под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИСТИНА

В обычной речи истинными называются такие мысли и слова, к-рые соответствуют действительности, или же сама действительность, раскрывающаяся, становящаяся явной, очевидной уму (истинный, άληθής – не скрытый). Таково умозрительное представление греков, к-рое обычно разделяется и нами. Библ. понятие И. – иное, так как оно основано на определенном религиозном опыте, на опыте встречи с Богом. Оно подверглось, однако, значительной эволюции: тогда как в ВЗ под И. понималась прежде всего верность Союзу–Завету, в НЗ она становится полнотой откровения, сосредоточенного на Христе.

ВЗ

Глагол аман (ср литургический *Аминь, напр., 2Кор 1, 20), производным от к-рого является емет (истина), означает в основном: быть твердым, надежным, достойным доверия; соответственно этому И. является качеством того, что устойчиво, испытано, на что можно опереться. Истинный мир (Иер 14, 13) это мир прочный, длительный; истинный путь (Быт 24, 48) это путь, верно ведущий к цели; «воистину» означает иногда (Ис 16, 5) – устойчивым образом, навсегда. В применении к Богу или к людям это слово часто должно переводиться как *верность, так как именно верность кого–либо побуждает нас оказывать ему доверие.

1. Емет Божия связана с действием Бога в истории на благо Своего народа. Ягве есть Бог верный (Втор 7, 9; 32, 4; Пс 30, 6; Ис 49, 7). Значение этого прилагательного вполне разъясняется только в общей связи *Союза–Завета и *обетований: «Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит Завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор 7, 9). Псалом 88, по поводу союза Бога с Давидом, целиком посвящен прославлению верности Божией. Основоположный смысл данного выражения очень ясно выступает в Пс 131, 11 («клялся Ягве Давиду в истине – емет – и не отречется ее»), где клятва, названная емет, тем самым характеризуется как нерушимая.

Нередко емет упоминается вместе со словом «xeceд» – милость (напр., Пс 88; 137, 2), чтобы указать основное отношение Бога к Союзу–Завету: это Завет *милости, от к-рой Бог не отступает никогда (Исх 34, 6 сл.; Быт 24, 27; 2Цар 2, 6; 15, 20). В других местах верность сочетается со свойствами праведности (Ос 2, 21 сл.; Неем 9, 33; Зах 8, 8) или святости (Пс 70, 22) и имеет тогда более общий смысл, безотносительно к Завету. В некоторых псалмах Божия непоколебимость представляется как защита, прибежище для праведника, молящего о Божией помощи: отсюда образы ограды, брони, щита (Пс 90), наглядно выражающие непреложность Божией поддержки (Пс 39, 12; 42, 2 сл.; 53, 7; 60, 8).

Словом емет также характеризуется *Слово Божие и Закон Его. Давид, говорящий Ягве: «*Слова Твои непреложны» (евр. истина. 2Цар 7, 28), имеет в виду обетования Божии, обеспечивающие непоколебимость его дома. Псалмы прославляют И. Божиего закона (Пс 18, 10; 110, 7 слл; 118, 86, 138, 142, 151, 160); согласно последнему из указанных текстов, И. это то, что существенно, основоположно в Слове Божием: оно неотменяемо, пребывает вовеки.

2. Емет у людей. – Также и здесь речь идет об основной установке верности (ср Ос 4, 2). «Люди истины» (евр. Исх 18, 21; Неем 7, 2) это те, к-рые заслуживают доверия; но в обоих текстах добавляется: «боящиеся Бога», что связывает эту нравственную оценку с общим религиозным содержанием ягвизма. Обычно «истина» людей указывает прямо на их верность Союзу–Завету и Божиему Закону. Следовательно, ею описывается все поведение праведников; отсюда параллелизм с совершенством (Ис Нав 24, 14), с сердцем преданным (4Цар 20, 3), с добром и правдой (2Пар 31, 20), с правдой и судом (Ис 59, 14; ср Пс 44, 5), со святостью (Зах 8, 3). «Делать истинное» (2Пар 31, 20; Иез 18, 9) и «ходить в истине» (3Цар 2, 4; 3, 6; 4Цар 20, 3; Ис 38, 3) значит соблюдать с верностью Закон Господень (ср Тов 3, 5).

Применительно к отношениям между людьми вновь появляется выражение «оказать милость и истину» (евр. цк–слав Быт 47, 29; Ис Нав 2, 14): это значит поступать благожелательно и честно, с неизменной добротой. Емет означает также соблюдение правовых норм или *правды в *суде (Притч 29, 14; Иез 18, 8; Зах 7, 9) или же полную искренность в речи; но и тут мы опять находим основной оттенок: «*язык истинный пребудет твердым навсегда» (евр. Притч 12, 19).

3. Истина через откровение. – В предании Мудрых и у апокалиптиков понятие И. приобретает частично новый смысл, подготавливающий НЗ: им определяется учение Премудрости, И., дающаяся через откр. В нек–рых псалмах (24, 5; 25, 3; 85, 11) выражение «ходить в истине Божией» означает, что эта И. – не просто нравственное поведение, а сам *Закон, соблюдению к-рого учит Бог. Священники должны передавать «учение истины» (Мал 2, 6), т. е. – *учение от Бога. «Истина» становится синонимом *мудрости: «Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума» (Притч 23, 23; ср 8, 7; 22, 21; Екк 12, 10); «подвизайся за истину до смерти» (Сир 4, 32 LXX).

Так как «истина» означает замысел Божий и Его волю, то слово это сближается также с *тайной (Тов 12, 11; Прем 6, 22). В день Суда праведники «познают истину» (Прем 3, 7, 9), не в том смысле, что им предстоит испытать верность Бога Своим обетованиям или узреть саму сущность Божию, но они поймут Его Промысл (*Замысел) по отношению к людям. У Даниила «истинное писание» (Дан 10, 21) это то, в к-ром начертан замысел Божий; Божия И. есть откровение Его замысла (9, 13), или же видение неба, или разъяснение его смысла (8, 26; 10, 1; 11, 2), это истинная вера, религия Израиля (8, 12).

То же словоупотребление сохраняется в иудаизме апокалиптиков и Мудрых. В Кумранских рукописях «разумение истины Божией» означает познание тайн (Кумранские Гимны: 1 QH 7, 26 слл), но последнего можно достичь только путем истинного истолкования Закона: «обратиться к истине» (Устав: 1 QS 6, 15) означает «обратиться к Закону Моисееву» (5, 8). Представляя собой учение, данное откр., И. имеет также нравственное значение, она противостоит неправде: «сыны истины» (4, 5) – те, кто следует «путями истины» (4, 17). Т. обр., И. в конце концов обозначает в Кумранских рукописях – совокупность религиозных представлений сынов Завета.

нз

1. Библейское наследие. – У Павла более, чем в других местах НЗ, понятие И. (άλήθεια) имеет те же оттенки, что и у LXX. Апостол применяет его в смысле искренности (2Кор 7, 14; 11, 10; Флп 1, 18; 1Кор 5, 8) или же в выражении «говорить истину» (Рим 9, 1; 2Кор 12, 6; Еф 4, 25; 1Тим 2, 7). Глубоко библ. является выражение «истина Божия», к-рым обозначается *верность Бога Своим обетованиям (Рим 3, 7; ср 3, 3; 15, 8; 2Кор 1, 18 слл: *обетования верного Бога имеют свое «да» во Христе); то же относится к αλήθεια в смысле нравственной И., прямоты: в противопоставлении неправде (1Кор 13, 6), как синоним *правды (Еф 5, 9; 6, 14) она характеризует то поведение, к-рого Павел ожидает от хр-н (Кол 1, 6; 2Кор 13, 8). *Суд Божий также будет преисполнен И., правды (Рим 2, 2).

Противопоставление «истины Божией» *лжи *идолов (Рим 1, 25; ср 1Фес 1, 9) взято из иудейской полемики с языч. идолопоклонством (Иер 10. 14; 13, 25; Вар 6, 7, 47, 50): истинный Бог есть Бог живой, Тот, на К-рого можно уповать, Кто слышит народ Свой и спасает его.

2. Истина Евангелия. – Тут появляется понятие о хр–ской И. Оно связано с темой книг Премудрости и книг апокалиптических об И., данной через откр. Иудеи льстили себя мыслью, что они обладают в своем Законе самим выражением этой И. (Рим 2, 20) и находят в нем всю полноту *воли Божией (2, 18). Павел заменяет иудейское выражение «истина Закона» новым выражением «истина *евангелия» (Гал 2, 5, 14) или «слово истины» (Кол 1, 5; Еф 1, 13; 2Тим 2, 15). Составляя предмет *откр. (2Кор 4, 2) на том же основании, что и *тайна (Рим 16, 26; Кол 1, 26; 4, 3), она представляет собой *Слово Божие, * проповедуемое Апостолом (2Кор 4, 2, 5).

а) Истина и вера. – Люди, к к-рым обращено это благовестив, должны услышать слово (Еф 1, 13; Рим 10, 14), должны обратиться, чтобы достичь *познания И. (2Тим 2, 25). Принятие И. Евангелия происходит через *веру (2Фес 2, 13; Тит 1, 1; ср 2Фес 2, 12; Гал 5, 7; Рим 2, 8), но эта вера требует вместе с тем *любви к И. (2Фес 2, 10). «Достичь познания истины» становится в более поздних текстах (1Тим 2, 4; 2Тим 3, 7; ср Евр 10, 26) привычным выражением, означающим: принять Евангелие, обратиться в хр–ство, так как верующие это именно те, кто познал И. (1Тим 4, 3); эта последняя – не что иное, как хр–ская вера (Тит 1, 1).

б) Истина и христианская жизнь. – Согласно соборным посланиям верующие рождены к новой жизни словом И. (Иак 1, 18; 1Петр 1, 23); свою *душу они освятили при *крещении *послушанием И. (1Петр 1, 22). Следовательно, не надлежит отходить далеко от этой, однажды принятой, И. (Иак 5, 19), надо утверждаться «в настоящей истине» (2Петр 1, 12) в ожидании Парусии; надо хранить потребность в этом словесном *молоке, чтобы возрастать во *спасение (1Петр 2, 2). Так, – добавляет Павел, – хр–нин *облекается в *нового ч‑ка и осуществляет *святость, к-рую требует И. (Еф 4, 24).

в) Здравое учение и *заблуждение. – В пастырских посланиях полемика с еретиками вносит в эту тему новый оттенок: И. – это отныне благое, здравое учение (1Тим 1, 10; 4, 6; 2Тим 4, 3; Тит 1, 9; 2, 1) в противоположность басням (1Тим 1, 4; 4, 7; 2Тим 4, 4; Тит 1, 14) учителей *лжи (1Тим 4, 2). Эти последние отвратились от И. (Тит 1, 14; ср 1Тим 6, 5; 2Тим 2, 18; 4, 4), они даже восстают на нее (2Тим 3, 8). Но Церковь Бога Живого пребывает «столпом и утверждением истины» (1Тим 3, 15).

г) Христос и истина. – Предметом благовестия Апостола является не какое–либо отвлеченное учение, а сама личность Христа (2Кор 4, 5; ср Гал 1, 16; 1Кор 1, 23; 2Кор 1, 19; 11, 4; Еф 4, 20; Флп 1, 15): Христос, «явившийся во плоти… проповеданный в народах, принятый верою в мире» и есть та И., хранительницей к-рой является Церковь. Он есть и *тайна *благочестия (1Тим 3, 16). Следовательно, Христос-И., возвещаемый Евангелием, не является некиим особым небесным существом, как Его представляли гностики; Он – Иисус, К-рый жил и воскрес: «Истина в Иисусе» (Еф 4, 21).

3. Ап. Иоанн. – Иоанново богословие является прежде всего богословием *откр., и поэтому понятие И. занимает у него значительное место. Употребляемое им слово άλήθεια часто истолковывается в платоническом или гностическом смысле, как если бы это слово означало само существо Божие, божественную реальность, открывающуюся ч-ку. Но на самом деле ев. Иоанн не дает им этой опоры, ибо нигде не называет И. Богом. В действительности, он всего лишь развивает содержащуюся уже в апокалипсисах и в книгах Премудрости тему о И., данной через откровение, ту тему, к-рая имеется и в других местах в НЗ, но у него более подчеркивается характер этой И., данной именно через откровение, и ее внутренняя сила.

а) Слово Отца и Христос–Истина. – И., по Иоанну, – не само существо Божие, но *Слово Отца (Ин 17, 17; ср 1Ин 1, 8: «истины нет в нас» и 1, 10: «Слова Его нет в нас»). Слово, к-рое Христос слышал от Отца (Ин 8, 26, 40; ср 3, 33), это И., к-рую Он пришел «возвестить» (8, 40, 45 сл.) и о к-рой Он «свидетельствует» (18, 37; ср 5, 33). Следовательно, И. есть слово, с к-рым обращается к нам Сам Христос, и в то же время слово, к-рое должно привести нас к вере в Него (8, 31 сл, 45 сл.). Различие между откр. НЗ и ВЗ подчеркивается с силой: «Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина чрез *Иисуса Христа» (1, 17), ибо с Ним и в Нем явилось окончательное и полное откр. Тогда как диавол – отец лжи (8, 44), Христос возвещает И. (8, 45), Он «полон благодати и истины» (1, 14). Великая хр–ская новизна в том, что Христос Сам есть И. (14, 6), и Он есть И. не потому, что Он есть Бог, но потому, что, будучи Словом, ставшим плотью, Он, открывая нам Отца, содержит в себе полноту откр. (1, 18). Иисус Сам разъясняет смысл этого наименования, сочетая его с двумя другими: Он – «Путь, Истина и Жизнь»; Он – *Путь, ведущий к Отцу, потому именно, что Он – ч-к Иисус, будучи И., передает нам в Самом Себе откр. Отца (17, 8, 14, 17), этим приобщая нас к божественной *Жизни (1, 4; 3, 16; 6, 40, 47, 63; 17, 2; 1Ин 5. 11 слл). Это наименование открывает косвенно также божественное лицо Христа: Иисус, единый среди людей, является для нас И., потому что Он в то же время Слово, «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин 1, 18).

б) Дух истины. – Дав откр. миру (Ин 12, 50), Иисус возвещает Своим ученикам пришествие *Параклета, Духа И. (14, 17; 15, 26; 16, 13). По ап. Иоанну, основное дело *Духа – *свидетельствовать о Христе (15, 26; 1Ин 5, 6), ввести *учеников во всю И. (16, 13), восстановить в их *памяти все, что сказал Иисус, т. е. помочь им правильно постичь сказанное Им (14, 26). Его дело: дать разуметь верою И. Христа, и поэтому Дух так же именуется «Истиной» (1Ин 5, 6); в Церкви Он – «Тот, Кто свидетельствует» и тем самым порождает в нас веру.

в) Истина и святость. – Ап. Иоанн особо подчеркивает значение И. в жизни верующего. Он должен стремиться «быть в истине» (Ин 18, 37; 1Ин 3, 19): придя раз и навсегда к новой жизни верою (ср Иак 1, 18; 1Петр 1, 22 сл.), хр-н должен прилагать все усилия к тому, чтобы постоянно быть в подчинении И., пребывающей в нем (2Ин 4), и стать ч-ком, рожденным от Духа (Ин 3, 5, 8). Только тот, кто *пребывает в *слове Иисуса, придет к подлинному познанию И. и будет этой И. внутренне *освобожден от греха (Ин 8, 31 сл.): вера очищает (Деян 15, 9), а следовательно так же действует и слово Христа (Ин 15, 3); оно позволяет нам побеждать Лукавого (1Ин 2, 14); когда верующий дает семени Слова действенно «пребывать» в нем, он «не делает греха» (1Ин 3, 9), он *освящается И-ою (Ин 17, 17, 19).

Т. обр. ап. Иоанн видит в άλήθεια внутренний принцип нравственной жизни; он сообщает древним библ. выражениям полноту хр–ского смысла: «творить истину» значит принять И. Иисуса как свою (3, 21) или обратиться к Нему, признав себя грешником (1Ин 1, 6); ходить в И. (2Ин 4; 3Ин 3 сл.) значит ходить по заповеди любви (2Ин 6), руководствоваться в своей деятельности И-ою и верою. Любить своих братьев «в истине» (2Ин 1; 3Ин 1) значит любить их силой И., пребывающей в нас (2Ин 1 слл; ср 1Ин 3, 18); поклонение «в Духе и Истине» (Ин 4, 23 сл.), есть *поклонение, возникающее изнутри, поклонение, внушенное Духом и И. Иисуса, к-рую Дух И. действенно проявляет в тех, кого Он возродил. Иисус–Истина становится, т. обр., новым храмом, где должен осуществляться особый культ, присущий мессианским временам. Наконец, И. влечет за собой для верующего обязательства апостольского характера: стать соработниками И. (3Ин 8) – значит сотрудничать с Церковью, дабы способствовать действенности распространения евангельского благовестия.

Итак, И. в хр–ском смысле – это не некая огромная область реальности, к-рой можно овладеть усилием мысли, а И. Евангелия, Слово откровения Отца, пребывающее в Иисусе Христе *освещенное Духом, принимать к-рое мы должны верою, дабы она преобразила нашу жизнь. Эта И. спасения подлинно сообщена нам в Св. Писании; она сияет для нас в лице Христа, К-рый есть и Посредник и Полнота всякого откровения.

IdIP

– > аминь 2 – вера – вернуть – ересь – заблуждение – (по)знать – клятва – ложь – Параклет – поклонение II 3 – свет и тьма НЗ II 1 – свидетельство – Слово Божие


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle