под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИСПЫТАНИЕ/ИСКУШЕНИЕ

Слово И. вызывает представление о двух категориях реальности. Одна из них обозначает действие, напр., экзамен или состязание; другая – относится ко внутренним скорбным переживаниям, являющимся следствием болезни, горя или неудачи. И если смысл слова перешел от первого ко второму значению, то это, по всей вероятности, оттого, что в силу религиозной умудренности страдание воспринимается как И., в к-ром проявляется нравственная сила ч‑ка.

Активный смысл является в Библии первоначальным. Евр. нсх, бхн, хкр, греч. πειράζειν, διακρίνειν – если взять только главные корни – означают «подвергнуть И.», стараться за недостоверною внешностью узнать глубинную реальность. Само по себе такого рода И. не содержит ничего прискорбного: от драгоценного сплава требуется проба, от юноши – экзамен, чтобы показать, чего он стоит; взрослый ч-к должен тоже пройти соответствующее И.

Три действующих лица могут быть инициаторами И. Бог испытывает ч‑ка, чтобы узнать, что в сердце его (Втор 8, 2) и чтобы дать ему жизнь (Иак 1, 12). Ч-к, со своей стороны, пытается доказать себе, что он «как Бог», но эта попытка вызвана соблазном и приводит к смерти (Быт 3; Рим 7, 11). Здесь И. становится Иск-м и выступает третье действующее лицо: Искуситель. Т. обр. И. направлено к жизни (Быт 2, 17; Иак 1, 1–12), тогда как Иск. «порождает смерть» (Быт 3; Иак 1, 13 сл.); И. – дар благодати, Иск. – призыв ко греху.

Опыт И./Иск. не только нравственного порядка; он включается в религиозную и историческую драму; он вызывает к действию нашу *свободу во времени перед Богом и *Сатаной. На различных стадиях осуществления *замысла Божия ч-к как бы подвергается допросу. Этот опыт сначала переживается народом Божиим; затем размышления Мудрых открывают его значение для любых условий ч-ского существования и наконец приходит Христос, чтобы привести к окончательной развязке эту драму. Параллельно этому, И./Иск. представляется сначала как дело самого Бога; затем, в позднейших редакциях ВЗ, действующим лицом первого Иск. признается Сатана, но настоящий смысл этой драмы открывается полностью лишь в единоборстве между Христом и Искусителем.

ВЗ

В представлении Израиля трагизм начался со времени его избрания – в обетовании стать через Союз народом Божиим. Вызванная так надежда еще должна была быть очищена.

1. На первой ступени, ч-к призван в ответ на *обетование – избрать свой путь. Это – испытание его *веры; испытание Авраама, Иосифа, Моисея, Иисуса Навина (Евр 11, 1–40; Сир 44, 20; 1 Макк 2, 52). Характерным прообразом является, напр., принесение Исаака в жертву (Быт 22); ибо для исполнения Божия обетования необходимо, чтобы вера ч‑ка свободно выражалась в послушании, создающем гармонию двух воль.

После исхода из Египта Израиль познал Иск. *неверия. Он подвергает сомнению (Мерива) присутствие Бога, спасающего в И. (Масса) *пустыни (Исх 17, 7). Этот отказ верить влечет за собой *суд; и Пасха–Исход завершается только для верного поколения: только оно получает в наследие Землю обетованную.

Опыт жизни в пустыне помогает также понять богословское значение выражения «искушать Бога». Ч-к то хочет выйти из И., требуя от Бога прекращения его (ср Исх 15, 25 в противоположении к 17, 1–7); то он ставит себя в безвыходное положение, «чтобы увидеть», может ли Бог его оттуда извлечь; то с упорством и, несмотря на очевидные знамения, он добивается еще других «доказательств» могущества Божия (Пс 94, 9; Мк 8, 11 слл).

2. Бог установил *Союз с тем скопищем, к-рое Он превратил в народ. На этой второй ступени И. касается *верности Союзу. Его можно назвать испытанием *любви. Народ уже сделал выбор: служить своему Богу (Ис Нав 24, 18), но сердце его раздвоено; И. заставляет любовь выявиться и себя доказать; оно очищает *сердце. Это – долгое дело, к к-рому Бог прилагает Свою руку (образ *огня и плавильщика: Ис 1, 25 слл). Медленно вырабатываются своды (Завета, Святости, Священства), в к-рых слышится призыв к *святости, обращенный Богом к Своему народу (Лев во многих местах). Новый суд соответствует этому новому И.; Членение, возвращение в пустыню служит карой за идолопоклонство, к-рое есть *прелюбодеяние (Ос 2).

3. Только малый *Остаток выдержал И. пленения; пути Божии одни и те же в И. Израиля как перед лицом Ягве (3Цар 19, 18), так и перед лицом Христа (Рим 11, 1–5); во всех этих случаях остаток сохранился исключительно по *благодати. И действительно, пленение и продолжительный период после него показывают, насколько обетование неосуществимо ч-скими силами. Вследствие непрестанных отсрочек, противоречий, гонений, даже самих слабостей народа вновь и вновь возникает вопрос не столько о вере в Слово Ягве и о верности Его Союзу–Завету, сколько о самом существовании Его обетования. Так, от Вавилонского пленения до Мессии, И. малого Остатка оказывается главным обр. испытанием *надежды. Кажется, что Царство без конца отодвигается во времени. Иск-м является настоящий момент, «сей век», это – Иск. нынешним *миром. Подвергаясь опасности обмирщения, народ Божий тем более осознает действие *Сатаны, «князя мира сего» (Иов 1–2). Это И. надежды глубже всего проникает внутрь и очищает более всего. Чем ближе Бог, тем больше Он испытывает (Иф 8, 25 слл). И. закончится последним Судом: пришествием *Царства, вступлением грядущего века в этот мир.

1. Испытание в плане личном. – Размышления Мудрых, транспонируя народные И. в план личной жизни, подчеркивают другую сторону И.: Страдание, особенно страдание праведника. Здесь И. достигает наибольшей остроты – и присутствие Божие становится наиболее близким, – так как ч-к сталкивается уже не с невозможностью, а с абсурдом. При этой степени обострения И. уже не в сомнении во всемогуществе Божием, не в неверности Ему или предпочтении Ему мира, а в оскорблении Бога, – в *богохульстве, к-рое есть не что иное, как свидетельство Сатаны о Боге.

В кн. Иова ставится, хотя и облеченная тайной Премудрости Божией, проблема страдания праведника, но не просто с целью формального разрешения ее, а в смутном сознании того, что И. постепенно подводит ч‑ка к тайне Божией (ср Быт 22). Более четко ответ дается в поэме об *Отроке Божием (Ис 52, 13–53, 12) и особенно в книгах, порожденных великой скорбью (Дан 9, 24–27; 12, 1–4; Прем во многих местах). И. здесь представляется неразрешимым в личном плане; его источник – вне ч‑ка (Прем 1, 13; 2, 24), оно по свой природе касается всего рода ч-ского. Разрешить проблему И. праведника может только личность, над к-рой Сатана не будет иметь никакой власти; эта личность должна быть так неразрывно связана с «множеством», что может заменить его собой. Пришествие Отрока Ягве и будет этим разрешением.

2. Испытание всего человечества. – Эти заключения, носящие отпечаток мысли священства, близки к повествованиям Бытия о первоначальных временах, в к-рых открываются глубины ч-ского существа. В конечном итоге наиболее выразительным откр–ем незаслуженной Божией любви, Его свободы, является *избрание. И это избрание требует от ч‑ка полной свободы в его ответе.

И. и есть именно то поле, к-рое оставлено для этого ответа. Быт 2 образно показывает это благое попечение Бога о ч-ке – владыке творения. Такое избрание по любви не налагается принудительно; оно может быть только добровольно принято: в этом смысл И. через *древо познания (Быт 2, 17). Так открывается основная сущность ч‑ка: ч-к полностью *ответственен именно в силу своей постоянной возможности избрать Бога, быть «по *образу» К-рого он призван.

Адам же выбрал сам себя в боги (Быт 3, 5). Дело в том, что между И. и выбором произошел кризис – Иск., и появляется личный его виновник – *Сатана (Быт 3; ср Иов 1–2). Итак, Иск. есть нечто более опасное, чем И.: грех «берет повод» и ведет к смерти (Рим 7, 8–11). Появляются новые силы: Лукавый, он же и Лжец, выступает в качестве Обольстителя. Ч-к избирает Одиночество, т. е. оторванность от Бога, ибо думает найти в нем жизнь; если он находит в нем только наготу и смерть, то это потому, что он был обманут. Следовательно, его И. включает в своей основе борьбу с *ложью, борьбу за то, чтобы сделать выбор соответственно *истине, в к-рой только и может переживаться опыт *свободы (Ин 8, 32–44). Вот последний ответ на размышления Мудрых.

Ч-ство вовлечено в И., к-рое превосходит его силы и может быть им преодолено только благодаря обетованию, к-рое есть дар благодати (Быт 3, 15), только пришествием Потомства, К-рое приведет И. к победному завершению.

НЗ

Сатана пытается поставить Христа в такие положения, в к-рых не устояли ни Адам, ни народ и к-рые так подавляли *бедных. В Нем (*Иисусе Христе) И. и Иск. совпадают и преодолеваются, ибо проходя через них, Он осуществляет избрание по любви, к-рое и было причиной И-ний.

Христос – обетованное Потомство в абсолютном смысле, Первородный нового народа. В *пустыне (Лк 4, 1 сл.) Он побеждает искусителя «на его собственной территории» (ср 11, 18 сл.). Он одновременно и тот *Ч-к, пища К-рого, наконец, по существу *Слово Божие, и «Ягве Спаситель», все время искушаемый Своим народом (Мф 16, 1; 19, 3; 22, 18).

Христос – Царь верный, добрый Пастырь, любящий Своих до конца. Его *Крестная смерть есть великое И. (Ин 12, 27 сл.), к-рым Бог свидетельствует о Своей любви (3, 14 слл).

Христос – это тот малый Остаток, на к-ром Отец сосредоточивает Свою любовь к избранному Им: отсюда Его сыновняя уверенность, с к-рой Он и подвергается ненависти *мира и побеждает мир (Ин 15, 18; 16, 33).

Христос – Отрок Ягве, Агнец Божий. Вознеся на крест грехи людей, Он превращает Иск. богохульства в сыновнюю жалобу, а бессмысленную Смерть – в *Воскресение (Мф 27, 46; Лк 23, 46; Флп 2, 8 сл.).

Как Новый Адам и образ Отца Он подвергается И-ю в качестве Главы. Оно происходит в промежутке между Богоявлением и началом исполнения Им Своей миссии (Мк 1, 11–14). В течение всего периода ее исполнения Он встречает Иск., противостоящее воле Отца: со стороны Своих родителей (3, 33 слл), Петра (8, 33), в требовании поражающих воображение знамений (8, 12), в земном мессианстве (Ин 6, 15). Наконец, последний этап Его миссии должен открыться конечным Иск-м, в смертном борении (Лк 22, 40, 46). Победив искусителя от начала до конца Своего И-ния (Лк 4, 13), Христос дает новому ч-ству доступ к его истинному призванию – к сыновству (Евр 2, 10–18).

Из И-я Христа Церковь рождается как множество, оправданное Отроком Ягве (Ис 53, 11). И в своей миссии она следует тем же путем, что и Христос (2Тим 2, 9 слл; Лк 22, 28 слл); крещение, в к-ром Пасха Христова становится Пасхою Церкви, является уже И-м (Мк 10, 38 сл.) и возвещает И-я дальнейшие (Евр 10, 32–39).

Здесь слова, обозначающие И., перемежаются со словами, обозначающими *страдание (θλΐψις – скорбь, διωγμός – *гонение) и *терпение (в особенности υπομονή – постоянство). Все это в НЗ имеет скорее эсхатологическое, чем психологическое звучание. Близость возвращения Господа доводит до предельной точки противостояние света и тьмы. Церковь является местом И., тем местом, где гонение должно привести к утверждению верности (Лк 8, 13 слл; 21, 12–19; Мф 24, 9–13) и где ч-к выходит из скорби «испытанным».

Это И. Церкви апокалиптично; в нем раскрываются сокровенная сущность плотского ч‑ка и степень ответственности, доверенной каждому в великом посланничестве, исходящем от Отца: Христа (Евр 2, 14–18), Петра (Лк 22, 31 сл.), учеников (Лк 21, 12 сл.), всей верной Церкви (Откр 2, 10). В этом смысле И. и посланничество достигают своей вершины в *мученичестве. Но в великой эсхатологической борьбе, представляющей собою в собственном смысле И. Церкви, выявляется также действительный виновник И-я: Бог испытывает Своих, а искушает их только Сатана (Лк 22, 31; Откр 2, 10; 12, 9 сл.); пройдя через И., Церковь разоблачает обольстителя, клеветника и свидетельствует через Своего Защитника (*Параклета) Духа победоносного, ведущего ее к пасхальному завершению (Откр 2–3; Лк 12, 11 сл.; Ин 16, 1–15). Вот почему в апокалиптических писаниях она является одновременно и гонимой, и спасенной (Дан 12, 1; Откр 3, 10; 2Петр 2, 9). Итак, И. представляет собою состояние Церкви, еще испытываемой и уже чистой, еще нуждающейся в исправлении и уже прославленной. Собственно Иск. в самой Церкви происходят чаще всего от пренебрежения одной из этих двух сторон.

1. Проповедь Евангелия совершается среди эсхатологической скорби (Мф 24, 14). Поэтому И. в особенности необходимо для тех, на кого возложено служение Словом (1Фес 2, 4; 2Тим 2, 15), дабы им не быть простыми дельцами (2Кор 2, 17). И. – признак посланничества (1Тим 3, 10; Флп 2, 22), и благодаря ему можно отличать ложных посланцев от истинных (Откр 2, 2; 1Ин 4, 1).

В плоскости психологической Бог исследует сердца и испытует их (1Фес 2, 4). Иск. же только попускается Им (1Кор 10, 13). Оно исходит от искусителя (Деян 5, 3; 1Кор 7, 5; 1Фес 3, 5) через *мир (1Ин 5, 19) и особенно через деньги (1Тим 6, 9). Вот почему надо молиться о том, чтобы не быть «введенными» в искушение (Мф 6, 13; 26, 41), ибо оно ведет к смерти (Иак 1, 14 сл.). Этот дух сыновней молитвы прямо противоположен тому, к-рый искушает Бога (Лк 11, 1–11).

И., как таковое, равно как и та его форма, какой является преодоленное Иск. – свойственно жизни. Оно – одно из неизбежных условий жизни во Иисусе Христе: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим 3, 12). Оно – одно из необходимых условий возрастания (ср Лк 8, 13 слл), крепости (1Петр 1, 6 сл: в предвидении Суда), проявления истины (1Кор 11, 19: в этом смысл разделений между хр–нами), смирения (1Кор 10, 12); словом, оно есть сам путь внутренней Пасхи, путь уповающей любви (Рим 5, 3 слл).

Значит, быть «испытанным» хр–ном – то же самое, что получить опыт Духа. И. раскрывает душу для принятия больших даров Духа, ибо Он уже в И. совершает дело освобождения. Будучи т. обр. освобожденным (1Ин 2, 20, 27), хр-н, прошедший через И., умеет различать, проверять, «испытывать» все (Рим 12, 2; Еф 5, 10). Здесь мы имеем религиозно–нравственную основу для проверки собственной совести, не в порядке некой духовной арифметики, а как динамического понимания, где каждый испытывает себя самого в свете Духа (2Кор 13, 5; Гал 6, 1).

2. Библия призывает к тому, чтобы дать И-ю религиозно–нравственный смысл. И. – путь «к Богу» через Его замысел. Различные виды И. (вера, верность, надежда, свобода) сходятся в великом И. Христа, продолжающемся в Церкви и в каждом хр–не и заканчивающемся в космическом новом рождении (Рим 8, 18–25). Скорбь И-я получает смысл в эсхатологической борьбе.

В замысле Божием, имеющем целью обожение ч‑ка во Христе, И. и его использование Сатаной, т. е., Иск. – неизбежны: они составляют переход от предложенной свободы к свободе переживаемой, от избрания к союзу. И. подводит ч‑ка к принятию тайны Божией; а чем такое приближение к Богу теснее, тем оно мучительнее для уязвленного ч‑ка. Дух научает видеть в тайне Крестной смерти переход от первого творения ко второму, от эгоизма к любви. И. озарено светом Пасхи.

JCo

– > Авраам I 2 – Антихрист – бедствие 1 – вера ВЗ II, III 2; НЗ I 2, 3 – воля Божия ВЗ 0 – воспитание I 2 а – время 0 2 6 – голод и жажда ВЗ 1 – гонение – добро и зло I 3 – долготерпение II 1 – Египет 1 – земля ВЗ I 3, II 3 б – знать ВЗ 2 – манна 1 – молитва I 1, II 2, IV 1, 2 – ночь ВЗ 1, 3 – огонь ВЗ II 2, 3 – ответственность 1 – плен II – послушание II 2 – пророк ВЗ II 3 – пустыня ВЗ I 2, II 1 – радость НЗ II 2 – Сатана – смирение II – соблазн – страдание ВЗ II, III; НЗ III – судебный процесс I 1, 3 – тень I 2 – узничество I – утешение


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle