под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

АНТИХРИСТ

Выражение «Антихрист» (буквально: «противо–Христос») встречается исключительно в 1Ин 2, 18, 22; 4, 3; 2Ин 7, но то же самое или некое аналогичное лицо имеется в виду в различных апокалиптических текстах НЗ (Мк 13, 14 п; 2Фес 2, 3–12; Откр 13, 4–18). А так как оно носит в известной степени дуалистический характер, уже встречавшийся в нек–рых текстах ВЗ, то там и надо проследить сначала первоначальное откр. о нем, еще несовершенное, но уже показательное.

ВЗ

Уже в ВЗ мы видим, что действие Божие в мире наталкивается на враждебные силы, к-рые – в зависимости от контекста – представлены в довольно различных обликах.

1. Согласно религиозной символике древнего Востока творение мира изображается в откр. поэтически – в виде некой борьбы между Богом Творцом и силами хаоса, чудовищными *Зверями, олицетворяющими неукрощенную мощь *Моря (Ис 51, 9 сл.; Пс 73, 13 сл.; 88, 10 слл). Тот же символ, очищенный от мифологических реминисценций, служит для указания на «последние времена» в виде борьбы Ягве со Змеем (Ис 27, 1). Его же можно найти, по всей вероятности, в основе первоначальной драмы ч-ства; в Быт. противник замысла Божия принимает символический облик Змея (Быт 3). Так посредством этих символов вырисовывается на двух полюсах спасительного замысла лицо *Сатаны; он – Противник Бога по преимуществу.

2. Однако в рамках истории Сатана действует в мире через посредство ч-ских сил. *Враги народа Божия являются противниками Самого Бога, когда они противостоят замыслу Его Провидения. Так обстоит с *Египтом во время Исхода; таковы и властители Ассура и *Вавилона, угнетающие Израиль и поклоняющиеся ложным богам, духовное владычество к-рых они стараются распространить на земле; наконец, таковы и языческие цари, побуждаемые безудержно кощунственной гордыней равняться с Богом (Иез 28, 2 слл; Ис 14, 13). В истории раскрывается т. обр. постоянная вражда между Ягве и этими истор. силами, вплоть до последней решающей брани, когда «Гог, князь Магога» будет побежден навеки (Иез 38–39), после чего и придет эсхатологическое спасение.

3. Действия Антиоха Епифана, врага Израиля и в то же время гонителя тех, кто истинно поклоняется Богу, так отображается в кн. Даниила: он – тот *нечестивый, к-рый притязает занять место Бога (Дан 11, 36) и водворяет на святом месте мерзость запустения (9, 27); он также – одиннадцатый рог, вырастающий у четвертого Зверя, обладающего сатанинским ликом (7, 8); оттого суд над ним и его уничтожение являются вступлением к установлению Царства Божия (7, 11–27; 11, 40–12, 2).

НЗ

Такова эсхатологическая перспектива, принятая и в НЗ, с той только разницей, что Царство Божие пришло в лице *Иисуса Христа. Анти–бог ВЗ становится следовательно анти–Христом, к-рый уже действует через своих приспешников, прежде чем проявить себя открыто в эсхатологической брани, в к-рой он будет окончательно побежден.

1. Уже в синоптическом апокалипсисе в «великую скорбь», предреченную Христом как преддверие пришествия Сына Ч-ского во славе, входит и появление «лже–христов», соблазняющих и вовлекающих людей в отступничество (Мк 13, 5 сл.; 21 сл.; Мф 24, 11 п); и знаком этого испытания является «мерзость запустения», водворяющаяся на святом месте (Мк 13, 14 п).

2. В 2Фес 2, 3–12 противник последних времен, сын погибели, начинает действовать как некий противобог (2, 4), наподобие тех, что мы видели в ВЗ; но он же является и А., принимающим облик Господа; он придет во время, предустановленное Богом, и своей сверхъестественной силой совершит ложные чудеса на погибель людям (2, 8–9). Так он исполнит на земле дело Сатаны (2, 9). С другой же стороны, тайна *беззакония, главным совершителем к-рой он будет, находится уже в действии (2, 7); и вот почему столько людей заблуждаются и привязываются ко *лжи вместо того, чтобы верить в *истину (2, 11 сл.). Если этот беззаконник еще не явился в своем подлинном лице, то это потому, что «нечто» и «некто» его «удерживает» (2, 7): загадочный намек, о к-ром ап. Павел не высказался более ясно. Во всяком случае, откр. беззаконника произойдет непосредственно перед вторым пришествием Иисуса Христа, К-рый явлением Своего пришествия уничтожит его (2, 8; ср 1, 7–10).

3. Откр. Ин. дает подобную же эсхатологическую картину посредством двух символических чудовищных *3верей. Первый из них – некая политическая сила: он хулит Бога, заставляет поклоняться себе самому и преследует истинных верующих (Откр 13, 1–10). Второй Зверь – некая религиозная реальность: он принимает внешний вид Агнца (т. е. Христа), совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы привести их к поклонению первому Зверю (13, 11–18). Так исполняется на земле дело Сатаны, древнего Дракона, передавшего свою власть первому Зверю (13, 2). Все это – величественное символическое указание, относящееся к «последним временам», но тем не менее иносказательно имеющее в виду и положение настоящего времени, в к-ром подвизается Церковь Христова, гонимая языческой Римской Империей.

4. В посл. Ин. именем А. обозначается прежде всего современная реальность: всякий, кто отрицает, что Иисус есть Христос, тем самым отрицает Отца и Сына (1Ин 2, 22), кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти (1Ин 4, 3; 2Ин 7), тот и есть Обольститель. Ап. Иоанн делает ясный намек на еретиков и отступников, у к-рых уже осуществляется отступничество, предреченное Христом и предвиденное ап. Павлом. Т. обр. эсхатология актуализирована; но драма веры нашего времени должна восприниматься в более широкой перспективе, полное указание на к-рую дает Откр. Ин.

Учение об А. остается весьма таинственным. Понять его можно только в связи с вековой *бранью, к-рую Бог и Его Христос ведут против Сатаны и его земных приспешников. Эти последние пытаются двойным путем мирского гонения и религиозного обольщения привести спасительный замысел к неудаче. Не будем искать, какие собственные имена скрываются за каждым из символов, служащим указанием на их присутствие; но каждый, кто действует как они, в какой–то мере участвует в той же тайне А. И это действие будет продолжаться непрерывно в течение всей истории, ставя людей в самую гущу такой борьбы, в к-рой никакое ч-ское средство не может восторжествовать. Но где люди будут терпеть неудачу, там победит Агнец (Откр 17, 14) и Его свидетели будут участвовать в Его победе (Откр 3, 21).

BRi & PG

– > бедствие 2 – Вавилон 6 – война НЗ III – День Господень НЗ I 2 – заблуждение НЗ – звери и Зверь 3 б, 4 – ложь II 2 б – мир НЗ I 2, III 2 – нечестивый НЗ 2 – Сатана III


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle