под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДАВИД

Образ Д., как ч‑ка и как царя, настолько ярок, что для Израиля он навсегда остается прообразом самого Мессии, к-рый произойдет из его рода. Начиная с Д., *союз между Богом и Его народом осуществляется уже через *Царя, о чем и напоминает сын Сирахов в заключение своей характеристики Д. (Сир 47, 2–11). Оттого и престол Израиля – престол Д. (Ис 9, 7; Лк 1, 32); его *победы предвозвещают победы над неправдой *Мессии, исполненного Духом, почившим на сыне Иессеевом (1Цар 16, 13; Ис 11, 1–9). Победой Своего воскресения Иисус исполнил данные Д. обетования (Деян 13, 32–37) и дал смысл истории (Откр 5, 5). Как заняла личность Д. такое особое место в истории спасения?

1. Избранник Божий. – Призванный Богом и освященный *помазанием (1Цар 16, 1–13), Д. всегда «*благословен» Богом, его поддерживает Божие присутствие; оттого, что Бог с ним, он преуспевает во всех своих начинаниях (16, 18), в своем единоборстве с Голиафом (17, 45 слл), в войнах на службе у Саула (18, 14 слл) и в тех, к-рые он затем ведет как царь и освободитель Израиля: «Хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил» (2Цар 8, 14).

Как *Моисей, Д. был поставлен *пасти Израиля (2Цар 5, 2) и унаследовал *обетования, данные патриархам, прежде всего об обладании *землей Ханаанской. Он осуществляет это обладание в борьбе с Филистимлянами, начатой при Сауле и продолженной в его собственное царствование (5, 17–25; ср 10–12). Окончательное завоевание увенчивается взятием Иерусалима (5, 6–10), к-рый потом называли «Городом Давидовым». Он становится столицей всего Израиля, и вокруг него осуществляется *единство всех колен, ибо перенесенный туда Д. *ковчег превратил Иерусалим в новый святой *город (6, 1–19) и сам Д. исполняет в нем священнодействия (6, 17 сл.). Так «Давид и весь дом Израилев» составляют вокруг своего Бога единый *народ.

2. Герой Израиля. – На свое призвание Д. отвечает глубокой преданностью Богу. Его религиозность характеризуется прежде всего ожиданием часа Божия; поэтому он и не позволяет себе покуситься на жизнь Саула, даже когда представляется ему случай избавиться от своего гонителя (1Цар 24; 26). Его преданность воле Божией такова, что он все принимает от Бога (2Цар 15, 25 сл.) и надеется, что Господь претворит в благословения все несчастья, к-рые ему приходится испытывать (16, 10 слл). Он остается смиренным служителем, смущенным преимуществами, дарованными ему Богом (7, 18–29), и в этом он – пример тех «нищих», к-рые, подражая его самоотдаче Богу и его твердой надежде, продолжают его молитву в хвалах и мольбах Псалтири. Однако, несмотря на глубокие прозрения его благочестивой души, в его религиозном быту сохранились еще архаические элементы: ефод употребляется им для гадания (1Цар 23, 9; 30, 7), и в его доме находится терафим (19, 13 евр).

«Сладкому певцу Израилеву» (2Цар 23, 1) левиты приписывают, кроме многочисленных псалмов, план Храма (1Пар 22; 28), а также упорядочение богослужения (23–25) и сопровождающих его песнопений (Неем 12, 24, 36), и даже, уже со времени Амоса, изобретение музыкальных инструментов (Ам 6, 5).

За религиозной славой Д. не следует забывать ч‑ка; у него были свои слабости, как и великие достоинства: он суровый, но также и хитрый воин (1Цар 27, 10 слл), совершавший тяжкие проступки и еще до наступления старости проявивший слабость в отношении своих сыновей. Его нравственные принципы еще примитивны: во время пребывания у Филистимлян он вел себя как атаман разбойничьей шайки (27, 8–12); в то же время он был настолько осмотрителен, что по прошествии более чем года Анхус ничего не замечает (29, 6 сл.). Нельзя обойти молчанием его жестокости после сожжения Секелага (30, 17) и в войне против Моава (2Цар 8, 2). Вспомним наконец, как он, связанный своим словом, не имея возможности расправиться со всеми теми, кто причинил ему зло, поручил Соломону посмертное *отмщение (3Цар 2, 5–9). Но сколько великодушия было в его верной *дружбе с Ионафаном, в уважении, к-рое он всегда проявлял по отношению к Саулу; нек–рые подробности показывают его душевное благородство: благоговение перед ковчегом (2Цар 15, 24–29), бережное отношение к жизни своих воинов (23, 13–17), снисходительность (1Цар 30, 21–25) и готовность прощать (2Цар 19, 16–24). Он проявил также политические способности, снискав расположение при дворе Саула и у иудейских старейшин (1Цар 30, 26–31), высказав неодобрение по поводу убийства Авенира (2Цар 3, 28–37) и наказав убийц Иевосфея (4, 9–12).

3. Мессия – Сын Давидов. – Успех Д. мог бы навести на мысль, будто обетования Божии уже осуществились. Тогда новое и торжественное пророчество дало мессианской надежде новый подъем (2Цар 7, 12–16). Когда Д. намеревался воздвигнуть *Храм, Бог ему ответил, что хочет ему воздвигнуть вечное потомство: «Устрою тебе дом» (7, 27); по–евр. банах может так же относиться к каменному зданию, как и к дому сына – бен. Бог т. обр. обращает взоры Израиля к будущему. Это обетование безусловное, не упраздняющее Синайского *завета, но его подтверждающее, сосредоточивая его на царе (7, 24). Отныне Бог, присутствующий в Израиле, ведет его и поддерживает его единство через царский род Д. Псалом 131 воспевает связь, установленную между ковчегом – символом божественного присутствия – и потомком Д.

Тогда становятся понятными важность вопроса наследования Давидова престола и вызываемые этим интриги (ср 2Цар 9–20; 3Цар 1). Тем более понятно место, занимаемое Д. в пророчествах (Ос 3, 5; Иер 30, 9; Иез 34, 23 сл.). Пророки, упоминая о Д., тем самым утверждают ревнивую любовь Бога к Своему народу (Ис 9, 7) и Его верность завету, данному этому народу (Иер 33, 20 слл), «завету вечному, неизменным милостям, обещанным Давиду» (Ис 55, 3). В этой *верности нельзя сомневаться даже в самом горниле испытаний (Пс 88, 4 сл, 20–46).

Поэтому, когда времена исполнились, Христа называют «Сыном Давидовым» (Мф 1, 1); от этого мессианского наименования Сам Христос никогда не отказывался, но оно не полностью выражало тайну Его личности. Вот почему, придя исполнить данные Д. обетования, Христос возвещает, что Он больше Д.: Он – его *Господь (Мф 22, 42–45). Он не только «раб» Божий, как Д., пастырь народа Божия (Иез 34, 23 сл.), Он – Сам Бог, пришедший пасти и спасти Свой народ (Иез 34, 15 сл.), – именно Он, Иисус, «потомок Давида», возвращения К-рого ждут и призывают Дух и Невеста (Откр 22, 16 сл.).

RM

– > дом ΙΙ 1 – единство II – Завет ΙΙ 1 – Израиль ВЗ 2 а – избрание ВЗ I 3 в – Иерусалим – Иисус Христос II 1 б – Мелхиседек 2 – Мессия – молитва ΙΙ 1 – обетование II 3 – пастырь и стадо ВЗ 3 – помазание III 2 – Раб–Отрок I – сила – храм ВЗ I 1 – царь – царство ВЗ II – числа II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle