблазн I 4 – простой, чистый 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle