под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДУХ БОЖИЙ

Д. Б. неразделим с Отцом и Сыном; Он открывает Себя вместе с Ними во Иисусе Христе, но у Него особый способ Себя открывать, как и Своя особая Ипостась. *Сын, в Своей ч-ской сущности, тождественной с нашей, открывает нам в одно и то же время, кто Он и кто *Отец, К-рого Он созерцает непрестанно. Как–то представить себе Сына и Отца мы можем, но Дух не имеет лица, ни даже имени, могущих быть представленными в каком–либо ч-ском образе. На всех языках Его имя (евр руах, греч πνεύμα, лат. spiritus) – существительное нарицательное, заимствованное из природных явлений ветра и дыхания, так что один и тот же текст: «Пошлешь дух Твой – (живые существа) созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Пс 103, 30) может с одинаковой верностью вызывать перед нами и космический образ божественного дуновения, своим ритмом управляющего чередованием времен года, и излияние Духа Св., животворящего сердца. Невозможно прикоснуться к Духу рукой; можно «слышать Его голос», можно узнать Его посещение по нек–рым чрезвычайно ярким признакам, но о Нем «не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин 3, 8). Он никогда не действует иначе, как через другое лицо, овладевая им и его преобразовывая. Конечно, Он вызывает необычайные явления, «обновляющие лицо земли» (Пс 103, 30), но Его действие исходит всегда изнутри и познают Его тоже изнутри: «Вы знаете Его, потому что с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14, 17). Великие символы – *вода, *огонь, воздух и ветер – принадлежат к миру природы и не связаны с особыми обликами: они главным образом дают представление о появляющемся и все заполняющем *присутствии, о неудержимом распространении, притом идущем всегда в глубину. Д. не более и не менее таинствен, чем Отец и Сын, но Он более повелительно напоминает нам о том, что Бог есть *Тайна, не позволяет нам забыть, что *Бог есть Дух» (Ин 4, 24) и что «Господь есть Дух» (2Кор 3, 17).

ВЗ

Д. Б. в ВЗ открывается еще не как Лицо, а как божественная *сила, преобразовывающая ч-скую личность, чтобы сделать ее способной к исключительным действиям. Действия эти всегда предназначены утвердить народ в его призвании, сделать его служителем и сотрудником Бога *святаго. Происходя от Бога и к Богу направляясь, Дух Сам свят. Приходя от Бога Израилева и посвящая Израиля Богу Союза–Завета, Дух освящает. Действие это и откр. в особенности подтверждаются в трех планах: в плане мессианского спасения, в пророческом плане слова и свидетельства и в связанном с жертвоприношениями плане служения и освящения. В этих трех планах весь народ Израильский призван принять Духа.

1. Судьи. – Судей Израилевых воздвигает Д. Б. Сами того не ожидая, без всякого к тому предрасположения, и не имея возможности этому противиться, простые крестьянские сыновья, Самсон, Гедеон, Саул, переживают внезапную и полную перемену, становясь не только способными на действия исключительные по смелости и силе, но и приобретая как бы новое лицо, что им позволяет занять определенное место и выполнить определенное призвание, а именно, освободить свой народ. Их руками и их духом Д. Б. продолжает эпопею Исхода и пустыни, обеспечивает *единство и *спасение Израиля, и т. обр. Он находится в самых истоках святого *народа. Его действие – уже внутреннее, хотя оно еще и обозначается образами, подчеркивающими внезапное овладение кем–то извне: Дух «был» «на» Гофонииле и Иеффае (Суд 3, 10; 11, 29), Он «сошел» подобно орлу на свою добычу (Суд 14, 6; 1Цар 11, 6), Он «объял» Гедеона как броней (Суд 6, 34).

2. Цари. – Судьи – только временные освободители, и когда их призвание исполнено, Дух покидает их. Их наследниками становятся *цари, на которых возлагается постоянное служение. Посвящающий их обряд *помазания кладет на них неизгладимую печать Духа и облекает их священным величием (1Цар 10, 1; 16, 13).

3. Мессия. – Обрядового помазания недостаточно, чтобы сделать царей верными служителями Божиими, способными обеспечить Израилю спасение, правду и мир. Для выполнения этого необходимо действие Духа, проникающее более глубоко, непосредственное помазание от Бога, к-рым и будет отмечен *Мессия. На Него Дух не только сойдет, но и «почиет» на Нем (Ис 11, 2); в Нем Дух ярчайшим образом проявит все Свои возможности, *мудрость и разумение» как у Веселиила (Исх 35, 31) или у Соломона, «совет и *силу» как у Давида, «*познание и *страх Божий» – идеал великих религиозных душ Израиля. Эти *дары откроют так управляемой стране эру счастья и святости (Ис 11, 9).

1. «Нави». – Эти предшественники пророков, роль к-рых – возбуждение религиозного восторга, не всегда различали ч-ские приемы, приводившие их в исступление, от Божия воздействия. Все же они были одной из живых сил Израиля, так как Свидетельствовали о могуществе Ягве; и в Силе, побуждавшей их говорить от имени истинного Бога, все признавали присутствие Духа Его. (Исх 15, 20; Числ 11, 25 слл; 1Цар 10, 6; 3Цар 18, 22).

2. Пророки. – Если великие *пророки, по крайней мере древнейшие из них, не ссылались на Духа и часто предпочитали называть рукой Божией ту силу, к-рая ими овладевала, (Ис 8, 11; Иер 1, 9; 15, 17; Иез 3, 14), то это не значит, что они не считали себя имеющими Духа, но они сознавали, что имеют Его по–иному, чем предшествовавшие им нави. Хотя пророков, имевших свое ремесло и определенное положение, при полном сознании и нередко вопреки протесту всего их существа, заставляло говорить давление суверенной силы (Ам 3, 8; 7, 14 сл.; Иер 20, 7 слл), слово, к-рое они возвещали, исходило от них, – и они знали, какою ценой – но оно рождалось не в них, оно было само слово Бога, их посылающего. Так наметилась связь, появившаяся уже у пр. Илии (3Цар 19, 12 сл.) и после этого никогда больше не прекращавшаяся, между *Словом Божиим и Его Духом; Дух, т. обр., не ограничивался призывом нового ч‑ка для служения Его делу, Он также давал ему доступ к пониманию смысла и тайны этого дела. Дух уже не только «разумение и сила», но и «познание Бога» и Его путей (ср Ис 11, 3).

Предуготовляя пророков к принятию Слова Божиего до самого открытия им славы Божией (Иез 3, 12; 8, 3), Дух в то же время дает им силу «стоять на ногах своих» (Иез 2, 1; 3, 24), чтобы говорить к народу (Иез 11, 5) и возвещать ему грядущий *суд. Так Он делает их свидетелями и так Он Сам свидетельствует о Боге (Неем 9, 30; ср Зах 7, 12).

Сочетание мессианского и освободительного действия Духа и Его пророческого действия как провозвестника Слова и суда, проявившись сначала у Мессии, согласно Исайе, выразилось полностью у *Отрока Ягве. Так как Бог «положил Дух Свой на Него», Отрок «возвестит народам суд». (Ис 42, 1; ср 61, 1 слл). Возвещает *правду пророк, но устанавливает ее царь. Отрок же Своими страданиями «оправдает многих» (53, 11), т. е. утвердит их в правде; это значит, что в Его посланничестве будет нечто царское. Пророческие задачи и задачи мессианские сходятся, будучи совершаемы одним и тем же Духом. Так как, с другой стороны Отрок – это Тот, к Кому Бог «благоволит» (42, 1) то благоугодное и должное Ему *жертвоприношение – это вся жизнь и смерть Его Отрока, к-рые святы перед Богом как *умилостивление за грешников и спасение многих. Дух Св. есть Дух освящающий.

Действие Духа на пророков и на служителей Божиих само имеет пророческий характер, предвещая Его излияние на весь народ, подобное дождю, возвращающему жизнь жаждущей земле (Ис 32, 15; 44, 3; Иез 36, 25; Иоил 3, 1 слл), как дуновение жизни, воскрешающее сухие кости (Иез 37). Это излияние Духа – как бы *новое *творение, воцарение в обновленной стране *суда и справедливости (Ис 32, 16), а в преображенных сердцах – восприимчивости к голосу Бога и безоговорочной верности Его Слову (Ис 59, 21; Пс 142, 10) и Его Завету (Иез 36, 27) вместе с чувством умиления (Зах 12, 10) и *хвалы (Пс 50, 17). Возрожденный Духом Израиль познает своего Бога и Бог снова обретет Свой народ: «И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью Дух Мой на дом Израилев» (Из 39, 29).

Это прозрение – пока еще только надежда. При ВЗ Дух не мог *обитать постоянно, Его еще «должны были принять» (Ин 7, 39). Правда, с самого начала, со времен перехода через Чермное море и осенения *облаком, известно, что Дух Св. действовал в Моисее и «нес» Израиля к месту *покоя (Ис 63, 9–14). Но видно было также, что народ всегда был способен «огорчить своего Духа» (63, 10) и приостановить Его действие. Чтобы дар стал полным и окончательным, нужно было, чтобы Бог совершил небывалое дело Своим личным действием: «Только Ты – Отец наш… Для чего, Ягве, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих?… Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей» (63, 15–19). Разверзшиеся небеса, Бог, открывающийся как Отец, Бог, нисходящий на землю, обращенные сердца – таково и будет в действительности дело Духа Св., Его окончательное явление во Иисусе Христе.

От начала и до конца ВЗ-а Д. Б. и Его *Слово не перестают действовать совместно. Мессия соблюдает Слово *Закона, данного Богом Моисею, и осуществляет правду, оттого, что Он имеет Духа; пророк свидетельствует о Слове, оттого, что им овладел Дух; Отрок несет народам Слово спасения, оттого, что на Нем почиет Дух; и Израиль станет некогда способным принять сердцем это Слово. Но будет это только в Духе. Будучи неразделимыми, обе силы имеют, однако, черты, к-рыми четко отличаются одна от другой. Слово проникает извне, как меч, обнажающий живую плоть. Дух остается невидимым. Слово – это откр., Дух – внутреннее преображение. Слово стоит, и стоит незыблемо. Дух нисходит, распространяется, наполняет. Это распределение действий и их необходимое сочетание мы снова находим в НЗ: ставшее плотью действием Духа Слово Божие не делает ничего без Духа, и завершение Его дела заключается в даровании Духа.

НЗ

1. Крещение Христа. – Иоанн Креститель, ожидая Мессию, ожидал в то же время Духа во всей Его силе; ч-ские действия должны были быть силою Духа заменены непреодолимым действием Божиим: «Я вас крещу водою в покаяние… Он будет крестить вас Духом Святым и *огнем» (Мф 3, 11). Из традиционных символов Иоанн применяет самый недоступный – пламя. Христос не отвергает этого возвещения, но Он его исполняет так, что это приводит Иоанна в смущение. Он принимает крещение, и Дух являет Себя на нем в очень простом и вместе с тем божественном образе, связанном с водою и с ветром, – видением разверзающегося *неба, откуда Он нисходит в виде *голубя. Крещение водою, к-рое Иоанн считал упраздненным, становится, через принятие его Христом, крещением в Духе. О Человеке, находящемся среди грешников, Дух открывает, что Он – обещанный *Мессия (Лк 3, 22; Пс 2, 7), *Агнец, приносимый в жертву за грех мира (Ин 1, 29) и Сын возлюбленный (Мк 1, 11). Но Он это открывает Своим таинственным путем, как будто и не действуя; Сын действует и принимает крещение, Отец говорит Сыну, а Дух и не действует, и не говорит. И все же, Его присутствие необходимо для беседы между Отцом и Сыном. Будучи необходимым, Дух, однако, пребывает в молчании и кажется бездейственным: Он не присоединяет никакого действия к действию Иисуса и Своего голоса к голосу Отца. Что же Он делает? Он делает то, что Им совершается: Он сообщает Христу слово благоволения, утверждения Его достоинства и любви к Нему, идущее от Отца, и Он же утверждает Иисуса в Его сыновнем отношении к Отцу. Дух Св. возносит к Отцу посвящение Христа, *начаток жертвоприношения возлюбленного Сына.

2. Зачатие Иисуса от Св. Духа. – Присутствие Духа в Иисусе, явно проявившееся только при крещении, восходит к самому возникновению Его существа во плоти. Крещение Иисуса Христа – не просто призвание Богом, как это бывало и раньше, а провозглашение Его Мессией, чрез к-рое Бог явил людям Своего Сына, Отрока, предызбранного Им, что и возвещалось пророческим выражением «вот» (Ис 42, 1; 52, 13). Судьи, пророки, цари бывали охвачены Духом; Он овладел Иоанном Крестителем за три месяца до его рождения; во Иисусе же Дух не совершил никакого изменения; с первого мгновения Он обитал в Нем, давая ему возможность существовать во плоти; от чрева Матери Он соделывает Иисуса Сыном Божиим. Оба еванг. повествования о младенчестве Иисуса подчеркивают это изначальное действие (Мф 1, 20; Лк 1, 35). Сравнением Благовещения Девы Марии с более ранними аналогичными возвещениями в ВЗ ев. Лука ясно показывает, что это действие – более, чем простое посвящение. Самсон (Суд 13, 5), Самуил (1Цар 1, 11), Иоанн Креститель (Лк 1, 15) были все трое посвящены Богу от чрева матери более или менее полным и непосредственным образом. А Иисус, без посредства какого бы то ни было обряда, без какого бы то ни было ч-ского вмешательства, единственно действием Духа в Деве *Марии не только посвящен Богу, но «Свят» по самому Своему существу (Лк 1, 35).

3. Христос действует в Духе. – Всей Своей жизнью Иисус являет действие в Нем Духа (Лк 4, 14). В Духе Он противостоит диаволу (Мф 4, 1) и освобождает его жертвы (12, 28), благовествует нищим Слово Божие (Лк 4, 18). В Духе Он имеет доступ к Отцу (Лк 10, 21). Его *чудеса, побеждающие зло и смерть, сила и истина Его слова, Его непосредственно близкое общение с Богом доказывают, что на Нем «почиет Дух» (Ис 61, 1) и что Он одновременно и спасающий Мессия, и ожидаемый пророк, и Отрок возлюбленный.

У вдохновенных Израильтян в проявлениях Духа всегда было нечто временное и преходящее, у Иисуса же эти проявления были постоянны. Он не принимает Слова Божия, а выражает его во всем, что Он говорит; Он не ожидает подходящего мгновения для чуда: чудо возникает из Него Самого как нечто естественное; Он не получает тайну откр. от Бога, Он всегда непосредственно зрит Бога. Никто никогда не имел Духа, как Он, безо всякой «меры» (Ин 3, 34).

Также никто никогда не имел Духа тем образом, к-рый свойствен Иисусу. Духоносные люди ВЗ, даже когда они вполне сохраняли самообладание, знали, что ими овладел Некто сильнейший, чем они. У Иисуса нет и следа какой–либо принудительности, того, что в наших глазах характерно для вдохновения. Можно подумать, что для совершения дел Божиих Он не нуждается в Духе. Не то, чтобы Он мог когда–либо быть без Него, как не может Он быть и без Отца; но как Отец всегда «с Ним» (Ин 8, 29), так и Духа Он не может лишиться. Отсутствие у Иисуса обычных признаков воздействия Духа знаменует Его божественность. Он не ощущает Духа как силу, заполняющую Его извне; находясь в Духе, Он находится у Себя; Дух с Ним, Ему принадлежит, это – Его Дух. (ср Ин 16, 14 сл.).

Полный Духа и действуя чрез Него, Иисус, однако, об этом не говорит. Он Его выявляет всеми Своими делами, но, пока Он живет среди нас, Он не может Его явить отдельно от Себя. Чтобы произошло излияние и познание Духа, Христос должен уйти (Ин 7, 39; 16, 7); тогда узнают, что такое Дух, а также, что Дух приходит от Него. Оттого и Своим ученикам Иисус говорит о Духе только тогда, когда Он заметным образом от них отделяется временно (Мф 10, 20) или окончательно (Ин 14, 16 сл.; 26; 16, 13 слл).

Согласно Синоптикам, Дух, по–видимому, должен проявляться только при трудных обстоятельствах, в среде торжествующих противников или на суде (Мк 13, 11). Но откровенные высказывания на Тайной Вечери более точны: враждебность *мира в отношении Иисуса – не случайное явление, и если она и не каждый день выражается в жестоких *гонениях, то ее угрозу ученики будут чувствовать на себе каждый день (Ин 15, 18–21), а поэтому и Дух каждый день будет с ними (14, 16 сл.).

Как Иисус *исповедал Отца Своего всей Своей жизнью (Ин 5, 41; 8, 50; 12, 49), так и ученики должны будут Свидетельствовать о Господе (Мк 13, 9; Ин 15, 27). Пока Иисус жил с ними, они не боялись ничего; Он был их *Защитником, все время присутствующим, чтобы их оборонять и выводить из трудных положений (Ин 17, 12). После Его отшествия Дух займет Его место, чтобы быть их *Параклетом (14, 16; 16, 7). Отличный от Иисуса, Он не будет говорить от Своего имени, но всегда будет говорить о Христе, так как Он с Ним неразделен, и Его «прославит» (16, 13 сл.). Он напомнит ученикам дела и слова Господа и даст им правильное их разумение (14, 26); Он же даст им силу противостоять миру во *Имя Иисуса, найти смысл Его Смерти и свидетельствовать о божественной тайне, свершившейся в этом, вызывающем соблазн, событии: в ней произошло осуждение греха, поражение Сатаны, торжество *правды Божией (16, 8–11).

После Своей смерти и воскресения Иисус даровал Церкви Своего Духа. Умерший ч-к, как бы ни был велик его дух, как бы ни было глубоко оставленное им влияние, обречен уйти в прошлое. Его дело может его пережить, но оно ему уже не принадлежит, он никак не может больше на него влиять и вынужден оставить его на произвол ч-ских прихотей. Напротив, когда Христос умирает и «предает дух» Свой Богу, Он в то же время «передает» его Своей Церкви (Ин 19, 30). До Его смерти казалось, что Дух не выходит за обычные пределы Его индивидуальности и Его поля действия. Теперь же, когда *Сын Человеческий в славе вознесен одесную Отца (12, 33), Он собирает спасенное ч-ство (12, 32) и изливает на него Духа (7, 39; 20, 22 сл.; Деян 2, 23–33).

Церковь – новое творение – может родиться только от Духа, от К-рого рождается все, что рождается от Бога (Ин 3, 5 сл.). Кн. Деян. представляет собою как бы «евангелие Духа».

Действие Духа здесь сохраняет обе черты, уже отмеченные в ВЗ. С одной стороны, – это чудеса и исключительные деяния: восхищенное состояние вдохновенных Им людей (Деян 2, 4, 6, 11), избавление от недугов больных и одержимых (3, 7; 5 12, 15…), героическое дерзновение учеников (4, 13, 31; 5, 20; 10, 20). С другой стороны, эти дивные явления, *знамения окончательного спасения, свидетельствуют о том, что обращение возможно, что грехи прощены, что пришел час, когда Бог, в Церкви, изливает Своего Духа (2, 38; 3, 26; 4, 12; 5, 32; 10, 43).

Этот Дух – Дух Иисуса; Он научает повторять дела Иисуса, возвещать Его слово (4, 30; 5, 42; 6, 7; 9, 20; 18, 5; 19, 10, 20), повторять молитву Иисуса (Деян 7, 59 сл.; Лк 23, 34, 46; Деян 21, 14; Лк 22, 42), продолжать в преломлении хлеба благодарение Иисуса. Он поддерживает между братьями то единство (Деян 2, 42; 4, 32), в к-ром ученики были сплочены вокруг Иисуса. Невозможно предположить, что здесь дело в устойчивости привычек, приобретенных в общении с Ним или в сознательной воле воспроизвести Его существование. Даже когда Он жил с ними, Ему требовалась вся сила Его личности, чтобы удержать их при Себе. Теперь, когда они Его больше не видят и притом знают по Его примеру, чему они себя подвергают, Его ученики сами собой следуют по Его стопам: они получили Духа Христова.

Дух Св. – *сила, благодаря к-рой Церковь стремительно распространяется «до предела земли» (1, 8); Он то непосредственно овладевает язычниками (10, 44), тем самым доказывая, что Он «излит на всякую плоть» (2, 17), то отправляет *посланцами избранных Им: Филиппа (8, 26, 29 сл.), Петра (10, 20), Павла и Варнаву (13, 2, 4). Но Он не только посылает их: Он сопровождает действие Апостолов и им руководит (16, 6 сл.), придает их решениям силу Своей *власти (15, 28). Если Слово *«растет и умножается» (6, 7; 12, 24), то внутренним источником этого радостного устремления является Дух (13, 52).

1. Дух – слава Христова в нас. – «Тот, Кто воскресил из мертвых Иисуса» (Рим 8, 11) силою Своего «Духа святыни» (1, 4) и сделал Его «духом животворящим» (1Кор 15, 45), в то же самое время сделал так, чтобы Дух стал «славой воскресшего Господа» (2Кор 3, 18). Дар Св. Духа – это присутствие в нас *славы Господней, к-рая преображает нас по Его *образу. Оттого Павел и не отделяет Христа от Духа, жизнь «во Христе» от «жизни в Духе». Жизнь – это Христос (Гал 2, 20), и это также Дух (Рим 8, 2, 10). Быть «во Христе Иисусе» (Рим 8, 1), это – «жить по Духу» (8, 5…).

2. Знамения Духа. – Жизнь в Духе сама по себе еще не означает интуитивного усвоения Духа, она – жизнь в вере; но она является через соответствующие знамения опытом определенного *присутствия. Знамения эти чрезвычайно разнообразны. Но все они, начиная с сравнительно внешних *харизм, как дар языков или исцеления (1Кор 12, 28 сл.; 14, 12), и кончая «дарами большими» (12, 31) – веры, надежды и любви, служат Евангелию, о к-ром свидетельствуют (1Фес 1, 5 сл.; 1Кор 1, 5 сл.), и *Телу Христову, к-рое они созидают (1Кор 12, 4–30).

Все они дают также возможность, через ч-ские поступки и состояния, через «дарованное нам от Бога» (1Кор 2, 12), различить личное присутствие Кого–то, Кто «живет» (Рим 8, 11) в нас, Кто «свидетельствует» (8, 16), «ходатайствует за нас» (8, 26), Кто «с нашим духом» (8, 16) и «взывает в сердцах наших» (Гал 4, 6).

3. Дух как источник новой жизни. – При своем чрезвычайном внешнем разнообразии опыт Духа по существу всегда один и тот же: существование, обреченное и уже носящее на себе печать *смерти, сменилось *жизнью. *Закон, державший нас пленниками ветхой буквы, уступил место «обновлению духа» (Рим 7, 6); *проклятие Закона уступило место *благословению Авраама в обещанном Духе (Гал 3, 13 сл.); *Завету буквы, к-рая убивает, пришел на смену Завет Духа, К-рый животворит (2Кор 3, 6). Грех, подчинявший нас закону *плоти, сменился законом Духа и праведности (Рим 7, 18, 25; 8, 2, 4). На место дел плоти пришли *плоды Духа (Гал 5, 19–23). Осуждение, навлекавшее на грешника «скорбь и тесноту души» (Рим 2, 9) вследствие Божия *гнева, уступило место *миру и *радости Духа (1Фес 1, 6; Гал 5, 22…).

Эта жизнь нам дана, и в Духе мы не имеем недостатка ни в каком даре (1Кор 1, 7), но она дана нам в борьбе, так как в этом мире мы имеем еще только «залог Духа» (2Кор 1, 22; 5, 5; Еф 1, 14), Его «начатою) (Рим 8, 23). Дух призывает нас бороться с плотью; к указаниям, утверждающим Его присутствие, все время примешиваются веления, провозглашающие Его требования: «Если мы живем Духом, то по Духу и будем поступать» (Гал 5, 25; ср 6, 9; Рим 8, 9, 13; Еф 4, 30); Он преображает «плотские» существа, «*младенцев во Христе», в людей «духовных» (1Кор 3, 1).

4. Дух и Церковь. – Новое творение, рожденное от Духа, есть Церковь. Церковь и Дух неразделимы: опыт Духа совершается в Церкви и Он дает доступ к тайне Церкви. *Харизмы тем ценнее, чем более действенно они помогают созиданию Церкви (1Кор 12, 7; 14, 4…) и освящению *Храма Божия (1Кор 3, 16; Еф 2, 22). Беспрестанно возобновляя Свое действие и Свои дары, Дух все время ведет к *единству Тела Христова (1Кор 12, 13). Дух *общения (Флп 2, 1; Еф 4, 3), изливающий в сердца свой высший дар любви (1Кор 13; 2Кор 6, 6; Гал 5, 22; Рим 5, 5), собирает их всех в своем *единстве (Еф 4, 4).

5. Дух Божий. – «Одно Тело и один Дух… один Господь… один Бог» (Еф 4, 4 слл). Дух объединяет, потому что Он – Дух Бога. Дух освящает, потому что Он – Дух Бога Святаго (2Кор 1, 22). Все действие Духа в том, чтобы дать нам доступ к Богу, ввести нас в живое общение с Богом, в Его священные глубины, и дать нам знание тайн Божиих (1Кор 2, 10 сл.). В Духе мы знаем Христа и исповедуем, что «Иисус – Господь» (12, 3), в Духе мы молимся Богу (Рим 8, 26), К-рого и называем Его *именем: Отец (Рим 8, 15; Гал 4, 6). И когда мы имеем Духа, ничто в мире не может нас погубить, потому что Бог дал нам Себя Самого и мы живем в Нем.

JG

– > благодать – благословение IV 3 – Бог НЗ II 4, V – богохульство НЗ 1 – вода III 2, IV – возложение рук – воспитание ВЗ 4, НЗ – голубь 3 – дар НЗ 1 – добродетели 2 – душа II 1 – елей 2 – желание III – знать НЗ 3 – истина НЗ 3 б – крещение 3, 4 – культ НЗ II, III – любовь I НЗ 3 – молитва V 2 г – могущество IV 2, V – мудрость ВЗ III 3, НЗ II 2 – облака 5 – обетования III 3 – огонь НЗ II 2 – опьянение 3 – Откровение НВ 1 II б – Параклет – печать 2 6 – плод IV – плоть II 2 – помазание III 5, 6 – посланничество ВЗ III 2, НЗ III – пребывать II 3 – предание НЗ II 2 а б – призвание III – присутствие Божие ВЗ III 2, НЗ II, III – пророк ВЗ I 2, НЗ II 2 – Пятидесятница II – радость НЗ I 2, II 1 – (новое) рождение 3 a – святой НЗ II, III – Слово Божие ВЗ I 1 – сон – утешать 2 – харизмы – Храм НЗ II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle