под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

АНГЕЛЫ

Название «ангел» указывает не на природу существа, а на род служения: евр мал'ак, греч. άγγελος означает «вестник». Ангелы – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, к-рые имеют наследовать спасение» (Евр 1, 14). А. не поддаются нашему обычному восприятию, они образуют особый таинственный мир. В Библии их существование никогда не ставилось под вопрос, но относящееся к ним учение постепенно развилось, а описание их и представление о них создалось при постоянном обращении к религиозной символике.

ВЗ

1. Ангелы Ягве и Ангел Ягве. – Заимствуя широко распространенный в восточных мифологиях образ, но приспосабливая его к откр. единого Бога, ВЗ часто представляет Бога в виде самодержца (3Цар 22, 19; Ис 6, 1 слл). Его царедворцы в то же время и Его *слуги (Иов 4, 18); их называют и *Святыми (Иов 5, 1; 15, 15; Пс 88, 6; Дан 4, 10) или *сынами Божиими (Пс 28, 1; 88, 7; Втор 32, 8). Среди них херувимы (имя к-рых месопотамского происхождения) поддерживают Его престол (Пс 79, 2; 98, 1), везут Его колесницу (Иез 10, 1 сл.), носят Его на себе (Пс 17, 11) или охраняют доступ к Его владениям, не допуская непризванных (Быт 3, 24); серафимы («горящие») воспевают Его славу (Ис 6, 3) и один из них очищает уста Исаии горящим углем, когда решается его пророческое призвание (Ис 6, 7). Херувимов мы находим изображенными и в храме: они своими крыльями осеняют ковчег (3Цар 6, 23–29; Исх 25, 18 сл.). Т. обр. целое небесное воинство (3Цар 22, 19; Пс 148, 2; Неем 9, 6) превозносит *славу Божию: оно предстоит Ему для управления миром и выполнения Его повелений (Пс 102, 20); оно устанавливает связь между небом и землей (Быт 28, 12).

Наряду с этими загадочными вестниками древние библ. повествования упоминают об Ангеле Ягве (Быт 16, 7; 22, 11; Исх 3, 2; Суд 2, 1), К-рый не отличается от Самого *Ягве, являющегося в земном мире видимым обр. (Быт 16, 13; Исх 3, 2): *Бог обитает в свете неприступном (1Тим 6, 16), и ч-к не может созерцать Его *лица (Исх 33, 20); люди могут видеть только Его таинственный отблеск. Выражение «Ангел Ягве» в архаических текстах есть отражение более древнего богословия, к-рое в форме «Ангел Господень» оставило следы и в НЗ (Мф 1, 20, 24; 2, 23, 19; Лк 1, 11; 2, 9) и даже в святоотеческой письменности. Однако в кн. ВЗ более позднего периода миссия Ангела Ягве все более переходит к А. – обычным вестникам Божиим.

2. Развитие учения об ангелах. – Первоначально А-м приписывали исполнение диаметрально противоположных Божиих поручений (ср Иов 1, 12). Бог посылает Своего доброго ангела, чтобы охранять Израиль (Исх 23, 20); но для выполнения губительных *миссий Он посылает злых ангелов (Пс 77, 49), каков, напр., Губитель (Исх 12, 23; ср 2Цар 24, 16 сл.; 4Цар 19, 35). Даже *Сатана в кн. Иова как бы входит еще в число Божиих слуг (Иов 1, 6–12; 2, 1–10). Однако после пленения служения распределяются между ангелами более точно: им дается нравственная оценка; с одной стороны, добрые ангелы, с другой – Сатана и бесы; одни все время противодействуют другим (Зах 3, 1 сл.).

Но это четкое разделение А. на добрых и злых не приводит к дуализму, свойственному ирановавилонской ангелологии, распространенной в атмосфере синкретизма того времени. Иудейское мышление продолжает развивать свое первоначальное учение, не поступаясь ни в чем строгим единобожием, хотя и пользуется порою общей народам того времени символикой. Это мы видим в кн. Товита, где упоминается о семи А., к-рые восходят пред славу Святого (Тов 12, 15; ср Откр 8, 2). Роль, приписываемая А., не изменилась. Они охраняют людей (Тов 3, 17; Пс 90, 11; Втор 3, 49 сл.) и приносят Богу их молитвы (Тов 12, 12); они также ведают судьбами народов (Дан 10, 13–21).

Пророкам, начиная с Иезекииля, они разъясняют смысл их видений (Иез 40, 3 сл.; Зах 1, 8 сл.); этот мотив встречается во всей последующей апокалиптической письменности (Дан 8, 15–19; 9, 21 сл.). Им даются *имена, соответственно их различным назначениям: Рафаил – «Бог исцеляет» (Тов 3, 17; 12, 15), Гавриил – «сильный Божий» (Дан 8, 16; 9, 21), Михаил – «Кто как Бог?» (10, 13, 21; 12, 1). Ему, как их князю, препоручена иудейская община (10, 13–21; 12, 1). Эти элементы получили еще большее развитие как в апокриф, кн. Еноха, так и в раввинской письменности, стремящейся расположить их в более или менее стройные системы. Т. обр. ВЗ-ное учение о существовании ангельского мира и о его присутствии в мире ч-ском все время продолжает утверждаться. Но используемые им представления и классификации носят неизбежно символический характер, что требует очень осторожного подхода к ним.

НЗ

В НЗ употребляется тот же условный язык, заимствованный из свящ. кн. и из иудейского предания того времени. В нем перечисляются архангелы (1Фес 4, 16; Иуд 9), херувимы (Евр 9, 5), Престолы, Господства, Начальства, Власти (Кол 1, 16), к к-рым в другом месте добавляются еще Силы (Еф 1, 21). Эта иерархия, ступени к-рой называются по–разному, не имеет характера твердо установленного учения. Но, как и в ВЗ, сущность мысли здесь в другом – в служении. Эта иерархия располагается по–новому вокруг откр. Иисуса Христа.

1. Ангелы и Христос. – Ангельский мир занимает определенное место в учении Иисуса Христа. Евангелисты иногда говорят о Его близком общении с А. (Мф 4, 11; Лк 22, 43); Сам Он говорит об А. как о реальных и действующих существах. Охраняя людей, они в то же время видят лицо Отца (Мф 18. 10 п). Их жизнь свободна от всякого подчинения плоти (ср Мф 22, 30 п). Хотя им не известен день последнего Суда, о к-ром знает только один Отец (Мф 24, 36 п), они будут его исполнителями (Мф 13. 39, 49; 24, 31). Уже теперь они участвуют в радости Божией при обращении грешников (Лк 15, 10). Все эти черты соответствуют традиционному учению.

Иисус, уточняет, кроме того, их положение в отношении *Сына человеческого – того таинственного образа, к-рым определяется Он Сам, в особенности в Его грядущей *славе: А. будут сопровождать Его в день Его второго пришествия (Мф 25, 31); они будут восходить и нисходить от Него и к Нему (букв «по Нему» – Ин 1, 51), как некогда по лестнице Иаковлевой (Быт 28, 10…); Он пошлет их собрать избранных (Мф 24, 31 п) и отстранить отверженных от Царства (Мф 13, 41 сл.). Уже во время Его Страстей они служили Ему, и Он мог бы прибегнуть к их помощи (Мф 26, 53).

Христианская мысль первых веков всего лишь повторяет слова Христа, утверждая, что ангелы ниже Его. Умаленный перед ними Своим воплощением (Евр 2, 7), Он продолжает оставаться достойным их поклонения как *Сын Божий (Евр 1, 6 сл.; ср Пс 96, 7). Со времени Его воскресения становится очевидным, что Бог подчинил Ему ангелов (Еф 1, 20 сл.), созданных в Нем, Им и для Него (Кол 1, 16). Они признают теперь Его *господство (Откр 5, 11 сл.; 7, 11 сл.), а в последний *день будут окружать Его (2Фес 1, 7; Откр 14, 14–16; ср 1Фес 4, 16). Итак, ангельский мир подчинен Христу, тайну К-рого он узрел (1Тим 3, 16; ср 1Петр 1, 12).

2. Ангелы и люди. – В этой перспективе А. продолжают выполнять по отношению к людям те же служения, к-рые им уже приписывал ВЗ. Когда небесная весть передается на землю, они продолжают быть таинственными ее носителями: Гавриил дважды передает благую весть – Захарии и Деве Марии (Лк 1, 19, 26); многочисленное воинство небесное является в Рождественскую ночь (Лк 2, 9–14); А. возвещают и Воскресение Христово (Мф 28, 5 слл п) и разъясняют апостолам смысл Вознесения (Деян 1, 10 сл.). Будучи помощниками Христа в деле спасения (Евр 1, 14), они охраняют людей (Мф 18, 10; Деян 12, 15), приносят Богу молитвы святых (Откр 5, 8; 8, 3), несут души праведных в рай (Лк 16, 22). Охраняя Церковь, они продолжают под водительством Архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против Сатаны (Откр 12, 1–9).

Глубокая связь соединяет т. обр. мир земной с миром небесным, где ангелы совершают непрестанное небесное богослужение (Откр 4, 8–11); к нему присоединяется богослужение Церкви на земле (ср Слава в вышних Богу; «С нами Силы небесные»…; «Херувимская песнь»; Свят, Свят, Свят). Нас окружает присутствие духовных сил, о к-ром тайнозритель Откр, говорит условным, освященным обычаем языком. Это присутствие должно внушать нам благоговение (ср Ис Нав 5, 13 слл; Дан 10, 9; Тов 12, 16), к-рое однако не следует смешивать с поклонением (Откр 22, 8 сл.). Одним словом, не следует чрезмерно почитать ангелов, поскольку такой культ может умалить почитание Иисуса (Кол 2, 18), но христианин должен глубоко чувствовать их невидимое присутствие и прибегать к их ходатайству.

PMG & PG

– > бесы ВЗ 1, 3 – небо IV – посредник I 3, II 3 – Сатана I 1 – светила 2, 4 – сыны Божии ВЗ 0 – явления Христа 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle