под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДРУГ

1. «Верному другу нет цены» (Сир 6, 15 сл.; 7, 18), ибо «он любит во всякое время» (Притч 17, 17), делая жизнь приятной (Пс 132; Притч 15, 17). Замечательна дружба, тесно связывавшая Давида и Ионафана (1Цар 18, 1–4); она устояла во всех испытаниях (19–20) до самой смерти (2Цар 1, 25–25) и сохранилась в *памяти сердца (9, 1; 21, 7).

Бывают такие дружбы, но есть и дружбы обманчивые.

Почему у богатых столько Д., тогда как у бедных, больных или гонимых их так мало (Притч 14, 20; ср Пс 37, 12; 54, 13 сл.; 87, 19; 108, 4 сл.; Иов 19, 19)? Почему «тот, кто делит со мной хлеб, поднимает пяту против меня» (Пс 40, 10)? Такой горький опыт учит быть трезвым в выборе Д. и даже проявлять иногда некоторое недоверие (Сир 6, 5–13; 12, 8–13, 23; 37, 1–5). Даже искренняя дружба (Иов 2, 12 сл.) может привести к разочарованию (Иов 6, 15–30), а иногда и ко злу (Втор 13, 7; Сир 12, 14; ср 2Цар 13, 3–15).

Дружба закаляется со временем: «Вино новое, друг новый; оно состарилось, ты его выпьешь с радостью» (Сир 9, 10); ее не нарушает открытое обличение (Притч 27, 5 сл.); особенно же укрепляет ее *страх Божий: «кто боится Господа, тот найдет себе настоящих друзей, потому что каков он сам, таким делается и друг его» (Сир 6, 16 сл.). В сущности (ср *любовь), образом и источником настоящей дружбы является дружба, к-рую Бог заключает с ч-ком, напр., с Авраамом (Ис 41, 8; Быт 18, 17 слл), с Моисеем (Исх 33, 11), с пророками (Ам 3, 7).

2. Посылая нам Сына Своего, Бог открыл Свое человеколюбие (Тит 3, 4); Иисус говорит о Нем в притче, как о некоем ч-ке, к-рый позволяет своему надоедливому Д. беспокоить себя (Лк 11, 5–8). Особенно *Иисус в жизни Своей дает примеры такой дружбы: Он полюбил богатого юношу (Мк 10, 21) и очень любил Лазаря и в его лице всех тех, кто верою восстанет из гроба (11, 3; 11, 35 сл.). С Ним были ученики Его, разделявшие Его образ жизни (Мк 3, 14), но не все они стали его Д. (греч φίλος). Обращение Христа к Иуде (Мф 26, 50): «друг» (русский пер.) в греч. тексте дано словом έταΐρος (букв: сотоварищ, спутник ср Мф 20, 13; 22, 12), тогда как другим апостолам Иисус говорит: «Я не называю вас уже *рабами, но друзьями» (Ин 15, 15); они пребыли с Ним в Его испытаниях и были готовы безбоязненно встретить приближающиеся Страсти (Лк 22, 28 сл.); поэтому Иисус говорит им все, что слышал от Отца Своего (Ин 15, 15). Подлинным Д. Христовым, верным до креста, является «ученик, которого любил Иисус» (Ин 13, 23; ср 2, 7, 20) и к-рого Он препоручил Своей Матери (19, 26).

Те, кого Господь избрал Своими Д., не могут не чувствовать себя связанными между собой узами дружбы. Конечно, иногда невозможно избежать конфликтов: так, напр., Павел, находившийся в столь дружеских отношениях с братьями (см Рим 16, 1–16) и всегда так заботливо относившийся ко всему, что их касалось (см 1Фес 2, 2–7 слл; 2Кор 11, 28 сл.), имел серьезные трения с Варнавой (Деян 15, 36–39) и даже с самим Петром (Гал 2, 11–14); в конце своей жизни, он чувствовал себя почти одиноким, лишенным присутствия Д. (2Тим 4, 9–14). Но несмотря на все это остается уверенность, что братская *любовь между хр–нами есть воля Божия (Ин 15, 12 слл); картина *любви, царившей в первохристианской общине (Деян 2, 44 слл; 4, 32), остается для всех хр-н идеалом и воодушевляющей силой.

3. Друг Жениха. – Согласно *брачным обычаям в Израиле на свадьбе большую роль играл друг жениха, к-рый должен был приготовить свадебную встречу и быть посредником между женихом и невестой до самой свадьбы, на к-рой он должен был представить новобрачную ее мужу. Именно этот обычай имеется в виду в текстах, представляющих Господа *Супругом Израиля. Пророк подобен другу жениха, оплакивающему неверность жены (Ис 5. 1–7). Таково же назначение Иоанна Крестителя, к-рый, приготовив людей к встрече с Господом и исполнившись общей радости, отходит (Ин 3, 28 слл). Такова наконец роль Павла, к-рый «обручил» Коринфскую общину Христу (2Кор 11, 2); но позже, возвращаясь к тому же образу, апостол начинает понимать, что в действительности все происходит от Самого Жениха: Он Сам «представляет себе» невесту, к-рая не может быть Ему угодной, если она не будет предварительно исполнена всех Его даров (Еф 5, 27): Жених берет на Себя здесь обязанность, к-рая некогда принадлежала «другу».

CW

– > ближний – брат – враг – Иоанн Креститель 2 – любовь – слуга III 3 – служить III 2 – трапеза I, III


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle