под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЕДСТВИЕ

Ч-ский род непрестанно сталкивается с несчастьями и его всегда поражают их внезапность, размеры и слепая неизбежность. Отзвук этого страдания слышится во всей Библии: *война, голод, *потоп, *грозы, *огонь, *болезнь, *смерть. Ч-ку, к-рый не может удовлетвориться естественным объяснением этих явлений, свящ. писатели открывают их таинственное измерение (смысл.), тем самым открывая ч-ку его самого.

1. Бедствие по замыслу Божию. – Как на поверхности, так и в глубине, Б. представляет собою некое нарушение равновесия. Оно родственно *наказанию в том смысле, что оно происходит в конечном итоге от ч-ского *греха; но оно отличается от наказания тем, что обрушивается вообще на все творение и выявляет с большею ясностью лик *Сатаны, к-рому мир подчинен на время *испытания (Иов 1, 12; Мф 24, 22). Бедствие это – «удар» (нага* – ударять), наносимый множеству и дающий понять, до какой степени грех сказывается в истории ч-чества (Откр 6; 8, 6–11, 19).

В Откр Ин такие бичи как война, голод, мор, смерть – не просто естественные явления, происходящие во времени. Если мы проследим в литературном плане родство Откр Ин с более ранними писаниями, мы найдем некую единую линию, восходящую от последних иудейских книг (Прем 10–19; Дан 9, 24–27; 12, 1) через псалмы (Пс 77; 104) и через пророков (Иез 14; 21; 38; Ис 24; Соф 1, 2 сл.) к казням *египетским (Исх 7–10). И тогда смысл Б. станет ясным: они – подготовительные акты того великого *Суда, каким является *Пасха, день Господень. Прообразом переживаемого нами эсхатологического освобождения было освобождение во время первой Пасхи и первого *Исхода.

В этом пасхальном свете нам открывается подлинная сущность Б.: в них проявляется торжество смертоносной державы греха, но в то же время в них возвещается и начало ее поражения и победы Христа. Силою Божией любви, действующей в тайне *креста, Б. приобретает новое значение (Рим 8, 31–39; Откр 7, 3; 10, 7).

2. Перед лицом бедствия ч-к должен открыть глаза на этот его истинный смысл. Он не должен ни хулить Бога (Откр 16, 9), ни обращаться к какому- либо идолу в надежде избавиться от Б. (4Цар 1, 2–17; Ис 44, 17; 47, 13). В Б. он должен признать знамение *времени (Лк 12, 54 слл), свидетельство своего порабощения греху и предвестие о том, что Спаситель близко – у дверей (Мф 24, 33). Б., предвосхищение *Дня Ягве, представляет собою своего рода ультиматум – зов к *обращению (Откр 9, 20 сл.), призыв к бодрствованию (Мф 24, 44). Но, главное, оно – начало нашего полного освобождения: «Когда начнет это сбываться, встаньте и поднимите головы ваши, ибо приближается избавление ваше» (Лк 21, 28).

В той же эсхатологической перспективе понятно, что Б-ми сопровождается распространение *Слова в этом мире (Откр 11, 1–13), так как оно по–своему выражает параллельное раскрытие тайны *Антихриста. Но, прежде всего, Б. должно переживаться хр–ном в уверенности, что Бог его любит (Лк 21. 8–19), в уверенности в силе Христовой (2Кор 12, 9). Итак, настроение подлинно эсхатологическое, к-рое Б. должно в нас поддерживать, – это ожидание; оно свидетельствует о становлении нового *мира и о действии Духа, направляющего все творение ко всеобщему *искуплению (Мф 24, 6 слл; Рим 8, 19–23).

JCo

– > гнев Б. – наказания – посещение – потоп – страдание – суд ВЗ I 2, II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle