под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДУХ

И в библ. и во всех классических языках, слово «дух» может иметь весьма различные значения. Смысл этого слова в выражениях «о нем ни слуха, ни духа», «он сегодня не в духе», «испустить дух» и «жить по Духу» различен, хотя в них есть аналогичный элемент. Слово «дух» обыкновенно обозначает некую неуловимую сущность в данном существе, некое животворящее начало, нечто исходящее от него помимо его воли, что более всего является им самим, и чем он однако овладеть не может.

ВЗ

1. Ветер. – Д. (по–евр руах) – это дуновение, и прежде всего дуновение ветра. В ветре есть нечто таинственное: то он с неукротимой силой опрокидывает дома, кедры, суда в открытом море (Иез 13, 13; 27, 26); то он – тихое веяние (3Цар 19, 12); то он знойным дуновением иссушает бесплодную землю (Исх 14, 21; ср Ис 30, 27–33); то он на нее изливает оплодотворящую *воду, способствующую появлению ростков жизни (3Цар 18, 45).

2. Дыхание. – Как ветер в отношении тяжелой и неподвижной земли, так и дыхание, легкое и колеблющееся, есть сила, подымающая и оживляющая тело. Ч-к не владеет этим дуновением, хотя и не может без него обойтись и умирает, когда оно прекращается. Как и ветер, но более непосредственным обр., дыхание, в особенности у ч‑ка, происходит от Бога (Быт 2, 7; 6, 3; Иов 33, 4) и к Нему возвращается, когда наступает смерть (Иов 34, 14 сл.; Екк 12, 7; Прем 15, 11).

3. Дух человека. – Пока это божественное дуновение остается в ч-ке, оно действительно принадлежит ему, превращая его инертную *плоть в действующее существо – *душу живую (Быт 2, 7). С другой стороны, все, что затрагивает эту душу, любые впечатления и внутренние переживания ч‑ка выражаются в его дыхании: страх (Быт 41, 8), гнев (Суд 8, 3), радость (Быт 45, 27), гордость – все вызывает изменение в дыхании ч‑ка. Т. обр., слово руах прямо выражает сознание ч‑ка, его Д. Предать этот Д. в руки Божии (Пс 30, 6 = Лк 23, 46) значит в одно и то же время и испустить последнее дыхание и предать Богу свое единственное богатство, самое свое существо.

4. Духи в человеке. – Иногда создается такое впечатление, точно в сознание ч‑ка ворвалась некая посторонняя сила, и оно больше не в его власти. В нем обитает кто–то другой – значит некий Д. Это может быть злотворная сила, зависть (Числ 5, 14–30), ненависть (Суд 9, 23), блуд (Ос 4, 12), нечистота (Зах 13, 2); это может быть также и Д. благотворный, Д. правды (Ис 28, 6), Д. умиления (Зах 12, 10). Пока не совершилось искупление, не было возможности исследовать сатанинские глубины. Поэтому в ВЗ заметно колебание в вопросе о том, кому непосредственно подчиняются злые духи (ср Суд 9, 23; 1Цар 19, 9; 3Цар 22, 23…), но определенно говорится, что во всяком случае добрые Д. приходят непосредственно от Бога, и предчувствуется существование Духа *святого и освящающего, единственного источника всякого внутреннего преображения (ср Ис 11, 2; Иез 36, 26 сл.).

НЗ

В НЗ встречается такое же множество значений, как и в ВЗ. Кроме того, дар Св. Духа в Иисусе Христе являет подлинные «измерения» Д. в ч-ке, а равно и духовных расположений, к-рые могут вдохновлять его поведение.

1. Различение духов. – Разоблачая *Сатану, вскрывая во всей наготе его хитрости и его слабости, Иисус Христос проявляет Свою власть над злыми Д. В силе Духа Он изгоняет бесов, к-рые не могут сопротивляться Его святости (Мф 12, 28; Мк 1, 23– 27; 9, 29; Лк 4, 41). Ту же власть Он дает Своим ученикам (Мк 6, 7; 16, 17).

Среди *харизм Св. Духа дар различения Д. (1Кор 12, 10) занимает важное место; он, по–видимому, родственен драгоценному дару пророчества; духовным людям, получающим «знание от Духа», свойственно «различать дары Божии» (1Кор 2, 11 сл.) и «ревновать о дарах больших» (12, 31 ср 14, 12.)

2. Святой Дух присоединяется к нашему духу. – Познать Духа Божия не значит отказаться от своей собственной личности; наоборот, это значит овладеть ею. Продолжая ВЗ, НЗ видит в ч-ке сложное существо, одновременно тело, душу и Д. (ср 1Фес 5, 23), а в Д. он видит силу, неотделимую от дуновения и жизни (Лк 8, 55; 23, 46), восприимчивую к любым внутренним движениям (Лк 1, 47; Ин 11, 33; 13, 21; 2Кор 2, 13; 7, 13), часто борющуюся против *плоти (Мф 26, 41; Гал 5, 17). Но главный опыт заключается в том, что в Д. ч‑ка обитает Дух Божий, его обновляющий (Еф 4, 23), им «принятый» (Рим 8, 15, 16), дабы в нем вызывать молитву и сыновний призыв (8, 26), так, что «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор 6, 17).

В силу этого во многих случаях, в особенности у Павла, невозможно определить, означает ли данное слово Д. ч-ский или Дух Божий, напр., когда Павел говорит: «духом пламенейте, Господу служите» (Рим 12, 11), или, когда он сочетает «Дух Святой» с «нелицемерной любовью» (2Кор 6, 6…). Эта двойственность смысла, затруднительная для переводчика, служит светочем для веры: она доказывает, что Дух Божий и тогда, когда Он заполняет ч-ский Д. и его преобразовывает, оставляет ему всю его индивидуальность; и она означает, что, овладевая т. обр. Своим творением и давая ему существовать пред Ним, «Бог есть дух» (Ин 4, 24).

Потому, что *Бог есть дух, *рожденное от Бога, как «рожденное от Духа, есть дух» (Ин 3, 6) и способно поклоняться Богу «в духе и истине» (4, 24), отказаться от *плоти и ее «мертвых дел» (Евр 6, 1), чтобы приносить *плод Духа (Гал 5, 22), К-рьГ животворит (Ин 6, 63).

JG

– > ангелы 0 – бесы – Бог НЗ V – Дух Божий 0 – душа – письменность IV, V – плод IV – плоть – поклонение II 3 – сердце – человек


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle