под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БЕДНЫЕ/НИЩИЕ

Б., часто забываемые в классической литературе, занимают в Библии значительное место. Сама конкретность евр. словаря позволяет нам представить себе их печальную вереницу: тут и раш – «убогий» и дал – «худой» или «хилый», и эбион – «нищий», и ани, аназ (в множ. числе анавим) – ч-к «униженный», «недоедающий» и «скорбящий». Но «бедность», о к-рой говорит Библия, представляет собой не только экономическое и социальное положение, она может означать также внутреннее расположение, душевное состояние; т. обр. в ВЗ раскрываются перед нами духовные богатства Б-ти, а в НЗ подлинно Б. признаны преимущественными наследниками Царства Божия.

Израиль был далек от того, чтобы видеть в Б-ти духовный идеал. Она была для него скорее неким злом, к-рое приходилось переносить или даже состоянием, заслуживающим презрения, поскольку представление о Божием *возмездии, долгое время остававшееся несовершенным, считало материальные *богатства несомненной наградой за верность Богу (ср Пс 1, 3; 111, 1, 3).

Однако – как это знают и Мудрые – есть и добродетельные бедняки (Притч 19, 1, 22; 28, 6), хотя опыт показывает, что нужда часто является последствием лени или распутства (Притч 11, 16; 13, 4, 18; 21, 17); Мудрые строго осуждают лень, ведущую к нищете (6, 6–11; 10 сл.; 20, 4, 13; 21, 25; и т. д). К тому же сама Б-ть может стать поводом ко греху. Идеалом представляется, по–видимому, некая «золотая середина»: «ни богатство, ни бедность» (Притч 30, 8 сл.; ср Тов 5, 18 слл).

Признания требует и другой, не менее очевидный факт: многие Б. являются жертвой судьбы или ч-ской *алчности, как, напр., тот сельский пролетариат, ужасающе бедственное положение к-рого описано в кн Иова 24, 2–12. Эти обездоленные нашли в пророках действительных защитников. Вслед за Амосом, «рыкающим» против преступлений Израиля (Ам 2, 6 слл; 4, 1; 5, 11), глашатаи Ягве неустанно обличают оскверняющие землю «грабительства и притеснения» (Иез 22, 29), бесстыдное мошенничество в торговле (Ам 8, 5 сл.; Ос 12, 8), захват земель (Мих 2, 2; Ис 5, 8), закабаление слабых (Иер 34, 8–22; ср Неем 5, 1–13), злоупотребление властью и извращение самого правосудия (Ам 5, 7; Ис 10, 1 сл.; Иер 22, 13–17). Одним из дел Мессии будет защищать права неимущих и Б. (Ис 11, 4; Пс 71, 2 слл, 12 слл).

Пророки сходились здесь с Законом (ср Исх 20. 15 слл; 22, 21–26; 23, 6); Второзаконие, в частности, предписывает целый ряд дел милосердия и социальных мер для облегчения страданий неимущих (Втор 15, 1–15; 24, 10–15:26, 12). Мудрые также не упускают случая напоминать о свящ. правах Б. (Притч 14, 21; 17, 5; 19, 17), сильный защитник к-рых – Господь (22, 22 сл.; 23, 10 сл.). А *милостыня, как известно, – существенный элемент подлинного библ. благочестия (Тов 4, 7–11; Сир 3, 30–4, 6).

«Вопль бедных», доносящийся до уха Божия (ср Иов 34, 28), часто слышится в псалмах. Правда, в них мы слышим жалобы не только нищих, но и мольбу гонимых, несчастных, удрученных; все они тоже входят в семью Б., и псалмы открывают перед нами их душевную общность (Пс 9–10; 21; 24; 68). Бывает, что они решительно выражают свою надежду на лучшее будущее, когда положение коренным образом изменится (53, 7 слл; 68, 23–30), но спасения они ждут от Ягве, чувствуя свое единение с Ним, как и «нищий» Иеремия, предавший свое дело в Его руки (Иер 20, 12 сл.). Их *враги – враги Божии: *гордые (ср Пс 17, 28) и *нечестивые (9, 14– 19). Их бедственное положение дает им как бы право на Его любовь (ср 9, 35).

Итак, в псалмах бедный представлен другом и *рабом Ягве (ср 85, 1 сл.), у К-рого он с *доверием взыскует прибежища, К-рого он и *боится, и *ищет (ср 33, 5–11). Греч. переводчики Псалтыри прекрасно поняли, что речь тут идет не об одной только материальной нужде: анав они переводят не только словами πτωχός – неимущий и πένης – нуждающийся, но и πραύς, что вызывает представление о ч-ке кротком, умиротворенном даже в испытании. И мы нередко можем с полным правом переводить анавим – «смиренные» (Пс 9, 38; 17, 28; 36, 11; ср Ис 26, 5 сл.). Ибо их основное настроение – *смирение, это та анава, к-рую нек–рые ВЗ-ные тексты сближают с правдой (Соф 2, 3), со «страхом Божиим» (Притч 15, 33; 22, 4) и с верой или верностью (Сир 45, 4 по евр. рукописи, найденной в 1890 г.; ср 1, 27; Числ 12, 3).

Те, кто страдает и молится с такими чувствами, заслуживают наименования «убогих, смиренных Ягве» (ср Пс 73, 19; 149, 4). Они – предмет Его благосклонной любви (ср Ис 49, 13 евр; 66, 2Ί, и они составляют зачаток того «народа смиренного и простого» (Соф 3, 12 сл.), той «Церкви бедных», к-рую соберет Мессия.

НЗ

Начиная Нагорную проповедь заповедью *блаженства, относящейся к нищим (Мф 5, 3; Лк 6, 20), Иисус представляет их преимущественными наследниками возвещаемого Им Царства (ср Иак 2, 5).

Как воспела Мария, смиренная Раба Господня (Лк 1, 46–55), пришел час осуществления древних обетований: «едят бедные и насыщаются» (Пс 21. 27), они приглашены на трапезу Божию (ср Лк 14. 21). Иисус предстает как Мессия бедных, освященный помазанием, чтобы нести им Благую Весть (Ис 61, 1Лк 4, 18; ср Мф 11, 5). И в действительности к Иисусу пришли гл. обр. смиренные (Мф 11. 25; Ин 7, 48 сл.).

Мессия бедных и Сам беден. Вифлеем (Лк 2, 7), Назарет (Мф 13, 55), общественное служение (8, 20), Крестная смерть (27, 35) – все это различные, принятые и освященные Иисусом, виды бедности вплоть до полного обнищания. Итак, Он может призывать всех труждающихся прийти к Нему, ибо Он «кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 29: πραύς и ταπεινός, ср анав и ани в псалмах). Даже при торжественном входе в Иерусалим Он остается «Царем кротким», К-рого возвестил Захария (9, 9 = Мф 21, 5). Особенно во время Страстей Он принимает на Себя страдание и молится словами всех бедных Ягве (Пс 21; ср Мф 27, 35, 43, 46).

Если уже в период ВЗ создается религ. элита, считающая Б-ть неким духовным состоянием, то не приходится удивляться подобным взглядам и у учеников Иисуса; это именно и подчеркивает ев. Матфей: «Блаженны нищие духом» (5, 3), т. е те, душа к-рых отрешена от благ земных. От Своих последователей Иисус требует внутренней отрешенности от мирских благ (независимо от того, владеют ли они ими или нет), чтобы быть способными желать подлинных богатств и получать их (ср Мф 6, 24, 33; 13, 22). При экономическом благосостоянии есть реальная опасность не видеть своей духовной нищеты (Откр 3, 17); во всяком случае, следует пользоваться этим *миром, как бы не пользуясь им в действительности, «ибо проходит образ мира сего» (1Кор 7, 31).

Материальная собственность представляет при этом только часть того, на что должна распространяться полная отрешенность ученика Иисуса (ср Лк 14, 26–33). Чтобы всецело обрисовать облик «нищих духом», наследников ВЗ-ных анавим, нужно еще отметить присущее им сознание собственной нищеты, в плане религ-м, и нужды в Божией помощи. Далекие от обманчивой самонадеянности *фарисея, уверенного в своей собственной праведности, они разделяют *смирение мытаря в притче (Лк 18, 9–14). Чувство собственной нищеты и слабости уподобляет их также *детям и, как и этим последним, им принадлежит Царство Божие (ср Лк 18, 15 слл; Мф 19, 13–24).

Ев. подчеркивает духовную сторону Б-ти, но не следует забывать и о религ. ценности действительной Б-ти, в той мере, в какой она служит знаком и средством внутренней отрешенности. Эта материальная Б-ть положительна, когда она вдохновляется сыновним доверием к Богу, желанием следовать за Иисусом и щедростью в отношении к своим братьям; она может помочь более свободно принять дар Божий и полнее посвятить себя служению Его Царству: все это моменты, к-рые из НЗ-ных писателей особенно подчеркивал ев. Лука (см напр. Лк 12, 32 слл).

1. Добровольная бедность. – Предупреждая всех вообще Своих учеников об опасности *богатства (Мф 6, 19 слл; Лк 8, 14), Иисус требует принятия действительной Б-ти от тех, кто желает более близко следовать за Ним, и прежде всего от Ап–ов (Лк 12, 33; Мф 19, 21, 27 п); однако, если посланные «дому Израилеву» не должны брать с собой «ни золота, ни серебра, ни меди» (Мф 10, 9; ср Деян 3, 6), то это отчасти объясняется укладом жизни в Палестине, где так широко развито гостеприимство. В мире же греко–римском это правило невозможно было применять буквально; поэтому у Павла имелся определенный бюджет для миссионерской и благотворительной деятельности (ср 2Кор 8, 20; 11, 8 сл.; Деян 21, 24; 28, 30); но и тогда Ап. продолжает возвещать Ев. безвозмездно (1Кор 9, 18; ср Мф 10, 8) и умеет жить в скудости (Флп 4, 11 сл.). Община первых христиан, объединившихся в Иерусалиме вокруг Ап–ов, в свою очередь старалась подражать их Б-ти, и Церковь всегда хранит эту тоску по апостольскому житию и применяет его к жизни, как во времена, когда «никто ничего своего не называл собственным, но было у них все общее» (Деян 4, 32; ср 2, 44 сл.).

2. Терпеливое перенесение бедности. – Как добровольные Б., в Царстве Божием блаженны и те, для кого действительная Б-ть стала уделом, вследствие обстоятельств или гонения, по крайней мере тогда, когда они в своей Б-ти проявляют щедрость (ср Мк 12, 41–44) и радостно принимают свою участь, «зная, что есть у них на небесах имущество лучшее и непреходящее» (Евр 10, 34). Уже и теперь, несмотря на их материальную Б-ть, они на самом деле богаты своей верностью в испытаниях (Откр 2, 9 сл.). У ев. Луки с полной ясностью указаны дивные награды, к-рые Бог приготовил им в будущей жизни (Лк 6, 20 сл.); у Него они найдут, как нищий Лазарь, вечное утешение (16, 19–25).

3. Христианское служение бедным. – Тем не менее, нужда остается состоянием, противным ч-скому достоинству, и Ев. выдвигает те же требования социальной справедливости, что и пророки (ср Мф 23, 23; Иак 5, 4). У богатых в земной жизни имеется повелительный долг в отношении Б., и они примут участие в вечном блаженстве с ними при условии,, что будут их принимать по примеру Самого Бога (Лк 14, 13, 21) и будут среди них приобретать себе друзей «богатством неправедным» (16, 9). Более того, служение Б. отныне становится выражением нашей любви к Иисусу: помогая им, мы подлинно помогаем Ему, в ожидании Его Пришествия во славе (Мф 25, 34–46; 26, 11). «Кто видит *брата своего в нужде и затворит от него сердце свое, как пребывает в нем любовь Божия?» (1Ин 3, 17).

От пророков до Иисуса Библ. склонялась над страданием Б. и, что особенно важно, она открыла нам его смысл. Есть духовная и блаженная Б-ть, открывающая сердце для принятия Божиего дара с верой, полной упования, и с терпеливым Смирением. Фактическая Б-ть без сомнения остается тем путем, к-рый по преимуществу ведет к этой нищете духом. Но ее основа и цель заключаются в приобщении к тайне «благодати Господа нашего Иисуса Христа: Он, будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою» (2Кор 8, 9).

– > блаженство НЗ II – богатство – вдовы 1 – вера – голод и жажда ВЗ 2; НЗ 1, 3J– Давид 2 – любостяжание ВЗ 1; НЗ 1 – милостыня – одиночество I 1 – Остаток ВЗ 4 – право ВЗ 3; НЗ – смирение II

LR


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle