под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ГРОЗА

1. Языческое истолкование. – На древнем Востоке в Г. видели троякое проявление некоего бога (Ваала в Ханаане): Г. раскрывала ужасающее величие этого бога, будучи действием космических сил, перед к-рыми ч-к бессилен; поскольку она была опасна для ч‑ка, Г. выражала гнев бога, сокрытого в облаке, поражающего гласом грома своих врагов и мечущего в них свои стрелы (молнии) (см Пс 17. 6–16); принося же оплодотворяющий дождь, Г. как бы являла источник плодородия, исходящий от бога.

2. Гроза, образ величия Божия. – Из библ. языка изгоняются все образы многобожия, особенно относящиеся к культам плодородия; но Г. имеет определенный смысл: она одно из чудес природы, возвещающих величие Творца (Иер 51, 16 сл.; Пс 134, 7; Иов 38, 34–38), прикровенное явление Его грозного величия (Иов 36, 29–37, 5). Бог восседает над Г. – так выражена Его трасцендентность (Пс 28). Г. служит образным средством, чтобы представить себе Господа во *славе Его (Иов 38, 1; Иез 1, 13 сл.; 10, 5; Откр 4, 5; 8, 5 слл; 10, 3 сл.). В Г. совершаются древние теофании, в к-рых представлены главные моменты действия Бога в мире: на протяжении свящ. истории – во время Исхода (Пс 76, 19 слл), на Синае (Исх 19, 16–19), при покорении Ханаана (Суд 5, 4 сл.); когда Он освобождает Своего Помазанника (Пс 17) или Свой народ (Авв 3, 3–16); при установлении Своего окончательного Царства (Пс 96, 1–6). Однако Бог – не есть только некое величественное присутствие, внушающее священный ужас. Уже на Хориве Илия призван не связывать присутствие Божие исключительно с этим второстепенным знамением; он должен услышать более высокое Откр.: близкое присутствие Господа, говорящего с ч-ком в веянии тихого ветра (3Цар 19, 11 слл).

3. Гроза, знамение Божия гнева. – Проявляя отношение Бога к людям, Г. имеет в Библии два значения: она знак благотворный, когда через нее Бог дарует *плодородие иссохшей земле (3Цар 18); но она и страшное бедствие, к-рое Бог насылает на Своих врагов как выражение Своего *гнева (Исх 9, 13–34). Теофания в Г. особо характерна для Бога судящего и *карающего (Ис 30, 27–30) и тем более для последнего *суда Его, когда Он проявит Свой гнев против *Вавилона (Откр 16, 18; ср 11, 19). Вот почему в предвосхищении этого суда голос Божий слышен, как удар грома, когда Он прославляет Сына Своего, в тот час, когда «князь мира сего изгнан будет вон» (Ин 12, 28–32).

Такая перспектива суда могла бы привести в трепет и ужас, если бы Бог не уверил Своих, что Он будет их прибежищем от Г.: это эсхатологическое бедствие является угрозой лишь для грешного мира (Ис 4, 6), ибо *Бог – не Юпитер громовержец. Иисус разъясняет «сынам громовым» (Мк 3, 17), что Ему не угодно посылать огонь на не принимающих Его (Лк 9, 54 сл.). Явление Бога в Г. отныне восполняется откр. *благодати Божией, явленной в лице Иисуса (ср Тит 2, 11). «Трубы, молнии, землетрясение… но когда Ты сошел во чрево Девы, Твои стопы были бесшумны» (древняя христианская надпись в честь Рождества Христова).

PG

– > бедствие 0 – облако – огонь ВЗ I 2 – присутствие Божие ВЗ II – слава III 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle